Наталья Кузнецова
Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка»
«В гостях у Незнайки».
Подготовил учитель-логопед :
Кузнецова Н. О.
Балашиха
2018
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Занятие по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».
Цель: Построение связного речевого высказывания с опорой на пиктограммы и составление рассказов описаний по заданному алгоритму.
Задачи:
Обучающие :
1. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
2. Составлять предложения по заданной схеме с использованием пиктограмм, определять количество слов в предложении.
3. Учить детей подбирать антонимы к словам.
4. Составлять описательный рассказ по алгоритму.
5. Совершенствовать фонематический слух.
6. Уточнять, расширять, активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков. .
Воспитательные :
1. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
2. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.
Развивающие :
1. Развивать внимание, слухоречевую память
2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, творческое мышление;
Материал:
Мультимедийное сопровождение
Карточки — схемы.
Касса букв
Мешок с предметами.
Картинки с изображением предметов.
Мячик.
Ход:
1. Вступительная часть.
Логопед : Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас в сказку.
Под музыку в зал входят дети.
Логопед: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышка их называли потому, что они были маленькие. А самым главным из них был малыш по имени Знайка.
Знака и Незнайка начинают спорить.
Незнайка : Не надо ничему учиться, не надо ничего знать. Я и так всё смогу сделать.
Знайка : Незнайка ты не прав. Надо всему учиться. Уметь красиво говорить и объяснять так, чтобы тебя все понимали.
2. Основная часть
Незнайка : Посмотрите ребята какие я буквы написал.
Логопед: Ребята, правильно Незнайка написал буквы?
Ответы детей : Мы таких букв не знаем.
Логопед: Поможем Незнайке написать правильно буквы.
Игра «Дорисуй букву»
Дети получают карточки и дописывают недостающий элемент.
Логопед: Скажите, пожалуйста, какие буквы у вас получились.
Незнайка ты знаешь, что из букв получаются слова? А давайте с вами из этих букв выложим слово.
Игра «Собери Слово» Дети выходят и по очереди выкладывают слова. (КОЗА,ВАЗА, РОЗА,ЗИНА, ЗАКАЗ, ЗНАК)
Логопед: Незнайка ты понял, что правильно писать буквы очень важно. Но у нас есть не только буквы, но и звуки. Дети чем отличаются буквы и звуки.
Дети отвечают: Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим.
Логопед: Звуки мы сливаем и из них получаются слова. Для того, что бы общаться нам нужно знать очень много слов. Иметь богатый словарный запас. Наши ребята знают очень много разных слов.
Логопед: Сейчас мы поделимся на команды. Первая команда называет слова со звуком З, вторая команда со звуком С.
Игра «Назови слово»
Дети делятся на команды. Называют слова и говорят где находится звук.
Логопед: Незнайка ты знаешь, что слова бывают разные?
Есть слова которые обозначают предметы.
Дети : Живые и неживые предметы.
Логопед: Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы покажите мне нужную карточку.
Игра «Живое-неживое»
Дети берут со стола две карточки.
Логопед называет слова:
СТОЛ, КОТ, БУМАГА, СИНИЧКА, ДИВАН, РЕБЁНОК, МАШИНА…
Логопед: Молодцы, ребята. Все слова имеют своё значение. Ребята, а бывает так, что слово одно – а предмета два?
Незнайка : Нет. Такого небывает.
Логопед: Давайте покажем Незнайке, что такие слова бывают.
Игра «Найди пару» На доске вывешены картинки, дети находят слова омонимы. Приводят примеры.
Лист, лисичка, ручка, мышка, ножка, кисть, блюдо….
Логопед: Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру.
Игра «Скажи наоборот»
Дети: Белый-черный, высокий- низкий, маленький- большой, чистый- грязный, узкий – широкий…
Логопед: Молодцы, скажите какие слова,мы с вами называли?
Дети: Слова признаки предмета.
Логопед? Слова признаки очень важны можно не называя предмет описать его так, что человек догадается.
Игра «Отгадайка»
Незнайка давай мы с ребята попробуем описать предмет, а ты скажешь,что мы описали.
Дети описывают предмет.
Логопед: А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться со мной на прогулку.
Динамичекая пауза
Дети все лопаты взяли
И пушистый снег копали
Вот так. Вот так-так.
Дети все на санки сели
Дружно с горки полетели.
Вот так. Вот так-так.
А потом снежки лепили
И друг другу подарили.
Вот так. Вот так-так.
А потом на лыжи встали.
Быстро с горки побежали
Вот так. Вот так-так.
