Наталия Нигиль
Конспект занятия с родителями «Дисциплина, поощрение и запреты».
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая группа: родители детского сада.
Цель: повышение психологической грамотности родителей.
Задачи:
ознакомить родителей с запретами и требованиями, которые могут быть в жизни ребенка;
отработка навыка установления запретов в игровой форме;
помочь родителям найти «золотую середину» в отношениях с детьми.
Ресурсное обеспечение:
текст стихотворения «Про можно и нельзя» (приложение №2);
сказка «Светлячки» (приложение №3);
Публикация «Конспект занятия с родителями „Дисциплина, поощрение и запреты“,» размещена в разделах
памятка для родителей «Правила» (приложение №4);
правила занятия (приложение №5);
правила, которые помогают поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину;
платки;
клубок ниток;
доска с мелками;
музыкальное сопровождение.
Предшествующая работа:
тест для родителей «Какой вы родитель» (приложение №1);
Использованная и рекомендуемая литература:
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М. : ЧеРо, 1998.
Кузьмина Т. Л. Семейное воспитание: запреты и наказания. М. : МГППУ – 2009.
Семейное воспитание: родительские запреты и требования. Методич. пособие. – М. : МОСУ, 2006.
Дошкольное воспитание, №5, 2005.
Степина Н. М. " В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. : Айрис - Дидактика. Москва, 2004.
Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятие. Игры». Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001.
Рылеева. Е. В. «Путешествие в мир эмоций». М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030148.shtml
Методические приемы:
Упражнение «Меня зовут…».
Упражнение «Я рад (-а) вас видеть сегодня»
Упражнение «Продолжи предложение»
Упражнение «Обсуждение ситуаций».
Упражнения на запреты “Связанный ребенок”
Сказка «Светлячки»
Вопросы к участникам занятия (цель-проявление рефлексии).
Структура занятия :
Занятие состоит из нескольких частей: «организационный момент», «разминка», «основная часть», «завершение работы». Цель «организационного момента» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Родители располагаются по кругу)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее занятие. Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь ребенка требования, запреты и добиваться его послушания. Но в начале я хотела бы Вам прочитать стихотворение «Про можно и нельзя». Прислушайтесь к каждому слову. (Ведущий делает небольшую паузу для обдумывания).
Ведущий: Предлагаю вам создать правила работы нашей группы. (Вывешиваются правила занятия).
2. Разминка.
• Упражнение «Меня зовут…»
Ведущий: Для того чтобы мы сейчас познакомились, каждый участник по часовой стрелке будет называть свое имя.
• Упражнение-приветствие «Я рад (-а) вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
Ведущий: Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
3. Основная часть.
Ведущий: Уважаемые родители, сегодня я хочу поговорить о таких вещах как дисциплина, поощрение и запреты.
Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного. Некоторые бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного вовсе не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи соседей, друзей, родственников, а чаще всего воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя откладывать на потом.
Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля? Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться. Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь ребенка требования и запреты и добиваться его послушания. Но для начала я хотела бы Вас познакомить с правилами, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
(Вывешиваются правила).
1. Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого. Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
2. Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родители, прежде всего, должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
3. Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка. Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.
4. Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.
5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном.
Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.
Ведущий: Потребность в движении, познании – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтоб направить ее в верное русло.
А сейчас давайте вместе подумаем и разберемся, как можно поступить в ситуациях.
• Упражнение «Продолжи предложение»
- Исследовать лужи можно, но только (в высоких сапогах)
- Разбирать часы можно, но только…. (если они старые и давно не ходят)
- Играть в мяч можно, но только (не в помещении и подальше от окон).
Ведущий: А теперь я предлагаю разобрать проблемные ситуации.
• Упражнение «Обсуждение ситуаций». (Родители предлагают свои варианты решения данных ситуаций).
Ситуация: Ребенок балуется с велосипедом.
Вариант ответа: разумно будет забрать его у ребенка на некоторое время.
Ситуация: Ребенок кидается песком на других детей.
Вариант ответа: стоит лишить привилегии играть в песочнице на один день.
Ситуация: Одна девочка плохо вела себя во время обеда в кафе, и мама пригрозила ей: «Будешь и дальше вести себя так, ляжешь сегодня спать в семь часов». Девочка все равно продолжала шалить и в ответ получила: «Так-так. Не в семь, а в половине седьмого»
Вариант ответа: в данном случае можно, вместо того чтобы откладывать наказание на вечер, мама должна была просто отвлечь внимание девочки. Или сказать, что отправит ее за другой стол, что они немедленно уйдут из кафе. В этом случае девочка поймет, что ее поведение может привести к неприятным последствиям.
Ситуация: Вы проходите мимо комнаты сына, я видите, как он сбрасывает все пазлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате.
Вариант ответа: концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната", но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка.
Ведущий: Сейчас я хочу предложить вам поиграть.
• Упражнения на запреты “Связанный ребенок”
Ведущий: Приглашаются два родителя, которые будут участвовать в упражнении. Один из Вас будет играть роль ребенка, а второй – роль родителя.
(Психолог начинает демонстрацию).
- Как часто мы говорим ребенку: «Не бегай, не прыгай, не лезь, не упади…». («Родитель» завязывает «ребенку» ноги).
- Мы также говорим ему: «Не трогай то, не трогай это…» («Родитель» завязывает «ребенку» руки).
- А ещё мы говорим ему: «Не слушай, это не для твоих ушей» («Родитель» завязывает «ребенку» уши)
- И ещё : «Не кричи, не разговаривай громко» («Родитель» завязывает «ребенку» рот).
- И, наконец, мы говорим ему иногда: «Не смотри этот фильм…» («Ребенку» завязывают глаза).
Затем психолог спрашивает «ребенка», как он себя чувствует?
(Далее ведущий предлагает родителям обсудить ситуации).
Ведущий: Мы с вами выяснили, что в каждой семье есть запреты и их необходимо установить минимальное количество. Для того чтобы это сделать правильно, нам необходимо выработать правила запретов для детей.
• Запреты и требования должны быть гибкими, их недолжно быть много.
• Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими требованиями ребенка.
• Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
• Запреты и требования должны ребенку разъяснятся.
• Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
• Родителям необходимо помнить, что воспитание должно быть последовательным.
(Правила записываются на доске).
Ведущий: Было замечено, прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание - обиду и страх повторного наказания. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например: сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".
Предлагаю Вам вспомнить сказки, которые помогут решить ту или иную ситуацию, и добиться от ребёнка послушания.
(Родители вспоминают и называют сказки).
Ведущий: Продолжая тему сказок, я предлагаю Вам послушать историю. В которой герои сказки “Светлячки” сталкиваются с проблемой нарушения запрета. Это довольно частая проблема в реальной жизни детей, но они не всегда осознают причины ограничений и не могут оценить последствий проступка. Оказавшись в сложной ситуации, главный герой демонстрирует с одной стороны осознание вины, а с другой стороны находит в себе силы для решения проблемы и спасения брата.
(Родители внимательно слушают)
4. Завершение работы.
Вопросы к участникам занятия (с целью проявления рефлексии) :
Что Вы узнали нового?
Чему научились?
Ведущий. Я рада, что занятие вам помогло. Хочу поблагодарить всех за участие! Спасибо за проделанную работу!
По окончании занятия в качестве информационного материала родителям можно предложить памятки «Правила», текст стихотворения «Про можно и нельзя» и сказку «Светлячки».