Наталья Булатова
Конспект занятия «Свойства воздуха» старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «РЯБИНУШКА»
по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
для детей старшего возраста (5-7 лет)
Тема: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Выполнила: Воспитатель разновозрастной группы Булатова Н. А.
Публикация «Конспект занятия „Свойства воздуха“ старший возраст» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2016 год
Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Задачи:
закрепить знания детей о свойствах воздуха:
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
воспитывать экологическую культуру;
воспитывать аккуратность при работе.
Методы и приемы: наглядные (рассматривание зарисованной информации); словесные (составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; отгадывание загадки); практические (проведение эксперимента).
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Словарь: ученый, гипотеза, эксперимент (опыт, исследование, лаборатория, доклад.
Материалы: ноутбук, экран, белые халаты, шапочки – по кол-ву детей; ватман с символическими изображениями гипотез, таз – 1шт., бумажная салфетка, прозрачный стакан; пакеты целлофановые, зубочистки, стаканы прозрачные, трубочки – по количеству детей; изюм – несколько штук, минеральная вода; маленькие баночки с апельсиновыми корками и чесноком внутри – по количеству детей; воздушные шары - один на двоих; веера из картона, листы бумаги, самолетики из бумаги, шприцы (10мл) без иглы – по кол-ву детей; головной убор академика - 1 шт., мантия - 1 шт.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о профессии ученого, рассматривание фотографий работы ученых в лаборатории.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в «Волшебную лабораторию» и станем настоящими учёными (слайд 1, которые делают разные интересные открытия. Давайте наденем специальные шапочки.
Чтобы отправиться в Волшебную лабораторию нужно взяться за руки, закрыть глаза и посчитать до 10.
Звучит музыка. Пока дети считают, открывают оборудование. Дети открывают глаза, видят оборудование для лаборатории.
Ну вот, ребята, мы в лаборатории. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки:
Птицы реют в небесах - по нему,
Самолёт летит в горах - по нему,
В организм наш кислород поступает "по нему",
Без него нам жизни нет - никому (Воздух)
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Чем мы дышим?
Но что мы не видим?
(Воздух)
(Слайды 2, 3, 4).
Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Ребята, а мы его видим? Дети: Нет. Воспитатель: А руками можем потрогать? Дети: Нет. Воспитатель: Так может, и нет никакого воздуха? Как вы думаете, есть? Дети: Есть.
Воспитатель: А как вы думаете, людям нужен воздух? Дети: Да.
Воспитатель: Воздух имеет вкус? Дети: Нет.
Воспитатель: А запах? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, вы даете разные предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами. Чтобы мы не забыли выдвинутые нами гипотезы, обозначим их картинками. Итак, какие у нас были гипотезы?
Первая гипотеза – воздух есть. Обозначим его кругом с точкой внутри (слайд 5). И поставим рядом с ним знак плюс, что означает ответ да, есть.
Вторая гипотеза – воздух невидим. Обозначим эту гипотезу таким рисунком (слайд 6, а рядом поставим какой знак? Раз ответ нет, невидим, значит, ставим знак «-».
Третья гипотеза – воздух нужен человеку. Нарисуем человека (слайд 7) и знак «+».
Четвертая гипотеза – у воздуха нет вкуса. Такой рисунок (слайд 8) и знак «-».
Пятая гипотеза – у воздуха есть запах. Рисунок (слайд 9) со знаком «+». Что еще мы можем предположить?
Воздух может двигаться? Дети: нет.
Воспитатель: Шестая гипотеза: Воздух не может двигаться. Вот такой рисунок (слайд 10) со знаком «-». А воздух может сопротивляться, мешать двигаться разным предметам и нам с вами? Дети: нет.
Воспитатель: Значит седьмая гипотеза – воздух не мешает движению предметов. Рисунок (слайд 11) со знаком «-».
Воспитатель: Воздух можно сжать? Дети: Нет. Воспитатель: И восьмая гипотеза – воздух нельзя сжать (слайд 12).
Все учёные проверяют свои гипотезы. А как вы можете проверить высказанные гипотезы?
Дети: «Подумай сам» (слайд 13, «Спроси у взрослого» (слайд 14, «Посмотри в книге» (слайд 15, «Посмотри по телевизору» (слайд 16).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще можно провести опыт. Мы назвали много способов проверить наши гипотезы. Но вы уже, наверное, догадались, что раз мы сегодня ученые и находимся в лаборатории, то будем применять для исследования воздуха опыты.
Опыт 1. «Воздух существует!»
Воспитатель сминает лист бумаги и помещает его в стакан так, чтобы он не падал при переворачивании стакана. Стакан погружается полностью под воду вниз отверстием. Стакан достается.
оспитатель. Ребята, проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом, т. е воздух не пускает в стакан воду. Стакан полон воздуха. Вывод: Воздух есть! Наша гипотеза, что воздух существует – подтвердилась.
Опыт 2. «Воздух – невидимка»
Воспитатель: Ребята, возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Дети: Они надулись.
Воспитатель: Да, они надулись. Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? Дети: Внутри находится воздух. Воздух заполнил весь пакет.
Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха? Посмотрим на экран.
Дети: воздушные шарики (слайд 17, надувной матрац (слайд 18, спасательный круг (слайд 19, лодка (слайд 20).
Воспитатель: Вот сколько полезных вещей, и ещё много много других.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? Дети: Видим.
Воспитатель: Значит, воздух, какой? Дети: Он прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Я сейчас осторожно проколю острой палочкой ваши мешочки, а вы поднесите свой мешочечек к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Дети: Шипение.