А потом домой позвали.
Снег с одежды отряхали.
Вот так. Вот так-так.
Дети к вечеру устали
И в кроватках задремали.
Вот так. Вот так-так.
Логопед: Какие слова мы с вами ещё знаем?
Дети : Слова обозначающие действия.
Логопед: Назовите мне пожалуйста, какие слова –действия мы с вами называли.
Дети отвечают.
Логопед: А ещё у нас есть слова помощники. Словауказатели- предлоги.
Логопед: А сейчас я буду называть предложение, а выложите мне схему.
Большая машина едет. Пушистый кот сидит на диване.
Логопед: Давайте сыграем ещё в одну игру. Я буду называть предложения, а вы скажите правильно я говорю или нет.
Игра «Исправь ошибку».
1. Червяк клевал скворца.
2. Песня пела соловья.
3. Мохнатая гусеница съела синицу.
4. В цветке стояла ваза.
5. Грибы собирали детей в корзину.
6. Пушистая мышка поймала кошку.
Логопед: Теперь я выложу схему, а вы придумайте предложение.
Дети составляют предложения.
Логопед: Очень важно объяснять так, чтобы тебя понимали другие люди.
Ребята, давайте возьмем предмет в волшебном ящике и попробуем рассказать о нём так, чтобы наши гости догадались.
Дети достают предмет.
Логопед: Давайте расскажем о предмете.
А для начала составим схему.
Дети говорят алгоритм – схемы и по схеме описывают предмет.
Гости отвечают
Логопед:
Ребята скажите нужна нам красивая грамотная речь?
Дети отвечают.
Логопед: А для чего?
Дети отвечают.
Логопед: Незнайка теперь ты понял, почему надо учиться говорить так, чтобы тебя каждый мог понять.
Самоанализ занятия по развитию связной речи «В гостях у Незнайки и его друзей» :
Занятие проводилось с воспитанниками подготовительной логопедической группы (ФФН,, ОНР 3 ур, дизартрия). Дети проходят второй год обучения в логопедической группе.
Цель: Построение связного речевого высказывания с опорой на пиктограммы и составление рассказов описаний по заданному алгоритму.
Задачи:
Обучающие :
1. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
2. Составлять предложения по заданной схеме с использованием пикторограмм, определять количество слов в предложении.
3. Учить детей подбирать антонимы к словам.
4. Составлять описательный рассказ по алгоритму.
5. Совершенствовать фонематический слух.
6. Уточнять, расширять, активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков. .
Воспитательные :
1. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
2. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.
Развивающие :
1. Развивать внимание, слухоречевую память
2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, творческое мышление;
Считаю, что поставленная цель была достигнута. Задачи в ходе занятия были выполнены.
Занятие на закрепление материала цикле занятий по программе Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР6-7 лет» и О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Дополнительно использована в программе система логопедической работы С. Н. Викжанович «Формирование у дошкольников с ОНР лексики с использованием пиктограмм».
Методы, используемые в работе: дидактические игры, интерактивная игра, элементы логоритмики, работа с пиктограммами,.
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Организационный этап (создание эмоционально настроя; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей).Вход под музыку знакомство с героями, приветствие гостей.
Мотивационный этап (погружение в тему занятия). : появление сказочных героев, построение проблемной ситуации (спор главных героев).
Практический этап (задания на развитие фонематического слуха и восприятия,) :обогащение словарного запаса, построение связного речевого высказывания и рассказа)
В этом этапе было использовано много игр. Для развития фонем атического восприятия и слуха были проведены игры : «Дорисуй букву», «Собери слово», «Назови слово».Обогащения словарного запаса «Живое- неживое», «Найди пару», «Скажи наоборот», «Отгадайка», «Исправь ошибку». Для построение В основной части была проведена работа с использованием пиктограмм. Составление описательного рассказа по алгоритму. В середине занятия была включена подвижная игра «Прогулка» активизации предикативного словаря и снятия напряжения и усталости.
Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия) : детям дается сложно этап рефлексии, нужна помощь стимулирующая, направляющая.
На занятии была создана позитивная, доброжелательная, рабочая атмосфера. Для профилактики утомления были использованы смены видов деятельности. Для отработки и закрепления были использовано много игр. Дети проявляли интерес, были достаточно раскрепощены. Есть моменты отвлечения внимания. Дети хорошо работали в течении всего занятия, были допущены небольшие ошибки. Над которыми мы поработаем на следующих занятиях.
В целом, проведенное занятие отвечало поставленным целям и задачам.