Овчинникова Надежда Васильевна
Конспект занятия с воспитанниками старшей группы по финансовой грамотности «Чудо-дерево в волшебной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: воспитатель
Овчинникова Надежда Васильевна
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические;
• научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
• развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
Публикация «Конспект занятия с воспитанниками старшей группы по финансовой грамотности „Чудо-дерево в волшебной стране“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
• воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Материал:
• мяч
• копилка;
• кошелёк;
• дерево, на котором висят бумажные банкноты и монеты;
• набор картинок для игры «Можно – нельзя»
Ход:
Организационный момент.
Собираю детей около себя.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
- Сегодня предлагаю вам отправиться в волшебную страну. А поможет нам шапка-невидимка. Звучит музыка, давайте наденем шапку-невидимку, закроем глаза и повторим слова: «Вокруг себя повернись и в волшебной стране окажись». (Дети открывают глаза).
- Посмотрите, какое необычное дерево здесь растет. (Дерево с банкнотами и монетами на ветках). Давайте рассмотрим, что растет на волшебном дереве.
- Как вы думаете, что это за символы? (деньги).
- Что такое деньги? (деньги - это особо ценные бумаги, на которые можно что-то купить или за что - то заплатить)
- А для чего нам нужны деньги?
Деньги нам нужны:
• для покупки продуктов питания;
• для покупки одежды;
• для оплаты бытовых услуг;
• для оплаты развлечений;
• для оплаты проезда на транспорте;
• для покупки подарков и т д.
- Молодцы, справились с этим заданием. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте:
- Угадай, как-то зовется, что на деньги продается.
Это не чудесный дар, а просто – на просто (товар).
Молодцы. И сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Что можно купить за деньги?»
( на столе лежат вперемешку картинки: что можно и что нельзя купить за деньги. Дети распределяют их на доске по определённым группам).
- Ребята что мы с вами выяснили в этой игре.
Дети рассказывают стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить» Если деньги накопить, можно многое купить,
Дом, одежду и завод, самолет и пароход.
Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек родничок и тополек!
- Молодцы. За деньги можно купить много чего, а вот нельзя купить любовь, дружбу, уважение, семейный уют и тепло, общение с природой.
А сейчас мы отдохнем.
Разминка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую, и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ногу).
- А вам интересно узнать, какие деньги висят на нашем волшебном дереве? Давайте внимательно посмотрим и расскажем о них
- Это что такое? (Ответы детей) Правильно, монеты. Какая монета? (Круглая, металлическая, звенит: можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими).
- Смотрите, у нас на дереве ещё что-то осталось. (достаем банкноты)
- Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ»
- Какие они? (Бумажные, прямоугольные, шуршат).
- А можно ли хранить деньги на дереве? Почему?
- Тогда отгадайте загадку, где можно хранить деньги.
- Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,
Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине. (Копилка)
Показываю копилку детям.
- Давайте еще раз вспомним, для чего же нужна копилка? (копить деньги и хранить их)
- Ребята, но с копилкой в магазин не пойдешь, она всегда стоит дома.
А где еще можно хранить деньги? (в кошельке) И с ним можно ходить в магазин (показываю кошелек, в котором лежат банкноты, показываю деньги и уточняю, что это наличные деньги)
Давайте по очереди снимем деньги с дерева и разложим их на место.
Игра «Разложи деньги по местам»
- Ребята, мы с вами разложили деньги по местам: в копилке можно хранить монеты, а в кошельке хранятся банкноты.
А откуда взрослые берут деньги?
- Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это зарплату, то есть заработанные деньги. Все деньги, которые получают члены семьи, как называются?
- Правильно доходом семьи или семейным бюджетом.
- Ни один человек не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги. То есть всё, что мы тратим, как называется?
- Правильно расходом.
- В каждой семье есть и доходы, и расходы. Прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет – это подсчет доходов и расходов.
- И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»
Я начну читать, а вы заканчивайте. Хором мне вы отвечайте: доход или расход.
- Папа получил зарплату - доход
- Бабушка заболела - расход
- Выиграл приз - доход
- Бабушка получила пенсию - доход
- Потеряла кошелёк - расход
- Купили продукты - расход
- Продала бабушка пирожки – доход
- Семья купила телевизор - расход
- Заплатили за квартиру - расход
- Нашли клад – доход
- Съездили в город – расход
- Выиграли в лотерею - доход
- Купили куклу – расход.
- Вот сколько расходов у ваших родителей. А может расходов быть больше, чем доходов? И как же тогда быть?
- Как вы можете помочь родителям экономить деньги? (ответы детей)
Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Правильно, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Поэтому, прежде чем просить у них игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство. Ведь расходов может быть больше, чем доходов. И значит надо уметь их планировать и экономить.
А вам я предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
- Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
- Сегодня густо, а завтра - пусто.
- Считай деньги в своем кармане!
- Деньги счет любят - Без счета и денег нет.
- Копейка рубль бережет.
- Из копеек рубли вырастают.
- Дорог хлеб, коли денег нет
- Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Молодцы, много знаете пословиц, мы будем помнить их.
Вот, сколько много нужно денег для нашей жизни, поэтому деньги нужно беречь и тратить правильно, покупать все только необходимое, чтобы денег на все хватило.
А жители волшебной страны нам дают деньги, которые мы сняли с дерева для игры в группе, и чтобы вы учились беречь деньги и не тратить.
Рефлексия.
А теперь мы снова возвращаемся в детский сад.
Звучит музыка, надеваем шапку-невидимку, закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».
Вот мы с вами, ребята и побывали в волшебной стране, узнали много нового и интересного.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
А также мы узнали, что деньги нужно зарабатывать, что денег много не бывает, их надо беречь и надо так распоряжаться, чтобы их на все хватило.
- Молодцы, ребята! Вам понравилось путешествие?
Мне с вами тоже было очень интересно, а теперь можете отдохнуть, поиграть в игру «Магазин» с деньгами, которые нам подарили в волшебной стране.