Раиса Маркс
Семинар-практикум «Поощрение и наказание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Семинар-практикум «Поощрения и наказания детей
дошкольного возраста»
Слайд №2
Воспитание ребёнка дошкольного возраста – процесс разносторонний, в ходе которого приходится сталкиваться не только с положительными моментами поведения ребёнка. Перед педагогами часто встают вопросы: «Как правильно хвалить и наказывать ребёнка?», «Нужно ли наказывать вообще?».
Слайд №3
Публикация «Семинар-практикум „Поощрение и наказание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Если встаёт вопрос о наказании ребёнка, прежде всего, необходимо задуматься над тем, что именно раздражает в поведении ребёнка и какого эффекта педагог хочет добиться с помощью наказания.
Наказание как и поощрение должно быть осознанным, необходимо хорошо понимать какой эффект это может иметь на ребёнка
Слайд №5
Предлагаю вам поделиться на 2 группы.
Уважаемые педагоги, можно ли воспитывать ребёнка без наказания?
Педагогов всегда волновал вопрос: каким образом использовать систему поощрений и наказаний детей дошкольного возраста, чтобы не наносить ущерб, а наоборот способствовать гармоничному развитию личности?
Практическое задание:
Задание для первой группы:
- Дайте определение слову поощрение.
Задание для второй группы:
- Дайте определение слову наказание.
Педагог-психолог: Слово «Наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребёнком – не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Наказание из древних времён произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением.
Слайд №6
Наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает (вину, раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду, унижение и т. д.). А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.
Слайд №7
Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.
Слайд №8
Педагог-психолог: Вспомните методы воспитания.
Мы видим, что поощрение и наказание, одни из методов воспитания. поэтому на вопрос, можно ли воспитывать без наказания, можно ответить «Нет!». Невозможно полностью отказаться от метода наказания в воспитании ребенка. Ребенок в любом возрасте должен понимать, что за провинностью следует наказание.
Слайд №9
Практическое задание:
Задание для первой группы:
- Назовите неприемлемые методы воспитания.
Задание для второй группы:
- Назовите приемлемые методы наказания.
Педагог-психолог: Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в педагогической практике свидетельствует о некомпетентности воспитателя, который не способен контролировать свои чувства и поведение. Также неэффективной формой наказания является вербальное, когда воспитатель повышает голос на ребенка, упрекает, говорит унизительные слова, либо читает нотации. В такой ситуации у детей часто срабатывает психологическая защита, они отключают внимание, чтобы не воспринимать гнев взрослого направленный на него. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что физическое и вербальное наказание неприемлемы в педагогической практике. Однако, можно избежать физического наказания, используя множество эффективных методов взаимодействия с детьми и достигнуть воспитательной цели.
Слайд №10
Эффективными и приемлемыми методами в педагогической практике являются материальные и социальные поощрения, а также поощрения, связанные с различными видами детской деятельности.
Материальные поощрения — вещи, имеющие для воспитанника ценность: наклейки, значки отличия, сладости, игрушки и другие.
Социальные поощрения — один из эффективных типов поощрения, может быть выражен воспитателем ребенку в похвале, доброжелательных словах, рукопожатии, улыбке, похлопывании по спине. Психологи отмечают стимулирующее действие тактильного прикосновения к ребенку для формирования правильного поведения.
Поощрения, связанные с различными видами детской деятельности.
Использование поощрений в воспитательно-образовательном процессе помогает добиться от ребенка положительных результатов.
Практическое задание: приведите примеры из своей практики.
Задание для первой группы:
- В какой ситуации с детьми вы используете запрет на приятные для ребёнка занятия?
Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения.
Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.
1. Обозначить для ребенка, за какую провинность последует его наказание.
2. Перед наказанием ребенку должно быть сделано 1-2 предупреждение.
3. Заранее сказать ребенку, на какой период ему будет запрещено любимое занятие и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
4. У взрослого должен быть спокойный, без эмоций, невозмутимый вид.
Задание для второй группы:
- Как вы используете социальные и материальные поощрения?
Лишение поощрения может быть использована воспитателем, если в группе применяется определенная система поощрений. Лишение награды является действенным способом наказания.
Отечественные и зарубежные психологи рекомендуют воспитателям в процессе взаимодействия с детьми использовать позитивный подход и переключить свое внимание с плохих поступков дошкольников на хорошие.
Слайд №11
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использование дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков. Установлено –
девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а у мальчиков выше математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции, самооценка у мальчиков более устойчива, чем у девочек. При воспитании детей воспитателям важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При оценке поведения детей и результатов их деятельности воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, её публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчиков наиболее значимыми является указание на то, чего он добился. Каждый приобретённый навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Слайд №12
При воспитании детей необходимо учитывать особенности темперамента. К детям сангвинического темперамента можно предъявлять повышенные требования, формировать такие черты характера как аккуратность, собранность, ответственность. С детьми холериками необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашиваний, приучать выполнять правила поведения. Дети - флегматики и меланхолики редко нарушают поведение. У них необходимо развивать уверенность в своих силах, стремление к активным действиям.
Практическое задание: проанализируйте проблемные ситуации:
Задание для первой группы:
«Маше 4 года. Она очень сложно привыкает к детскому саду. Когда мама приводит её в детский сад, она кричит на маму, топает ногами. В течение дня отказывается от общения с детьми в группе. Предпочитает сидеть в одиночестве в углу, если к ней подходят другие дети, замахивается на них рукой, может кинуть в них какой-либо предмет, ударить».
- какие возможные причины, по Вашему мнению, могли привести к подобному поведению девочки?
- предложите выход из сложившейся ситуации.
Комментарий педагога-психолога к заданию:
Наиболее вероятной причиной данного поведения, является неумение девочки общаться с другими детьми, отсутствие у неё коммуникативных навыков. Необходимо обратить внимание взрослых на развитие сферы общения ребёнка. В игровой форме моделировать различные ситуации: Как познакомиться с ребятами в группе? Как предложить поиграть в совместную игру? Что делать если дети не хотят с тобой играть? Как можно иначе обратить внимание на себя?
Проблемная ситуация для второй группы:
«Саша и Миша, воспитанники средней группы, поссорились из-за желания завладеть игрушкой. Дерущихся детей взрослые силой растаскивают со шлепками и нотациями о справедливости».
• Правомерны ли действия взрослых?
• Если нет, то какими они должны быть?
Комментарий педагога-психолога к заданию.
Действия взрослых неправомерны. Насилие порождает агрессию. Взрослым бесполезно читать нотации о справедливости: о том кто первым взял игрушку. Так как в конфликтной ситуации дети не воспринимают увещевания.
Цель взрослого:
• вовлечь детей во взаимодействие;
• обучить воспитанников договариваться через обсуждение;
• предложить мальчикам высказать идеи по решению проблемы и урегулированию конфликта и принять решение устраивающее обе стороны.
При драке не растаскивать, а протянуть друг другу руки и сказать: «Я не позволю вам драться, но вы можете поговорить о том, что случилось».
Во второй ситуации дети уже достаточно взрослые, для того чтобы их обучали договариваться между собой.
Слайд №13
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
«КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно — вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении
ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя плохое поведение ребенка.
Слайд №14
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
«КАК НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.
3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
4. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п. ]
Слайд №15
Цель как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказание, в процессе воспитания детей, необходимо разумно, осознанно и помнить о том, что оба метода влияют на самооценку ребенка.
Слайд №16
Уважаемые педагоги, помните: поощрение и наказание при определенных условиях, являются эффективным средством воздействия на поведение ребенка.
Желаю вам успехов в педагогическом труде!