галина морозовская
Конспект занятия «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные: - познакомить детей со свойствами воздуха в процессе экспериментальной деятельности; - формировать умение детей применять знания о воздухе в процессе изобразительной деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Свойства воздуха“» размещена в разделах
Развивающие: - развивать у детей познавательный интерес к экспериментированию; - развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать; - активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные: - формировать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение и учитывать мнение партнера; - воспитывать усидчивость, аккуратность; - закрепить умение соблюдать правила.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, демонстрационный, практический.
Оборудование и материалы: халаты и шапочки на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики, трубочки для коктейля, крышки от фломастеров на каждого ребенка, воздушные шары, зубочистки, самодельные весы для шариков.
План занятия :
1 ч. Вводная: создание проблемной ситуации, мотивация деятельности детей,
целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога).
2 ч. Основная: актуализация раннее приобретенных знаний, добывание нового материала, физминутка, ?
3 ч. Заключительная:
Подведение итогов, анализ и самоанализ деятельности,
Сообщение о дальнейших планах.
Длительность: 30 минут.
4 ч. Дальнейшая разработка темы:
Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория», наблюдение на прогулке за направлением движения воздуха (ветер).
Ход занятия:
-Доброе утро! Я вам говорю «Доброе утро!» и желаю вам добра. Желаю вам хорошо позаниматься. Слушать внимательно, ума набираться. Давайте подарим друг другу улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
-Ребята, у вас хорошее настроение? (Да).
-Я дарю вам улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом. Уыбнитесь друг другу.
-Ребята, посмотрите, что необычного вы заметили сегодня в группе? (Обратить внимание детей на воздушные шары).
-Какие это шарики? (Воздушные).
-Как вы думаете, почему они так называются? (Потому что они наполнены воздухом).
-Чтобы шарик стал воздушным, ему необходим воздух. А еще кому необходим воздух? (Ответы детей).
Дыхательная гимнастика.
Надуй шарик.
«Надувая шарик» широко разводим руки в стороны и глубоко вдыхаем, затем медленно сводим руки, соединяя ладони перед грудью выдуваем воздух- ффф.
«Шарик лопнул»-хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
- Посмотрите внимательно вокруг- направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. (Дети осматриваются вокруг). Что вы видите? Кто-нибудь видит воздух? Может его можно пощупать?
-Мы его не видим, не можем пощупать. Может воздуха вообще не существует?
-Как же доказать, что воздух существует?
-Как вы думаете, мы можем это сделать? Хотите попробовать?
Настоящие ученые-исследователи что-то доказывают с помощью опытов в помещениях, где много разных приборов. И как это помещение называется? (Лаборатория).
Тогда приглашаю вас в лабораторию. Но прежде чем начнем проводить опыты, вспомним правила поведения в лаборатории.
1. Не шуметь.
2. Слушать воспитателя.
3. Внимательно следить за результатами опытов.
4. Думать.
5. Делать выводы. (На доску вывешиваются соответствующие картинки).
-Молодцы. Пройдите за мной.
Дети вместе с воспитателем встают возле столов.
-Верите ли вы, что я могу поймать воздух? Как вы думаете, как это можно сделать? (Ответы детей)
Эксперимент№1 «Ловушка для воздуха».
-Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
-Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).
-Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Вы чувствуете, как выходит воздух? (Ответы детей).
-А как мы еще можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его?
-Давайте подведем итог.
Вывод: Воздух можно почувствовать.
На доске помещается карточка с символом «Чувствую».
-А можно увидеть воздух?
Эксперимент №2 «Видим невидимку».
-Возьмите трубочку, опустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что вы видите? (Пузырьки воздуха).
-Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет).
-Почему?
Вывод: Воздух можно увидеть.
На доске помещается карточка с символом «Вижу».
Физминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Прямо спину ты держи,
Руки вверх и сразу вниз,
И за стол опять садись.
-А как вы думаете, можно ли услышать воздух? (Ответы детей).
Эксперимент №3 «Воздушный звук».
-Возьмите по одной крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? (Ответы детей).
-А теперь возьмите со стола шарик, надуйте его. Теперь растяните отверстие шарика и потихоньку выпускайте воздух. Что мы слышим? (Ответы).
Вывод: Воздух можно услышать.
На доске помещается карточка с символом «Слышу».
Эксперимент №4 «Вес воздуха».
-Ребята, мы с вами доказали, что воздух есть и он существует вокруг нас. А вы попробуйте руками поднять его. Как вы думаете, есть ли у воздуха вес? Сейчас я вам докажу, что воздух имеет вес, как и мы с вами, и все вокруг нас.
-На весах два одинаково надутых шарика. Затем один шарик прокалываем и выпускаем воздух. Надутый шарик перевешивает. Потому что в нем находится воздух.
На доске помещается карточка с символом «Весы».
-Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (Ответы детей).
-Хотите попробовать? Тогда проходим и садимся за столы. Чтобы у нас все получилось, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Шарик».
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить.).
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут.)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью).
Вдруг шар лопнул, воздух вышел-
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
-Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
-Для этого я капну каплю краски на бумагу и раздую ее при помощи трубочки в разные стороны. У меня получилась «клякса».Данная техника рисования называется «кляксография».
-А теперь попробуйте самостоятельно сделать кляксы на листочках.
Дети выполняют задание самостоятельно.
-Интересные кляксы у вас получились. На что они похожи?
Дорисуйте недостающие детали, чтобы получились рисунки.
-Итак, мы сегодня провели с вами несколько опытов, в ходе которых познакомились со свойствами воздуха. Давайте вспомним эти свойства. (По нашим карточкам). (Ответы детей).
-Скажите, ребята, вам понравилось проводить опыты.
-Какой опыт вам показался более интересным?
-Что нового вы узнали о воздухе?
-Как называется техника рисования воздухом?
-А может быть кому-то было трудно?
Вы все были внимательными, активными. Спасибо вам.
Детям вручаются в подарок воздушные шарики.