Елена Лоськова
Конспект занятия с детьми в старшей группе на тему: «Быт семьи. Старинная посуда». (лепка)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
- знакомить детей с традициями и бытом семьи;
- расширять знания о старинной посуде, названии материалов, из которых она сделана (дерево, глина, железо);
- развивать интерес к народным традициям;
- активизировать в речи прилагательные (деревянный, глиняный, железный);
- воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда своих предков; бережное отношение к предметам.
Задачи образовательных областей в интеграции:
«Художественно-эстетическое развитие» :
Публикация «Конспект занятия с детьми в старшей группе на тему: „Быт семьи, Старинная посуда“, (лепка)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок, крынку, ковш).
Средства:
Иллюстрации: картина Ю. Н. Богачева «В древнерусском доме», «Быт старинной избы», «Старинная посуда»;
пластилин, дощечки для лепки.
Способы:
Художественное слово, вопросы по теме, рассказ о старинной посуде, дидактическая игра «Угадай загадку про посуду», практическая работа с пластилином, анализ детских работ.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о старинной посуду, о способах ее изготовления;
- рассматривание альбомов и иллюстраций с изображение старинной посуды и посуды нашего времени. Искали общее и отличия в посуде разных времен.
Ход занятия:
1 ЧАСТЬ.
- Ребята, вы знаете, что человеку для жизни необходимы разные предметы?
- Назовите предметы, без которых человеку трудно обойтись в первую очередь ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: одежда, мебель, посуда)
-Правильно. Давайте сегодня поговорим о посуде.
Какую посуду вы знаете? Для чего она нужна?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
-Молодцы! Ребята, скажите, всегда ли посуда выглядела так, как сейчас?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Как вы думаете, ребята, в нашем городе какая самая первая посуда появилась? Из чего она была сделана?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Да, вы верно сказали. Первая посуда в нашем городе была сделана из дерева. Наш город окружали в давние времена дремучие леса, поэтому материала для изготовления посуды было достаточно. Только вот не любой житель города Арзамаса умел ее изготовлять.
Эта нелегкая работа была под силу настоящим мастерам – умельцам.
Ведь прежде чем вырезать, например, деревянную ложку, надо было наколоть чурбачки из полена (баклуши, а потом уже мастер придумывал, как будет выглядеть ложка, какая по размеру, по форме (круглая, овальная, какая ручка (резная, загнутая). Каждую ложку тщательно выделывали вручную, старались, чтобы она была красивая, позже, деревянные ложки стали расписывать затейливыми узорами. Их научились расписывать так, что они были красивее золотых и серебряных. В старину на всей Руси любую деревянную посуду изготовляли вручную, она была прочная, надежная.
- Ребята, назовите и покажите старинную деревянную посуду, из которой ели жители в старину
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ, ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ : ложки, ковши, миски, бочонки)
-Одной деревянной посуды не хватало? Почему? Какая еще была в быту посуда?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Правильно, раньше были дома, в которых стояли печки, чтобы в холодное время года обогреваться, и круглый год готовить в печи еду. Для приготовления горячей пищи использовали посуду из глины и железа. Назовите, какая посуда из глины и железа была в семье в старину?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Как по другому сейчас называют посуду из глины?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Ребята, у кого из вас дома есть керамическая посуда?
Что в ней храниться? Прочная ли она?
( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: бочонки для меда, масла; солонки, блюдца)
- Как называют посуду, сделанную из железа?
Какая она по прочности? Какая железная посуда есть у вас дома, для чего она используется?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
2 ЧАСТЬ.
Дидактическая игра «Угадай загадку про посуду».
Воспитатель загадывает загадки, дети называют старинную посуду, находят на картинке, рассказывают о ее назначении в быту.
1. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
(Ложка)
2. Деревянная подружка
Без нее мы как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает.
(Ложка)
3. Стоит толстячок
Подбочинивши бочок.
Шипит и шипит,
Все чай пить велит.
(Самовар)
4. Утка в море,
Хвост на заборе
(Ковш)
5. Сам с вершок,
Голова с горшок
(Ковш)
6. К низу узок, верх широк,
Ни кастрюля
(Чугунок)
7. Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая.
Гончаром крученная,
В печи обожженная.
От кувшина низка.
Глиняная…
(Миска)
8. Молоко хранилось в ней,
Чтобы было холодней,
9. Молоко хранилось в ней,
Чтобы было холодней,
Чтоб оно не прокисало,
И копилась в ней сметана
(Крынка)
10. Каша в ней и щей немножко-
В страну звалася…
(ПЛОШКА)
3 ЧАСТЬ.
Практическая работа с пластилином
Детям предлагается слепить старинную посуду, похожую на ту, которая была в старину в семьях.
Работы выставляются на «стол».
Анализ детских работ.
Что за диво?
Что за чудо?
На столе стоит посуда,
Да не из стекла,
А из глины сделана она!
- Молодцы ребята! Все вы потрудились на славу! Скажите, пожалуйста, что же нового вы сегодня узнали о посуде?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- А самим вам понравилось быть в роле мастеров и создавать посуду?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)