Папки-передвижки

Конспект занятия «Свойства воды»

Дмитриева Евгения
Конспект занятия «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.

Развивающие:

-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Публикация «Конспект занятия „Свойства воды“» размещена в разделах

-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;

-обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;

-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

-воспитывать интерес к практической деятельности.

Методы и приемы:

словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;

наглядный метод: показ;

метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о значении воды

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

• Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

• Знакомство с круговоротом воды в природе

Оборудование: глобус, капельки (из бумаги, фартуки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, моющее средство, ватные палочки.

Ход:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

1 часть: Вводная (информационно-познавательная) :

Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришел в детский сад. увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь.)

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако.)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

- Отгадайте еще одну загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

-Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- У нас есть капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки.

«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!

– Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?

– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).

– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).

– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).

– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.

Наши глаза внимательно смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают и все слышат.

Голова хорошо думает.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

- Пройдемте к нашим лабораторным столам.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

- Давайте наденем фартуки и сядем за столы.

- Приступим к нашему исследованию.

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. Но прежде чем приступить к работе в качестве научных сотрудников, мы должны с вами пройти инструктаж по правилам поведения в лаборатории:

соблюдать тишину,

не перебивать друг друга.

не мешать друг другу,

работать тихо, аккуратно, внимательно,

брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,

без разрешения не трогать оборудование и приборы,

запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,

содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Понятно? Хорошо! Готовы? Теперь пройдем в лабораторию на свои рабочие места.

Опыт 1. Какой формы вода

На столе воспитателя лежит кубик и шарик.

Воспитатель: - Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Посмотрите, в пластиковом стакане вода какой формы? (Цилиндр). А сейчас часть воды из стакана №1 перельем в тарелку. Какой формы стала вода? Ответы детей. А теперь наберем воды в пипетку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы (откладываем шар и кубик в сторону).

Опыт 2. Вода бесцветная, прозрачная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель: - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети: – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель: - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети: – Лист белого цвета.

Воспитатель: - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети: - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель: - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети: Нет.

Воспитатель: - Молоко, лист белой бумаги?

Дети: – Да.

Воспитатель: - А что можем сказать о цвете воды?

Дети: – Вода без цвета.

Воспитатель: - Без цвета значит, какая вода?

Дети: – Вода - бесцветная.

Откладываем в сторону краски

Воспитатель: – В стакан с молоком и в стакан с водой положите трубочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети: – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель: – Какой делаем вывод?

Дети: - Вода – прозрачная.

Воспитатель: - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети: – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети: – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: - Какой вывод из этого следует?

Дети: - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Воспитатель: - Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?

Дети: - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут расти и жить растения, а не будет растений, не будет и рыб и других животных.)

Опыт 3. Вода без вкуса

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода

Воспитатель: - Как вы думаете, вода имеет вкус?В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду). Какая она? Сладкая, солёная?

Дети: - Вода безвкусная.

Воспитатель: – Добавьте в воду различные вещества (сахар или лимон, попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети: – Сладкий и кислый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Откладываем в сторону сахар.

Опыт 4. Вода без запаха

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Воспитатель: - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети: – Вода ничем не пахнет.

Воспитатель: – Правильно вода ничем не пахнет. А теперь добавим в один из стаканчиков с водой молотый кофе, а в другой – кусочек лимона. Чем пахнет?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Откладываем лимон

Физкульминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора!

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются»

Воспитатель: - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.

Дети: – В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель: - А молотый кофе? Он растворился полностью? Какая стала вода в стакане с кофе? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети: – Кофе не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель: - Растворится ли в воде масло? Добавляем в воду масло, перемешиваем. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилось ли масло в воде?

Дети: – Не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Отставляем в сторону бутылку с маслом

Игра «Загадочная».

1. Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит (Река).

2. Белая скатерть всё поле покрыла (Снег).

3. Кругом вода, а с питьём - беда (Море).

4. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил (Дождь).

5. Не драгоценный камень, а светится (Лёд).

6. Ног нет - а идёт, глаз нет - а плачет (Туча).

7. Во дворе горой, а в избе водой (Снег).

8. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать (Вода).

9. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (Озеро).

10. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото).

11. Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло (Роса).

12. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь (Река).

Воспитатель: - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: -В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель: - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 7 «Облако в банке».

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка запотела изнутри.

Воспитатель: - Во что превратилось наше облако?

Дети: – Облако превратилось в дождь. (Схема)

Вывод: вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе.)

Итог: - Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Спасибо ребята, вы все большие молодцы

Вода:

- прозрачная;

- без вкуса

- без запаха

- растворяет

Три состояния воды :

- жидкое

- твердое

- газообразное (пар)

3 часть. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?

- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили?

- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,

вы сегодня были настоящими лаборантами.

В конце занятия всем детям выдаются медали «За любознательность».

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды»Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе - воде; уточнить значение воды для всего живого;.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда»Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Цель: Расширить представления детей о.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» Программное содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека. Развивать речь, мышление.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды — какая она» в средней группе Программное содержание: Образовательные задачи: - систематизировать представления детей о воде, ее свойствах: жидкость, не имеет цвета,.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Свойства воды»
Опубликовано: 30 августа 2023 в 17:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Свойства воды»» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриева Евгения (УИ 3106359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД