Елена Алексеева
Конспект занятия с элементами экспериментирования «Как хлеб на стол пришёл»
▼ Скачать
МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»
Подготовила и провела воспитатель Алексеева Е. Г.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел».
Цель: Формирование представлений о рождении хлеба, его ценности.
Обучающие задачи:
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- расширять и обогащать знания детей о хлебе, его изготовлении.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования „Как хлеб на стол пришёл“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- развивать ключевые компетентности детей: любознательность, самостоятельность, стремление к познанию и эффективному общению;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу;
Ход занятия:
1. Мотивационно- ориентировочный этап.
В. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Геннадьевна. Мои ребята прислали вам видеописьмо. Посмотрите пожалуйста.
(Здравствуйте, ребята! Мы в своей группе открыли музей хлеба. Нам воспитатель говорит, что хлеб – всему голова. Но мы не знаем, откуда берётся хлеб. Может вы нам поможете)
В. - Ребята, что же нам делать? (помочь ребятам). А почему же в народе говорят: «Хлеб – всему голова?» (ответы детей). – Да, хлеб – самый главный продукт на столе. – Что вы кушали сегодня на завтрак? А вчера на обед? А на ужин? – Что у вас было на столе и в завтрак, и в обед, и в ужин? (хлеб) Без хлеба нет обеда.
А знаете ли вы, что хлеб проходит длинный путь от зёрнышка до хлебушка.
2. Исполнительский этап.
Я приглашаю вас в Экспоцентр, где представлены разные экспозиции. Помните, что в Экспоцентре есть свои правила : не кричать, не толкаться и уметь договариваться.
Всё, что вы узнаете, вы запишете в свои планшеты. Возьмите каждый планшет.
1 центр. Сейчас мы станем хлеборобами и начнём посевную. А вы знаете, когда сеют рожь и пшеницу? Да, ребята, посевная начинается весной. Но посевная идёт в определённом порядке. Этот порядок вы видите на схемах. Что надо сначала сделать? А что потом? (дети разравнивают землю, сажают по схеме, поливают зёрна). Каждому зерну свое место.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Сей рядами — будешь с пирогами.
- Ребята, быстро прорастают семена, тянутся зелёными стебельками к солнышку, посмотрите, какие росточки появились из зерен (показываю росточки зелёные).
Вот и созрела наша рожь и пшеница и превратилась в … колосья. (показываю колосья). –Если мы посадили зёрна пшеницы, то какие колоски вырастут? (пшеничные). А если зёрна ржи? (ржаные). Заколосилась на полях золотистая пшеница и рожь.
- Выросли колосья, их убирают специальные машины. Как они называются? (комбайны). – Правильно, комбайн срезает колосья и достаёт из них зёрна – молотит. А потом эти зёрна по трубе высыпаются в грузовые машины. (обращаю внимание на экран).
Работа в планшетах.
- Давайте в наших планшетах отметим, с чего начинает путь зёрнышко. Что мы сначала сделали? (вскопали, порыхлили, посадили). Отметьте галочкой, что мы делали.
- Повезла наша грузовая машина зерно на элеватор. – А кто знает, что такое элеватор? (место, где зерно перебирают, сушат и хранят).
И мы с вами вытираем руки переходим на экспозицию - мукомольный завод.
2 центр.
– Что делают с зёрнами, когда привозят на мукомольный завод? (мелют)
- Зачем зёрна перемалывают? (получают муку).
- Давайте рассмотрим зёрна. На этом столе зёрна ржи, а на этом столе зёрна пшеницы.
-Расскажите про зёрна ржи, какие они? (дети говорят). - Какая мука получится из этих зёрен?
- Расскажите про зёрна пшеницы, какие они? Какая мука получится из этих зёрен?
- Вы сейчас попробуете разными способами получить муку. Посмотрим, у кого получится мука! Приступайте.
- У кого получилась мука? Почему не у всех получилось? (зерно не давится, трудно перетирать). Да, ребята, раньше в старину нужно было очень хорошо потрудиться, чтобы получить муку. А сейчас в современном мире муку получают на мукомольном заводе с помощью электромельниц. И вот такая мельница, только маленькая, есть у меня. Давайте посмотрим, что у меня получится (мелю зёрна на электромельнице) (садимся на ковёр).
Работа в планшетах.
– Отметим, каким способом можно получить муку.
А мне кажется, мы нашли ответ на вопрос младших ребят. Давайте вспомним, что ребята у нас спрашивали? (откуда хлеб берётся на столе).
- Мы сможем им ответить на вопрос? (да). Давайте напишем ребятам письмо. Посмотрите в ваши планшеты и начинаем писать, помогайте мне. Откуда зёрнышко начало свой путь? (с земли). (рисую схематично на листке на мольберте)
- Как вы думаете, ребята смогут разобраться, будет им понятно наше письмо? (да)
- Тогда я передам письмо ребятам.
_ Ребята, а вы хотите тоже в группе открыть музей хлеба? (да). – А что нам нужно для музея? (изделия).
- Тогда я приглашаю вас в мини- пекарню.
3 центр.
Одеваем колпачки одноразовые.
- Посмотрите, у нас в пекарне есть мука, она разная. Чем она отличается? Да, ребята, тёмная мука ржаная, а белая мука пшеничная. Давайте её потрогаем. Возьмите щепотку, пощупайте её. Какая мука? (мягкая, гладкая).
- Давайте муку понюхаем. Есть запах у муки?
-Попробуйте муку на вкус. Какая она?
- Возьмите сито и попробуйте просеять муку. Что с ней происходит? (она сыплется) Значит какая мука? (сыпучая).
• - Ребята! А из одной муки можно хлеб испечь? (нет) Из одной муки хлеба не испечешь.
- А что ещё нужно добавить?
- Замесим тесто дружно. А что для теста нужно? (показываю картинки, ребята называют, а я складываю их в мисочку. После этого достаю картинку с хлебом и показываю ребятам). – Вот он, хлебушек душистый, с хрупкой корочкой витой. Он румяный, золотистый, словно солнцем налитой.
- А мы будем лепить свои изделия из солёного теста, потому что они будут храниться в музее. Возьмите все по кусочку. Помните тесто. Какое оно? Какие хлебные изделия можно сделать из теста. В помощь вам я приготовила схему, как можно вылепить разные булочки.
Продуктивная деятельность детей (изделия выкладываются на поднос)
Рефлексия.
- Какие красивые булочки у вас получились. Как называются ваши изделия?
А вам нравятся? А это, наверное, Выборгский крендель, которым славится наш город. Все туристы, которые приезжают в наш город, хотят отведать Выборгского кренделя. Забирайте свои изделия в музей и покажите другим.
Я думаю, что другие ребята посмотрят и тоже захотят сделать хлебные изделия в ваш музей. До свидания.