Юля Марусева
Конспект занятия «В гости в Простоквашино. Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости в Простоквашино"
Цель: автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и простых предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять правильное произношение звука [р].
- Упражнять в правильном произнесении звука [Р] изолированно, в словах, словосочетаниях, предложениях.
- Закреплять умение определять позицию звука [Р] в слове, выделять слова со звуком [Р].
Публикация «Конспект занятия „В гости в Простоквашино, Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Расширять словарный запас по лексической теме «Деревня».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать координированную деятельность дыхания и речи.
- Развивать координацию движений с речью.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Формировать такие качества как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
- Воспитывать интерес к звукам речи.
Оборудование: ширма «Деревня», чашки, ложки, сушки, баранки, записка Дяди Федора, картинка трактора, картинки для определения звука в словах, телеграммы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Посмотри, кто это к нам пришел в гости? (Из-за ширмы появляется расстроенный кот Матроскин).
Ребенок: Это кот Матроскин.
Логопед (обращается к коту) : Что ты тут делаешь, Матроскин? Как попал к нам в детский сад?
Матроскин: Что–то нам в нашей деревне скучно стало. Вот Дядя Федор и пес Шарик отправили меня искать друзей. Я и набрёл на ваш детский сади. А у вас тут так весело, здорово!
Логопед: Да, Матроскин, у нас ребята замечательные, задорные, веселые.
Матроскин: А давайте отправимся к нам в гости, ну хотя бы на чуть -чуть? Ты помнишь, как наша деревня называется?
Ребенок: : Простоквашино.
Логопед: Ну что же…. Тогда в путь…
II Основная часть
1. Упражнение с элементами логоритмики «Начинаем путешествие».
Логопед: Путь до деревни Простоквашино не близкий. Давайте поедем на машине.
Ребенок: показывают движения по тексту стихотворения.
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем – выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо-влево. Чистота!
Волосы колышет ветер.
Мы, ребята, хоть куда!
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Выставляется настольная ширма «Деревня».
Логопед: Посмотри, вот мы и приехали в Простоквашино. Что в этой комнате говорит нам о том, что мы находимся именно в деревенском доме?
Ребенок: Здесь есть печка, самовар, дрова, кочерга.
Матроскин: Сейчас из этого самого самовара будем чай пить.
Матроскин накрывает на стол (чашки и ложки, баранки и сушки, баночку с вареньем).
Логопед: Осторожно, чай только из самовара. Он какой? Как ты думаешь?
Ребенок: Он очень горячий. Нужно подождать или постараться его остудить.
Логопед: Конечно, чтобы остудить чай, будем на него дуть, а заодно и потренируем наше дыхание. Правильный выдох должен быть каким?
Ребенок: Выдох должен быть спокойным, ровным, длительным. Выдыхать нужно через рот.
Логопед: А еще следи, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя была узкая, не рассеянная.
Выполняется дыхательное упражнение «Дуем на горячий чай»
Матроскин: Чай остудили, бери в руки ложки, давайте есть варенье.
Ребенок вместе с Матроскиным имитируют движения с ложкой.
Логопед: Ой, какие вы смешные все губы испачкали. Давайте их оближем.
Выполняется артикуляционное упражнение «Варенье».
Логопед: Ротик чистый, давайте мы и с ложечек слижем остатки варенья.
Ребенок языком облизывают ложку с обеих сторон, двигая языков сверху вниз. Кончик языка напряжен.
3. Упражнение «Сушки – баранки».
Матроскин: Ты не стесняйся, на столах у нас сушки и баранки. Угощайся. Аты знаешь, какие из этих лакомств сушки, а какие баранки? Чем они отличаются?
Ребенок: Баранки большие, а сушки маленькие.
Матроскин: А в чем они похожи?
Ребенок: Они круглые, сделаны из муки, очень вкусные.
Логопед: А у меня тоже для тебя есть задание. Подумай в каком слове ты слышишь звук Р? В слове сушки или в слове баранки?
Ребенок:Вслове баранки есть звук Р.
Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду показывать и называть картинки. Если ты будешь слышать в названии картинки звук Р, поднимай баранку, если звука Р там не будет, поднимай сушки.