Воспитатель: Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод? Дети: Воздух нельзя увидеть.
Воспитатель: Итак, вывод: воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, но зато его можно почувствовать. Наша гипотеза подтвердилась.
Опыт 3. «Воздух нужен человеку»
Воспитатель: Ребята, а теперь положите ладошку на грудь и глубоко вдохните, а теперь выдохните. Чувствуете, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Дети: Да.
Воспитатель: Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Возьмите стаканы с водой и соломинки, и выдыхайте через соломинку в воду. Что в стакане появляется? Дети: Пузырьки.
Воспитатель: В стакане образуются пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Ребята, а вы заметили, что пузырьки поднимаются вверх? Дети: Да.
Воспитатель: Это потому, что воздух легче воды. Поэтому спасательные круги, плавательные матрасы и наполняют воздухом (надувают, чтобы они помогали нам держаться на воде.
А теперь зажмите руками нос и рот, а я буду считать. Посмотрим, сколько времени вы можете не дышать. Недолго получается. Какой сделаем вывод?
Дети: Мы дышим воздухом. Человеку необходим воздух, что бы жить. Воспитатель: Животные тоже дышат воздухом и даже растения, у них на листиках есть маленькие дырочки, которые видно только в микроскоп, вот через них они и дышат. Подтвердилась наша гипотеза, что человеку, как и всему живому нужен воздух? Дети: Да.
Опыт 4. «Воздух не имеет вкуса»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Во рту стало сладко, кисло или горько? Есть вкус у воздуха? Дети: Нет.
Воспитатель: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 5. «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель: Вдохните носом воздух. Пахнет воздух? А теперь откройте эту баночку (с апельсиновыми корками). Почувствовали запах? Чем пахнет? Дети: Апельсинами.
Воспитатель: Теперь следующую баночку откройте. Почувствовали, как запах распространяется по группе? Чем пахнет? Дети: Чесноком.
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? Чистый воздух имеет запах? Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, чистый воздух не имеет собственного запаха, но он может запахи передавать.
«Весёлые игры»
Воспитатель: Ребята, давайте немножко разомнемся и поиграем. Встаём парами. Попробуем забросить воздушный шарик в кольцо.
Поиграли.
Опыт 6. «Воздух движется»
Воспитатель: Ребята, помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Дети: Ветер.
Воспитатель: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и вы чувствуете легкий ветерок. Значит ветер - это движение воздуха (слайд 21, 22). Вывод: Воздух движется.
Опыт 7. «Может ли воздух сопротивляться, мешать движению предметов?»
Воспитатель: Ребята, перед вами лист бумаги и самолетик, сделанный из бумаги. Возьмите листы бумаги, а самолеты оставьте на столе. Теперь бросьте лист бумаги вот так вперед. Далеко улетел? А теперь возьмите самолетики и запустите их. Что дальше улетело? Как вы думаете почему? Ответы детей.
Воспитатель: Смотрите, у плоского листа большая поверхность, и воздух, который перед листом мешает ему двигаться вперед, сопротивляется, а самолетик узкий, поэтому ему легче по воздуху двигаться. Воздух сопротивляется движению предметов. И чем больше поверхность предмета, тем труднее ему перемещаться по воздуху. Вот почему, самолеты и поезда делают узкими. Итак, ребята, сопротивляется, мешает воздух движению предметов? Дети: Да.
Опыт 8. «Можно ли сжать воздух»
Воспитатель: Ребята, перед вами шприц с двумя поршнями. Что находится между поршнями? Дети: Воздух. Воспитатель: Надавите на один поршень и понаблюдайте, как воздух выдавил верхний поршень из шприца. А теперь с усилием надавите на оба поршня. Воздух сожмется, но не даст поршням встретиться, т. к. он упругий. Какой можно сделать вывод? Воздух сжимается? Дети: Да.
оспитатель: Ребята, а свойство воздуха – упругость, мы можем наблюдать в мячике. При ударе об пол воздух в мячике сжимается, потом принимает прежнюю форму, и мяч отскакивает от пола.
Воспитатель: Ну что ребята, вот мы вместе провели эксперименты. Много мы о воздухе узнали? Дети: Да.
Воспитатель: Подтвердились наши гипотезы? Дети: Да.
Воспитатель: Все? Дети: Нет.
Воспитатель: А что вы узнали нового, о чём не знали раньше?
Дети: Воздух есть. Он не видимый. Воздух нужен всему живому. Не имеет вкуса и запаха. Воздух движется. Воздух мешает движению объектов. Воздух можно сжать. Воздух легче воды, и им заполняют спасательные круги, лодки чтобы плавать. А самолеты и поезда делают узкими, чтобы легче через воздух двигаться было.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом,
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы,
Покидали мы шары.
Всю эту так сказать работу,
Назвали умным словом «опыт».
Ребята, мы узнали много о воздухе. Кто хочет сейчас стать академиком и сделать доклад (рассказ) о проведённом исследовании (слайд 23? У нас есть головной убор и мантия академика. Помогут вам составить доклад о воздухе, сделанные нами записи.
Доклады детей.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были очень активными и хорошими учёными и поэтому узнали много нового. И за открытия я вам сейчас вручу нобелевские премии - подарки. Награждаются ученые: (ФИО детей).
Раздаются кораблики. Дети прощаются со взрослыми. Взрослые благодарят детей за то, что они тоже узнали много нового о воздухе. Дети играют корабликами (дуют через соломинку на них в воде).