Дмитриева Евгения
Конспект занятия «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие:
-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект занятия „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;
-обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;
-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;
-воспитывать интерес к практической деятельности.
Методы и приемы:
словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;
наглядный метод: показ;
метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
• Знакомство с круговоротом воды в природе
Оборудование: глобус, капельки (из бумаги, фартуки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, моющее средство, ватные палочки.
Ход:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
1 часть: Вводная (информационно-познавательная) :
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришел в детский сад. увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь.)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако.)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Отгадайте еще одну загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
-Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- У нас есть капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки.
«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!
– Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?
– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).
– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).
– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
- Пройдемте к нашим лабораторным столам.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)
- Давайте наденем фартуки и сядем за столы.
- Приступим к нашему исследованию.
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. Но прежде чем приступить к работе в качестве научных сотрудников, мы должны с вами пройти инструктаж по правилам поведения в лаборатории:
соблюдать тишину,
не перебивать друг друга.
не мешать друг другу,
работать тихо, аккуратно, внимательно,
брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
без разрешения не трогать оборудование и приборы,
запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Понятно? Хорошо! Готовы? Теперь пройдем в лабораторию на свои рабочие места.
Опыт 1. Какой формы вода
На столе воспитателя лежит кубик и шарик.
Воспитатель: - Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Посмотрите, в пластиковом стакане вода какой формы? (Цилиндр). А сейчас часть воды из стакана №1 перельем в тарелку. Какой формы стала вода? Ответы детей. А теперь наберем воды в пипетку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы (откладываем шар и кубик в сторону).
Опыт 2. Вода бесцветная, прозрачная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель: - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети: – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель: - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети: – Лист белого цвета.
Воспитатель: - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети: - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель: - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети: Нет.
Воспитатель: - Молоко, лист белой бумаги?
Дети: – Да.
Воспитатель: - А что можем сказать о цвете воды?
Дети: – Вода без цвета.
Воспитатель: - Без цвета значит, какая вода?
Дети: – Вода - бесцветная.
Откладываем в сторону краски
Воспитатель: – В стакан с молоком и в стакан с водой положите трубочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети: – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель: – Какой делаем вывод?
Дети: - Вода – прозрачная.
Воспитатель: - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети: – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель: - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети: – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: - Какой вывод из этого следует?
Дети: - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
Воспитатель: - Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?
Дети: - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут расти и жить растения, а не будет растений, не будет и рыб и других животных.)
Опыт 3. Вода без вкуса
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода
Воспитатель: - Как вы думаете, вода имеет вкус?В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду). Какая она? Сладкая, солёная?
Дети: - Вода безвкусная.
Воспитатель: – Добавьте в воду различные вещества (сахар или лимон, попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети: – Сладкий и кислый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Откладываем в сторону сахар.
Опыт 4. Вода без запаха
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Воспитатель: - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети: – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: – Правильно вода ничем не пахнет. А теперь добавим в один из стаканчиков с водой молотый кофе, а в другой – кусочек лимона. Чем пахнет?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Откладываем лимон
Физкульминутка
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!
Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются»
Воспитатель: - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.
Дети: – В воде сахарный песок растворился.
Воспитатель: - А молотый кофе? Он растворился полностью? Какая стала вода в стакане с кофе? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети: – Кофе не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель: - Растворится ли в воде масло? Добавляем в воду масло, перемешиваем. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилось ли масло в воде?
Дети: – Не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Отставляем в сторону бутылку с маслом
Игра «Загадочная».
1. Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит (Река).
2. Белая скатерть всё поле покрыла (Снег).
3. Кругом вода, а с питьём - беда (Море).
4. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил (Дождь).
5. Не драгоценный камень, а светится (Лёд).
6. Ног нет - а идёт, глаз нет - а плачет (Туча).
7. Во дворе горой, а в избе водой (Снег).
8. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать (Вода).
9. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (Озеро).
10. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото).
11. Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло (Роса).
12. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь (Река).
Воспитатель: - А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: -В жидком, твердом и в газообразном виде.
Воспитатель: - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт 7 «Облако в банке».
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка запотела изнутри.
Воспитатель: - Во что превратилось наше облако?
Дети: – Облако превратилось в дождь. (Схема)
Вывод: вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе.)
Итог: - Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Спасибо ребята, вы все большие молодцы
Вода:
- прозрачная;
- без вкуса
- без запаха
- растворяет
Три состояния воды :
- жидкое
- твердое
- газообразное (пар)
3 часть. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?
- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили?
- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,
вы сегодня были настоящими лаборантами.
В конце занятия всем детям выдаются медали «За любознательность».