Логопед показывает картинки и называет их: Руки, маска, лампа, рама, колодец, корона, молоко, мороз. Ребенок поднимает баранки и сушки.
4. Записка от Дяди Федора.
Логопед: Матроскин, а где же Дядя Федор и Шарик?
Матроскин: Да вот я и сам не знаю. Ой, а вот от них какая-то записка. Читайте. Я не умею еще.
Логопед: Мы рады, что ты приехал к нам в гости, но, как известно, в деревне очень много дел. Пока мы работаем в огороде, я предлагаю тебе выполнить мои поручения и помочь мне по дому и во дворе. А дальше список заданий. Как ты думаешь, справимся?
Ребенок: Конечно, с радостью.
Логопед: Итак, первое задание. Наш трактор давно стоит у дома и не заводится, помоги нам его завести. Для этого четко и громко нужно заводить мотор. Произносить звук Р. Давай вспомним, как же мы произносим звук Р?
Ребенок:Рот открыт, зубы приоткрыты, кончик языка напряжён, ударяется об верхние зубы, воздушная струя идёт по середине языка. Звук согласный, потому что мы его не поём; звонкий, потому что голосовой моторчик работает.
Логопед: А теперь громко и четко произнеси звук Р.
Ребенок: РРРРРР
Раздается звук заведенного мотора.
Логопед: Мотор завел. Давай попробуем проехать на тракторе.
5. Физкультминутка «Трактора».
Тара-ра, тара-ра — руки перед грудью, «заводим мотор»
Из колхозного двора – разводим руки в стороны
Из колхозного двора – разводим руки в стороны
Выезжают трактора – топающий шаг на месте, руками имитируем вращение колес
Будем землю пахать – изображаем копку земли
Будем хлеб засевать – изображаем посев семян
Будем хлеб молотить – ударяем кулаком об кулак
Малых детушек кормить – формуем пирожок, руки вытягиваем вперед.
6. Автоматизация звука Р в словах.
Логопед: Внимание. Второе задание Дяди Федора (берет записку в руки, читает). Найдите в доме все картинки, в названии которых встречается звук Р.
Логопед переворачивает ширму, на обратной стороне которой прикреплены картинки. Ребенок выбирает нужные.
Логопед: Расскажи, какие картинки ты отобрал, где в их названиях слышится звук Р.
Ребенок: Я нашел самовар, звук Р в этом слове находится в конце (корова, рыба, ромашка, ворота, поросенок, топор, забор).
Логопед: Молодец, и с этим заданием справился быстро и легко.
7. Автоматизация Р в предложениях.
Логопед: Расскажи, где в деревне могут встретиться предметы, которые изображены на картинках.
Ребенок: Забором огораживают свои огороды в деревне. Топором рубят дрова. Корову держат в деревне, чтобы получать домашнее молоко. Ромашки растут на поле в деревне. Рыба в деревне может встретиться в водоеме, например, в озере или речке.
8. Телеграммы.
Логопед: Последнее задание. Слушай внимательно. Дядя Федор пишет: На прошлой неделе у почтальона Печкина рассыпались все телеграммы. Помоги определить, кому эти телеграммы предназначались.
Ребенок по одной достает телеграммы из ящика: Телеграмму отправили Карлсону (Крошу, Барашу, Буратино, Чебурашке, Русалочке).
III Заключительная часть.
Логопед: Мы с тобой выполнили все поручения Дяди Федора, теперь пора возвращаться в садик. Матроскин, спасибо тебе за теплый прием.
Матроскин: Это вам спасибо. Помог мне выполнить все задания. А ты запомнил что мы делали?
Ребенок: Мы добирались до Простоквашино на машине, пили чай, выполняли задания из записки.
Логопед: Тебе понравилось в Простоквашино?
Ребенок: Понравилось.
Логопед: Дорогой наш, кот Матроскин. Спасибо тебе за увлекательное путешествие. Нам приходится отправляться назад, в садик. Но мы обещаем, что обязательно вернемся к вам еще. До свидания.
Ребенок: До свидания.