Дарья Янченко
Конспект занятия по употреблению притяжательных прилагательных на основе лексической темы «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема занятия :
Употребление притяжательных прилагательных
на основе лексической темы «Дикие животные»
Цель:
- совершенствование грамматического строя речи через употребление притяжательных прилагательных.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по употреблению притяжательных прилагательных на основе лексической темы „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- уточнять и актуализировать словарный запас по лексической теме
- совершенствовать грамматический строй речи через образование названий детенышей, образование названий диких животных мужского и женского рода, через употребление притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь посредством ответов на вопросы
- развивать зрительное внимание (упражнения с кольцами луллия, поиск картинок с изображением детенышей) и восприятие (дорисуй портрет животного, собери животное)
- развивать тактильное восприятие через упражнение с сухим бассейном
- развивать мелкую моторику через упражнение дорисуй портрет животного
Воспитывающие:
- воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (уважительное отношение друг к другу, желание помочь)
оборудование:
- наборное полотно
- картинки с изображением диких животных, картинки с изображением детенышей диких животных.
- кольца луллия (дикие животные, жилища диких животных)
- изображения диких животных с отсутствием одной из частей тела
- разрезные картинки диких животных
Предварительная работа (проводилась совместно с воспитателями) :
- обучение правилам игры с кольцами луллия
- формирование представлений о диких животных
- упражнения с сухим бассейном
- формирование умения образовывать название детенышей диких животных
I этап
1. Организационный момент.
(создание эмоционального положительного фона, уточнение и активизация предметного словаря по теме, развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие тактильного восприятия, сообщение темы занятия)
Логопед: Подойдите к сухому бассейну и опустите в него руки. Найдите по одному предмету.
Дети выполняют задание.
Логопед: Посмотрите внимательно на те фигурки, которые вы нашли.
Ваня, кто у тебя? Начни со слов: «У меня…»
Ваня: У меня волк.
Логопед: А все вместе ваши фигурки – кто это?
Дети: Дикие животные.
Логопед: Почему их называют дикими животными?
Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жильё, сами себе добывают пищу.
Логопед: Ребята, как по-другому можно назвать диких животных?
Дети: Звери.
Логопед: Сегодня мы с вами будем говорить о диких животных, будем учиться правильно называть семью, жилье и части тела каждого животного.
II Обучающий этап.
1. Найди семью
(совершенствование лексико-грамматического строя речи, через образование названий детенышей диких животных, через образование названий диких животных женского и мужского рода, через обучение употребления притяжательных прилагательных; развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие зрительного внимания, развитие слухового внимания и памяти)
Логопед: Ребята у зверей случилось несчастье. Взрослые животные потеряли своих детенышей и теперь не могут их найти. Давайте поможем им. Найдите картинки с изображением детенышей. Поставьте их рядом со своими родителями.
(Дети ищут картинки животных по всему периметру рабочей зоны группы)
Логопед: Ребята, вы молодцы. Нашли всех детенышей. А теперь давайте присядем на стульчики и вспомним, как называют каждое животное. Например: (логопед показывает на верхний ряд) лось, лосиха, лосенок.
Вика, теперь попробуй ты. Назови животных, которые стоят на второй полочке.
Вика: Еж, ежиха, ежонок И т. д. с каждым ребенком.
Логопед: Молодцы, вы все очень старались. А теперь послушайте меня внимательно: я скажу как можно назвать семью каждого животного.
Семья лося – чья семья? – лосинная семья
Семья ежа – чья семья? – ежинная семья
Семья медведя – чья семья? – медвежья семья
Семья зайца – чья семья? – заячья семья
Семья лса – чья семья? – лисья семья
А теперь давайте повторим все вместе
Семья лося – чья семья? – лосинная семья
Семья ежа – чья семья? – ежинная семья
Семья медведя – чья семья? – медвежья семья
Семья зайца – чья семья? – заячья семья
Семья лиса – чья семья? – лисья семья
Вика как можно назвать семью лиса? Начни со слов Семья лиса….
Вика: семья лиса – лисья семья.
И т. д.
2. Физ. минутка.
