Галина Муравьева
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в группе для детей с ОНР 6-ого года жизни «Рукавичка»
▼ Скачать +Заказ
Конспект
комплексного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий
в группе компенсирующей направленности
для детей старшего возраста /6-ого года жизни/
тяжелыми нарушениями речи
«Рукавичка»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• развитие навыков словообразования и словоизменения на материале лексической темы «Дикие животные»;
Публикация «Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в группе для детей с ОНР 6-ого года жизни „Рукавичка“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• формирование навыков связной речи, обучение построению простой фразы;
• формирование навыков звукового анализа обратного слога (АП, ОП, УП) с элементами кодирования.
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук в сочетании с речью;
• развитие мимической и интонационной выразительности;
• активизация произвольного внимания и памяти, зрительного гнозиса;
• развитие вербально-логического мышления (установление причинно-следственных связей).
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитание навыков самоконтроля, чувства взаимопомощи.
Оборудование: демонстрационные панно «Зимний лес», «Зимнее поле», демонстрационное пособие «Рукавичка», картинки зверей, карточки-символы гласных и согласных звуков Т. А. Ткаченко, картинки с героями сказки, карандаши.
Ход занятия
1. Оргмомент. Двигательная пауза: координация движения и речи с элементами фонетических и фонопедических упражнений.
Логопед: Летят снежинки, кружатся, как бабочки порхают,
Поднимутся, опустятся, а на ладошке тают.
(дети бегут по кругу, кружатся; останавливаются лицом в круг, помахивают руками, «сдувают» снежинку с ладошки)
Вышел на крыльцо старый дедушка, закашлялся на морозе: «Кх! Кх! Кх!»
Погрел замерзшие руки: «Х…х…х…» (дуют на ладошки)
Заскрипел снег под его шагами: «Ссс…Ссс…Ссс…»
Запряг он в сани лошадку и поехал в лес за дровами.
Как однажды по метели
В поле саночки летели.
Не стучат, не гремят,
Лишь копытца говорят.
(дети поднимаются на носки, и опускаются на всю ступню, постукивая пяткам, цокают язычком)
Замела в лесу поземка: «Ввв…Ввв…Ввв…»
Подул сильный ветер: «Ууу…Ууу…Ууу…»
Логопед: Взмахнул дедушка рукой и потерял рукавицу. Унес ее ветер далеко-далеко… Пойдемте ее поищем.
2. Игровая мотивация. Объявление темы занятия (сказка «Рукавичка»).
Логопед: В снежном поле невеличка, из овчины рукавичка.
Открывайте шире глазки, к нам идут герои сказки.
Маленькая, юркая, быстрая, серая, длиннохвостая, зубастенькая, прожорливая… (мышь).
Увидела рукавичку мышка-норушка, подбежала и решила в ней жить.
3. Упражнение для рук с элементами самомассажа «Мышка» (муз. и слова Е. Железновой).
- Обрадовалась мышка, что нашла себе теплый домик, и запела веселую песенку. Споем вместе с ней.
Веселая мышка перчатку нашла,
(руки согнуты в локтях, поворачивают кисти рук)
Гнездо в ней устроив, мышат позвала. (ладони «щепоткой», «зовут» мышат)
Им корочку хлеба дала пожевать, (крепко сжимают и разжимают кулачки)
Отшлепала всех (пошлепывают себя по бокам)
И отправила спать. (кладут руки по щеку)
Веселая мышка перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив, мышат позвала.
Им корочку хлеба дала пожевать,
Погладила всех (поглаживают туловище)
И отправила спать. (кладут руки по щеку)
4. Развитие фонематического слуха, первоначальных навыков звукового анализа. Воспроизведение обратных слогов: АП, ОП, УП по зрительным фонетическим символам (Т. А. Ткаченко).
Логопед: Стала мышь в своем новом домике хозяйничать, поставила мышка тесто для пирогов. Поднялось тесто и запыхтело: П! П! П! П!
Что вы скажете о «звуковой ниточке»? Звуковая ниточка была длинной или короткой? (Звуковая ниточка была короткая, она быстро рвалась)
Получилась у звука песенка? Почему песенка не получилась? (Песенка у звука не получается, выходу воздуха мешают губы) Что согласился делать звук? Какой он? (Звук согласился пыхтеть. Звук [П] - согласный)
- А как теперь запыхтело тесто?
- АП! АП! АП! ОП! ОП! ОП! УП! УП! УП!
(дети читают по фонетическим символам)
5. Игра «Назови ласково». Развитие грамматических категорий.
Логопед: Поднимается тесто, а к рукавичке уже новые гости спешат:
Маленький, белый, пушистый, слабый, трусливый… (заяц)
Белый зайчик-побегайчик,
Он по ельничку бежал, он от холода дрожал,
Он дорогу к своей норке с перепугу потерял.
Увидел рукавичку и попросился в ней жить.
Заяц был очень добрый и вежливый, всех зверей в лесу он называл ласково.
Скажите, как называл он медведя? Лису? Волка? (медведюшка, лисичка, лисонька, волчок, волчишка)
А как звери ласково называли такого воспитанного зайца? (зайчик)
Как ласково обратился он к мыши? (мышенька, мышка)
И, конечно, мышка ему не отказала, пустила жить в рукавичку.
