Галина Толонкина
Конспект занятия с применением ТРИЗ
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ
Тема НОД: «Забавное путешествие»
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.
Задачи
Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые приемы ТРИЗ (вопросы, преобразователи, признаки объектов)
Публикация «Конспект занятия с применением ТРИЗ» размещена в разделах
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки объектов, свойства объектов.
Тип НОД: комплексное занятие творческого применения знаний и умений детей.
Методы и приё мы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Ход:
I этап. Организационный
Психогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки) .
Здравствуй - солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.
II этап. Мотивационный
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто с нами сегодня хочет поиграть. Вы узнали кто это? (это Чико). Чико, сегодня хочет пригласить вас путешествовать. Вы хотите отправиться вместе с ним в путешествие? Садимся в самолетики (руки в стороны и начинаем движение вокруг стульчиков)
- «Вместе с Чико мы летим – путешествовать хотим!»
III этап. Практический
Воспитатель: (прием преобразования Волшебник «Дробления и Объединения») .
- Ребята, мы оказались на острове который называется «Объедини и назови». Какой волшебник может нам помочь сделать это? Воспитатель ставит на стол картинку с изображением волшебника «Дробления и Объединения». ( на столе наборы картинок с разными объектами: коньки и колесики – ролики, капуста, помидор, лук - салат и т. д)
Но это еще не все, на этом острове живут сказочные существа, нужно подумать и сказать, каких животных объединил волшебник в их названиях.
- Кого объединил волшебник и получил Волколиса?
- Кого объединил волшебник и получил Медвезайца?
- Кого объединил волшебник и получил Лисагушку?
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Чико очень понравилось, как вы отлично повеселились на этом острове и мы с вами можем отправляться в путь. (самолетики снова летят вокруг стульчиков)
Воспитатель:
- Ребята мы приземлились на остров волшебных вопросов и ответов.
(На столе лежат разные объекты и волшебные дорожки с вопросами).
- Сейчас мы с вами будем задавать вопросы и отвечать на них. Дети берут схемы и поочередно задают вопросы и отвечают на них. Какое яичко по форме? Сколько елочек по количеству? И т. д.
- Чико очень понравились ваши вопросы и ответы на них и приглашает лететь дальше. Вы готовы?
Воспитатель:
- Ребята, мы прилетели на остров маленьких и больших объектов. Какой же волшебник нам поможет в игре? (волшебник «Уменьшения и Увеличения»). Воспитатель достает из сундучка множество различных парных картинок с объектами большими и маленькими.
Задание: Нужно назвать все маленькие и большие объекты, объединив их в пары. Дети выбирают парные картинки, выставляют их на наборном полотне. Воспитатель просит назвать объекты в паре. Задание позже усложняется. Один ребенок называет все маленькие объекты, а другой все большие.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Чико очень доволен вашей работой. И нам пора отправляться в путь.
Воспитатель:
- Ребята мы прилетели на остров, в котором все объекты потеряли свой дом.
Какой признак нам поможет найти домик для объектов? (признак место)
Дети выбирают объекты и соответствующий домик, выставляют на наборное полотно и называют поочередно. (место собаки в будке, место лисы в норе, место машины в гараже и т. д) Посмотрите ребята, как доволен Чико. И снова зовет нас в полет. Ну что, полетели?
Воспитатель:
- Ой ребята, Чико так долго летал, что устал. Посмотрите, он даже изменил цвет от усталости.
Игра : «Чико играет с цветом» Дети поочередно называют цвет Чико (красно –белый, желто – зеленый и т. д, з. к. р название – разноцветный.
IV этап. Рефлексивный
Воспитатель:
- Наше путешествие подходит к концу. Чико, с нами,было очень весело и интересно. Ему очень понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись). И за это, он хочет вас угостить. Только, если вы отгадаете загадку: Место этого объекта в фантике, по вкусу он сладкий, по форме овальный, по цвету- разноцветный, по весу, если сравнить с яблоком - легкий. Дети отгадывают и получают конфеты от Чико.