Ирина Бельтюкова
Конспект занятия с использованием ИКТ «Космическое путешествие» по изучению звука [к] и буквы к в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
по изучению звука и буквы К с воспитанниками старшей группы ДОУ.
Тема занятия «Космическое путешествие».
Цель: закрепить навыки фонематического анализа слов на материале изучения звука и буквы К.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Космос»
- Развивать умение давать характеристику звуку К
Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ „Космическое путешествие“ по изучению звука [к] и буквы к в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Познакомить с буквой К
- Обучать чтению слогов с буквой К
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание, память, мышление, чувство рифмы
- Развивать фонематический слух и навыки фонематического анализа (определение наличия и места звука в слове, умение дифференцировать звук по твердости-мягкости).
- Совершенствовать грамматический строй речи (развивать умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными).
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и культуру поведения при работе в группе.
- Воспитывать любовь к окружающему миру и интерес к познанию нового.
Оборудование: интерактивное оборудование (экран, ноутбук, презентация к занятию, по 2 круглых карточки на каждого ребенка (изображают синюю и зеленую планеты, наклейки-мотиваторы для оценки работы на занятии.
Ход занятия.
1. Вводный этап.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычная встреча – вас ждет интересное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадки. (Слайд 1)
Игра «Доскажи словечко».
(После каждой отгаданной загадки на экране появляется картинка-отгадка)
Планета голубая
Любимая, родная,
Она моя, она твоя
И называется … (Земля)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на… (ракете).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный … (телескоп).
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется она среди звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … (комета).
- Посмотрите, ребята, на изображения. Как думаете, в какое путешествие мы сейчас отправимся.) Конечно, в космическое! Как называются люди, совершающие полеты в космос? (Космонавты) Есть ли у космонавтов специальная одежда, как она называется? (Скафандр) На чем космонавты отправляются в космос (На ракете). Итак, включаем воображение на полную мощность, превращаемся в космонавтов, надеваем скафандры, садимся в ракету. Полетели? (Слайд 2):
- Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
По орбитам кружатся разные планеты.
2. Основной этап.
- А вот ваше первое космическое задание. Внимательно послушайте слова и скажите, на какой звук они начинаются: космонавт, комета, космодром.) Правильно, это звук К. Ребята, произнесите звук К. Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду – язык). Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).
- Звук К в космосе нам будет встречаться часто. И вот ваше следующее задание (слайд 3). Посмотрите на картинки. Вам нужно оставить только те, в названии которых есть звук К.
Дети анализируют звуковой состав слов на наличие/отсутствие звука К: звезда, ракета, планета/Земля, комета, тюбик, инопланетянин, космонавт, солнце. По щелчку мышки слова, не содержащие звук К, исчезают с экрана.
- Ну что же, вы очень хорошо слышите, есть ли звук в слове. А сможете ли вы определить его место? Давайте еще немного поиграем с нашими картинками (слайд 4).
Игра «Запуск ракеты»
- Справа 3 ракеты, но только в одной из них есть топливо и только одну мы можем запустить. Определить ее вам поможет картинка слева. Назовите картинку. Если звук К в начале слова (первый, то полететь может ракета, у которой закрашен первый иллюминатор. Если звук К в середине слова, то полетит та, у которой закрашен средний иллюминатор. Если звук К стоит в конце слова (последний, полетит ракета у которой закрашен последний иллюминатор. Проводится игра (слайды 4-9).
- Молодцы! Полетели дальше?
Физкультминутка «Космическая».
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх, соединяют ладони)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (прикладывают ладони к щекам, качают головой)
Трудности нас не пугают (руки на пояс, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях – «силачи»)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет! (поднимают руки вверх и машут)
Гимнастика для глаз (выполняется стоя).
- Давайте выглянем в иллюминаторы. Что же мы там видим?
Мы сверху звёзды увидали, глаза вверх подняли.
И снизу звезды были, глаза мы опустили.
Комета полетела, глазами водим вправо-влево.
По орбитам кружатся разные планеты,
Мы глазами можем показать и это.
Солнце светит нам в глаза, заставляет жмуриться.
Теперь быстро-быстро поморгаем.
Глаза закрываем, немного отдыхаем…
- Ребята, садитесь скорее на места. Начинается метеоритный дождь!
Метеорит - это твердый обломок какого-то космического объекта, например, кометы. А метеоритный дождь - это скопление метеоритов, летящих в космосе. Давайте посмотрим в иллюминатор и посчитаем, сколько метеоритов пролетит мимо нашей ракеты.
Игра «Сосчитай-ка»
По щелчку мыши на экране один за другим появляются и пролетают метеориты. Дети считают их следующим образом:
Один метеорит, два метеорита,. , пять метеоритов (слайд 9).
- Это были маленькие метеориты, а вслед за ними летят большие. Посчитаем и их. Но теперь мы будем добавлять слово "большой":
Один большой метеорит, два больших метеорита,. , пять больших метеоритов (слайд 10).
-Ура! Метеоритный дождь позади, и я предлагаю вам совершить выход в открытый космос (слайд 11). И на экране вы тоже можете увидеть космонавта, парящего в космосе. Что-то он мне напоминает… А вам? (ответы детей). Этот космонавт очень похож на букву К.
Игра «Инопланетяне».
- Невероятно! Мы с вами встретили инопланетных существ. Они живут на двух планетах: Синей - твёрдой, покрытой льдом и Зеленой - мягкой, покрытой мхом и травой. Давайте произнесем звук К твердо, мягко ….
Слайд 13. На экране 2 планеты – Синяя и Зеленая. На синей планете живут инопланетяне, чьи имена начинаются на твердый звук К, а на зеленой те, чьи имена начинаются на мягкий звук КЬ. Задача детей – прочитать имена и определить, с какой планеты каждый инопланетянин. Имена: КА, КИ, КЕ, КО, КУ, КЯ, КЫ, КЭ, КЮ. У каждого ребенка 2 карточки с изображением Зеленой и Синей планет. После совместного прочтения каждый дает ответ - поднимает карточку.
3. Заключительный этап.
- Ребята, пора возвращаться, наше космическое путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось? Скажите, какое задание понравилось вам больше всего? Какое задание было самым трудным? А какое самым легким?
Я поздравляю вас с успешным завершением космической миссии! И в награду хочу подарить вам эти наклейки.
(Логопед раздает детям наклейки-мотиваторы).
- До свидания, ребята! До новых увлекательных встреч!