6. Самомассаж кистей рук «Тесто» (по Бирюкову А. А.).
- Стали они вместе тесто для пирогов месить. Поможем и мы.
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем.
И с капустой, и с грибами,
Угостить вас пирогами?
(разминают кулачком тыльную сторону ладони).
А вот и пироги испеклись, ждет рукавичка новых гостей.
7. Игра «Скажи наоборот». Развитие словаря. - практическое употребление в речи слов-антонимов.
- Кто же еще бежит к рукавичке? Рыжая, пушистая, хитрая… (лисичка-сестричка)
Пустили жить и ее. Лисичка-сестричка была очень хитрой и умной. Она научила зверят веселой игре «Скажи наоборот».
бежать - стоять мерзнуть - греться терять (прятать) - искать, находить
ломать - строить бросать - ловить засыпать - просыпаться
смеяться - плакать кричать - шептать здороваться - прощаться
8. Развитие интонационной выразительности речи.
Диалоги «Мышка» (С. Маршак, «Киска».
- Кушают звери вкусные пироги и ведут разговоры. Послушаем, о чем они говорят.
-Что ты тащишь, мышка?
-Сыр несу детишкам.
-Где взяла?
-Купила, рублик заплатила!
-Что ты сдачу не взяла?
-А хозяйка ведь спала!
- А лисичка рассказала зверятам про знакомую кошку.
- Здравствуй, киска, как дела? Что же ты от нас ушла?
- Не хочу я с вами жить, хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
9. Игра «Кого в лесу (в поле) много?» Развитие грамматических категорий.
Логопед: А к рукавичке новые гости спешат. Кто это, угадайте! Серый, зубастый, голодный, злой, сильный… (волк)
Большой, сильный, мохнатый, неуклюжий, бурый… (медведь)
Много теперь жильцов в рукавичке, а в лесу зверей еще больше. В рукавичке один заяц, а в лесу…
(В лесу много зайцев, лис, волков, медведей. В поле много мышей)
10. Двигательное упражнение «Мишка и мышка» (Н. Пикулева). Профилактика плоскостопия.
Логопед: Весело зверям в рукавичке. Пошло у них веселье, начались игры. Решил мишка размять свои косолапые пятки и научил зверей интересному упражнению.
Ой-ёё-ёё-ечки! Спал медведь на коечке.
Свесились с кроватки две босые пятки.
(перекатываются с пятки на носок, стоя на месте)
Две босые, две смешные, ой, смешные пятки!
(Носки вместе, сводят и разводят пятки)
Увидала Мышка, Мышка-шалунишка, (переминаются с ноги на ногу)
Влезла на кроватку, Хвать его за пятку!
(Делают выпад ногой вперед, затем разворачиваются назад, поменяв опорную ногу)
11. Игра «Кто кем был». Установление причинно-следственных связей, практическое употребление в речи формы творительного падежа ед. числа существительных.
- Развеселились взрослые звери, как маленькие зверята. Как вы думаете, кем был медведь, когда был маленьким? (Медведь был медвежонком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Заяц был зайчонком)
12. Игра «Скажи, кого не стало». Развитие зрительного внимания и памяти.
- Решили звери поиграть в прятки. Приглашают и нас. Что изменилось? Кого нет?
На демонстрационной доске картинки зверей. Дети закрывают глаза, открыв их, называют спрятанную картинку.
- Нет медведя. Нет зайца.
13. Развитие внимания и памяти. Игра «Обведи картинку».
Логопед: На прощанье звери решили подарить вам свои фотографии. Я прошу вас обвести фотографию только тех зверят, которые встретились в сказке. Будьте очень внимательны, на картинке есть фотографии героев и других сказок, эти фотографии обводить не нужно.
Дети рассматривают картинки с изображением сказочных героев, обводят только тех, кто встретился в сказке.
- Кто из героев сказки понравился вам больше всех? Почему?
14. Упражнения на развитие мимики и пантомимики.
- Вспомним еще раз героев сказки и попробуем их показать своими движениями и выражением лица.
Покажите озябшую, дрожащую мышку, злого волка, который пугает зверят.
Но смелые белки не испугались волка и закидали его еловыми шишками. Ему очень больно! Покажите, как он потирает шишку на лбу.
Покажите толстого медведя, который хотел полакомиться медом и теперь удирает от пчел.
Покажите, как зверята в рукавичке жуют вкусные пироги.
Покажите сытых, довольных и веселых зверят. (дети выполняют задания)
15. Итог.
- Сегодня вы подружились со зверятами и выполнили все задания. Вы настоящие друзья. Спасибо вам!
ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет. Игровые технологии. М., ТЦ «Сфера», 2006
2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., ТЦ Сфера, 2005.
3. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М., 2009.
4. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедия в диалогах. М., Издательство «Каро», 2004.
5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2004.
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М. ,ТЦ Сфера, 2004. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. Линка – Пресс, М., 2000.
7. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Изд. дом «Литера», СПб,
2003.
8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры (для детей 4-7 лет). Изд. дом «Литера», СПб, 2008.
9. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками. Начальная школа. 2000. № 7.
10. Ткаченко Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму. Фонетическая символика. М., «Владос», 2010.