Выполнение движений под музыку в соответствии с текстом:
Мы по прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть.
Мы ножкой дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть.
И нам пора, поразевать,
Рот пора, поразевать,
Чтоб лень напугать.
3. Найди жилище животного (совершенствование лексико-грамматического через обучение употребления притяжательных прилагательных, развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие зрительного внимания, развитие слухового внимания и памяти)
Логопед: Ребята, на столах стоит всем вам знакомая игра. С ее помощью каждый из вас постарается найти жилище для своего животного. Животное изображено у вас в правом окошечке. В левом окошечке вы найдете для этого животного жилище.
Дети выполняют задание.
Логопед:
Дима – какое у тебя животное? Начни со слов У меня ….
Дима: У меня белка.
Где живет белка?
Дима: Белка живет в дупле.
Логопед: Молодцы, вы все очень старались. А теперь послушайте меня внимательно: я скажу, как можно назвать жилище каждого животного.
Дупло белки - чье дупло? – беличье дупло
Нора лисы – чья нора? – лисья нора
Берлога медведя – чья берлога? – медвежья берлога
Логово волка – чье логово? – волчье логово
А теперь давайте повторим все вместе:
Дупло белки - чье дупло? – беличье дупло
Нора лисы – чья нора? – лисья нора
Берлога медведя – чья берлога? – медвежья берлога
Логово волка – чье логово? – волчье логово
Ваня, нора лисы - чья нора? Начни со слов: Нора лисы.
Ваня: Нора лисы – лисья нора.
4. Дорисуй части тела животного (совершенствование лексико-грамматического строя речи, через обучение употребления притяжательных прилагательных, развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, развитие слухового внимания и памяти).
Логопед: Ребята, сейчас я вам раздам портреты животных. Художник, который их рисовал, был не внимательным. Поэтому у каждого животного не хватает какой - то части тела. Исправите ошибку художника. Дорисуйте своему животному часть тела.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы вы все постарались. Давайте теперь посмотрим, какие части тела дорисовал каждый из вас.
Ваня, что ты дорисовал корове? Начни со слов я дорисовал, следи за произношением звуков.
Ваня: Я дорисовал белке хвост. И т. д.
Логопед: Молодцы, вы все очень старались. А теперь послушайте меня внимательно: я скажу как можно назвать части тела каждого животного.
Уши зайца - чьи уши? – заячьи уши.
Хвост белки – чей хвост? – беличий хвост.
Лапы медведя – чьи лапы? – медвежьи лапы
Морда лисы – чья морда? – лисья морда
А теперь давайте повторим все вместе.
Уши зайца - чьи уши? – заячьи уши.
Хвост белки – чей хвост? – беличий хвост.
Лапы медведя – чьи лапы? – медвежьи лапы
Морда лисы – чья морда? – лисья морда
Регина, Уши зайца - чьи уши? Начни со слов уши зайца. Следи за звуками.
Регина: Уши зайца – заячьи уши.
III Этап закрепления.
1. Собери животное (совершенствование лексико-грамматического строя речи, через употребление притяжательных прилагательных,
развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие зрительного восприятия)
Логопед: Сейчас я вам раздам части животных. Вы из них должны собрать целое животное.
Дети выполняют задание.
Логопед: Ребята, внимательно посмотрите на своих животных, какой части тела ему не хватает? Скажите какая часть тела вам нужна, назовите ее, так как я вас учила. Начинайте свой ответ со слов: Мне нужна…
Вика: Мне нужна лапа медведя.
Логопед: А как можно назвать лапу медведя… Лапа медведя – чья лапа?
Вика: медвежья лапа
Логопед: Значит тебе нужна? …
Вика: Мне нужна медвежья лапа и т. д.
6. Итог занятия.
Игра с мячом.
Логопед: ребята становитесь в круг, а я встану в центре. Я буду кидать вам мяч и назвать слово, а вы придумывайте сочетание с этим словом
лисья, заячьи, волчий….,
Ребенок: кошачья лапа. И т. д.
Логопед: Вы все сегодня были молодцы на занятии, я вами горжусь.