Галина Высотина
Родительское собрание «Поощрение и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у родителей осознанное применение в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи:
• Уточнить представления родителей о видах и способах поощрения и наказании;
• Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания детей в семье :
• Определить роль поощрения и наказания в воспитании ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Поощрение и наказание“» размещена в разделах
Форма родительского собрания : деловая игра («Своя игра»).
Участники: группа родителей разбивается на 3 команды (по 5-6 человек). Игру сопровождает жюри (администрация детского сада или родители). Все команды разбиваются на группы методом жеребьевки.
Материалы:
Столы и стулья для команд;
Ручки и листы;
Материалы – распечатки (в помощь родителям по теме);
Номера команд;
Бланки оценки для жюри;
Ответы на вопросы;
Чашки, тарелки, головоломки для ролевой игры;
Медали участникам;
Сладкие призы;
Предварительная работа:
До родительского собрания организуется информационная выставка (книги, распечатки, журналы и пр.) по теме.
Ход родительского собрания:
- Дорогие родители и гости. Рады приветствовать Вас на нашем родительском собрании. Наша встреча пройдет в форме игры. Она поможет нам узнать, что Вы знаете о поощрении и наказании и, надеемся, что и Вы тоже узнаете многое из нашей игры.
- Итак, наши правила: команды отвечают друг за другом; если одна команда не может ответить, то у других команд есть шанс заработать бал; при ответе опирайтесь на Ваш опыт и личное мнение. Для того чтоб наша игра проходила более грамотно и четко сегодня Вас будет оценивать строгое, но компетентное жюри.
- Начнем нашу игру. Она будет состоять из трех раундов. Первый раунд. В первом раунде представлено 12 вопросов. Они разделены по цветам и пронумерованы. Команда выбирает вопрос и называет цвет и номер. У Вас есть 30 секунд на обдумывание вопроса. Если Вам не надо времени на обдумывание – можете ответить сразу. Жюри внимательно слушает и заносит ответ в бланк. Начнем с 1 команды – выбирайте цвет и цифру.
Похвала должна быть только за положительное поведение ребенка и поведение, которое хочет сформировать родитель у ребенка.
Требования должны быть разумными (их не должно быть слишком много и слишком мало,
Да, при условии что ребенок занимается коллекционированием каких-то монет. С точки зрения экономической ценности денег – в дошкольном возрасте она еще не сформирована.
Похвала эффективна вниманием и словами.
Чаще всего дети, которым необходима похвала выделяются из толпы – они сами говорят об этом. Чаще всего их положительное внимание игнорируется.
Поощрения и наказания должны быть системными, последовательными, четкими и конкретными.
Похвала должна быть сразу в тот момент, когда удалось поиграть. Это маленький шаг, который ребенок сделал на пути к положительной игре.
Да, при условии их интереса для ребенка и пользы.
Да, при соблюдении всех требований. Ребенку объясняется за что он будет наказан, куда он пойдет, сколько времени он там будет находиться и что может там делать.
Игнорируется только поведение, которые не вредит здоровью других (плачь, истерики, ругань, мелкие стычки). За все остальное следует наказывать.
Игнорирование плохого поведения.
Как можно больше, но минимум 8 раз в день (Ю. Б. Гиппенрейтер)
- Спасибо большое Вам за игру в этом раунде. Как вы поняли, наказания должны быть четкими, системными, последовательными, отобранными. Наиболее эффективным в наказании будет игнорирование плохого поведения и похвала положительного. Наказывать следует чем то важным для ребенка. Следует как можно больше обнимать и целовать ребенка. Это итоги нашего первого раунда. Переходим ко 2 раунду.
- Раунд 2. В этом раунде вопросы более открытого характера. В этом раунде будут вопросы, ситуации для анализа и ролевые игры (проигрывание ситуации). Принцип работы такой же – вы выбираете цвет и цифру. Как Вы заметили здесь строки уже 4 цветов.
В помощь родителям можно подсказать, что один ребенок капризный (выливает из чашки, кидает еду на пол и пр., родитель пытается игнорировать плохое поведение.
Похвала происходит в сочетании с критикой, что снижает эффективность похвалы. Если отец обратить внимание на мытье рук и лица, то должен был сделать это заранее.
Правило «Если,то…» или «Когда,тогда…».
Когда ты приберешь игрушки, тогда ты сможешь посмотреть мультики.
Игнорирование включает в себя:
- отсутствие тактильного контакта;
- нет контакта глаз;
- нет речевого контакта;
- тем не менее, важно находится рядом.
Игнорируют плохое поведение (капризы, нытье и пр.)
Темп приказаний слишком быстрый. Ребенок не запоминает столько (даже если они и повторяются в течение некоторого времени). Стоило бы их разделить и ждать пока ребенок выполнит, и похвалить.
Хвалить себя необходимо всегда. Особенно в ситуации, когда ребенок противится введению новых требований. Хвалить стоит себя про себя.
Сложно ли Вам хвалить друг друга? Делать комплименты?
Мать негативно оценивает помощь ребенка, что в дальнейшем приведет к нежеланию помогать ей. Мать раздражена чем-то и пытается это выплеснуть на сына.
Приказание «Подожди минутку» неконкретно для ребенка. Стоит применять более четкие приказания. Например: «Сейчас начнется реклама, и я смогу поиграть с тобой». Это более определено во времени.
- Спасибо большое Вам за этот раунд. Чаще всего в жизни у нас много знаний – мы знаем, как надо хвалить, наказывать. Но в жизни у нас так не получается – мы это увидели исходя из ролевых игр. Поэтому, дорогие родители, как можно больше тренируйтесь и хвалите себя за каждый получившейся шаг. Переходим к 3 раунду.
- В этом раунде просим Вас оценить наше собрание. Напишите, что Вам понравилось, что не понравилось, что хотелось бы добавить, что стоило бы изменить, полезна ли была для Вас наша игра. У Вас на столах лежат листочки. Оценку оставляем анонимно.
- Спасибо большое Вам за игру. Сейчас наше компетентное жюри объявит победителей и наградит. Мы надеемся, что наша игра помогла Вам в Ваших знаниях о поощрении и наказнии.
- Хотелось бы закончить нашу встречу небольшим познавательным мультфильмом.