Ирина Кондратьева
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 4–5 лет «Нижегородские промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление и систематизация представлений детей с ограниченными возможностями здоровья о народных промыслах родного края.
Задачи:
Образовательные:
способствовать систематизации знания детей о народных промыслах;
закреплять знания детей о хохломской росписи, городецкой росписи, семеновской росписи матрешки.
Коррекционно–развивающие:
развивать знания об основных элементах каждой росписи.
Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 4–5 лет „Нижегородские промыслы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Средняя группа
- Темочки
обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия элементов росписей;
приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм;
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к рукодельным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: предметы с элементами народных промыслов (Хохлома, Городец); дидактическая игра «Собери узор»; силуэты матрешек, коняшек, петухов; дидактическая игра «Чей узор»; песня «Ярмарка, ярмарка»; видеоролики о народных промыслах; мультимедийная установка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель. Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев - все мило сердцу русского человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы. Наш город тоже славиться своими народными промыслами.
Звучит песня «Ярмарка, ярмарка» (слова С. Осиашвили, музыка И. Зубкова)
Воспитатель:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Ото всех дверей, ото всех ворот
Проходи скорей, торопись народ.
(Дети проходят на импровизированную ярмарку).
Воспитатель: Ребята, мы пришли на Нижегородскую ярмарку. Ярмарка – это праздник, там, где люди веселятся. На ярмарке продают разные товары, игрушки. Поют, играют в народные игры, играют на музыкальных инструментах. Люди должны не только работать, но и отдыхать. Поэтому умельцы долгими вечерами вышивали, делали игрушки и расписывали их, а по осени, когда весь урожай в полях собран, устраивали веселые ярмарки.
Походим по ярмарке, себя покажем, на других посмотрим.
(Дети проходят и садятся на стульчики)
Воспитатель: На Руси всегда в почете коробейники бывали.
Ленты, ложки и платочки на базаре продавали.
(Информация о народных промыслах предоставляется в виде видеороликов с участием детей и выставки предметов)
Видеоролик о хохломе
Воспитатель: Вы не знаете, ребята от чего и почему,
Очень часто называют Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют золотые терема?
Деревянная, резная расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь и хотел бы, да не смог.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.
Какие элементы есть на посуде? (Ответы детей- смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки).
Воспитатель: Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Предлагаю вам игру «Собери узор».
(Дети собирают паззлы с изображением разной посуды с хохломской росписью)
Воспитатель: Да, доброй славой пользовались в народе умельцы.
Любуясь их работами говорят так: «Не то дорого, что чистого золота, а то дорого, что доброго мастера».
Видеоролик о городецкой росписи
Воспитатель:
Есть на Волге город Городец всем русским промыслам венец.
Особой росписью умельцы рисовали, городецкой росписью они ее назвали.
Знаете ли Вы, что на предметах умельцы рисовали? (снимает салфетку)
Вот и кони удалые, вот и птицы расписные
И цветы особой красоты.
Воспитатель: Давайте поиграем? Я вам приготовила игру, которая называется «Чей узор?». На столе будут разложены карточки, на них изображены элементы определенной росписи, а рядом будут находиться сами предметы народных промыслов. Ваша задача правильно разложить эти карточки к предметам.
(Дети раскладывают карточки и сопоставляют узоры с предметами).
Видеоролик о семеновской матрешке.
Воспитатель:
Матрёшка на окошке под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо: матрёшечка – детёныш.
А там ещё! Откуда? А там опять… найдёныш.
Поют матрёшки в хоре, живут не зная горя:
И дружно, и счастливо, и весело на диво.
Матрёшка для всего мира является самым ярким национальным символом России. Прообраз её – деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Выточил первую русскую матрёшку Василий Звёздочкин, и состояла она из восьми фигурок, которые отличались не только размером, но и оформлением. Чаще всего матрёшки бывают пятиместными, хотя рекордное количество в одной игрушке доходило до сорока восьми. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, украшение девушки - русая толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Матрёшка и в настоящее время остаётся символом плодородия, семейного очага и материнства. Любовь к красному цвету, самому яркому дошла до наших дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего государства. Красный – значит красивый, и это в точности отвечает облику матрёшек. Существует несколько традиций росписи матрёшек. Самая известная из них - семёновская роспись. Основные её цвета – жёлтый, красный и синий. Обязательный элемент – букет из цветов и трав на фартуке.
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Кто быстрее соберет матрешку».
Воспитатель: Гости дорогие, вы сегодня с нами пели и плясали, в игры играли, узнали много нового о традициях нижегородской земли.
А теперь по старинному русскому обычаю милости просим вас к нашему хлебосольному столу с чаем из самовара и традиционными гостинцами: баранками, блинами, пряниками.