Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Организация детей: свободная.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.
Организация непосредственно образовательной деятельности
Беседа.
Воспитатель:Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? (Ответы детей будут поверхностными, но педагог их не дополняет, не корректирует.) Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов? (Хлеб, батон, булка, бублик, рогалик, пирожки, сушки, слойки, ватрушки, торт и т. д.)
Воспитатель:Давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.
Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Воспитатель: Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».
КАРАВАЙ
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе –
Нет вкуснее на земле.
Я. Дягутите
Воспитатель: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.
Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
ХЛЕБ
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнёр, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т. д.)
Воспитатель: Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
РУКИ ЧЕЛОВЕКА
Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Я. Дягутите
Воспитатель: С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
– Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнёра, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)
Физкультминутка.
Ладушки, ладушки, Тесто вылезло на стол,
Мы пекли оладушки. А потом даже на пол
Мы месили тесто, Тесто убежало.
Тесту в миске тесно. Начинай сначала.
Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.
Игра «Назови и покажи».
Цель: развитие словарного запаса.
Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают их на иллюстрациях. (Вариант 2: одни дети называют машины, другие – показывают.)