Людмила Нехаева
Конспект логопедического занятия в старшей группе «В гостях у Золушки» на тему «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о посуде.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
• закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
• совершенствовать грамматический строй речи, развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –онк-, -ниц-.
Коррекционно-развивающие:
• развивать связную речь, зрительное внимание и мышление, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „В гостях у Золушки“ на тему „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Золушка»
- Темочки
• формировать навыки сотрудничества, желание оказывать помощь, воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: мультимедийное оборудование, игрушечная посуда, таз, поднос, полотенце, массажные колечки, конверт с раскрасками, карточки, карандаши.
Ход образовательной деятельности
Слайд 2.
1. Организационный момент. Проблемная ситуация (письмо от Золушки).
- Сегодня к нам в группу пришло вот такое письмо (показ на экран). Хотите узнать, что в нем написано? Я прочитаю, слушайте: «Дети, помогите! Мачеха с сестрицами уехала на бал, а мне оставила гору грязной посуды. Одна я буду мыть ее до утра, а мне тоже так хочется на бал!»
- Как вы думаете, кто написал это письмо? (Золушка)
- Хотите ей помочь?
- Как мы ей можем помочь?
(Дети предлагают свои варианты выхода из проблемной ситуации, один из которых – оказаться в сказке и помочь Золушке помыть посуду.)
-Чтобы попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова (звучит музыкальная заставка):
«Глаза закрыли, покружились,
В гостях у Золушки очутились!»
Слайд 3.
2. Мимическая гимнастика. (На экране появляются картинки: Золушка, мачеха с дочками.)
- Изобразите, какая злая мачеха,
- покажите, какой добрый у Золушки отец;
- какие вредные сестры;
- грустная, уставшая Золушка,
а какая она будет радостная, если мы поможем ей попасть на бал!
Слайд 4.
3. Самомассаж лица.
- От тяжелой работы Золушка очень устала, давайте научим ее делать самомассаж лица, чтобы она смогла отдохнуть и поднять себе настроение.
Руки растираем и разогреваем, (Потирают ладони, хлопают.)
И лицо теплом их нежно умываем. (Ладонями проводят по лицу сверху вниз.)
Пальцами «сгребаем» все плохие мысли. (Кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам.)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро. (Растирают ладонями ушные раковины.)
Тянем вниз за мочки (Слегка потягивают уши за мочки.)
И «идём» по щёчкам. (Постукивают кончиками пальцев по щекам.)
Подбородок ущипнем, (Пощипываем, потягиваем и прижимаем пальцами подбородок.)
И потянем, и прижмем.
Шею гладим мы легко (Ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам.)
И вздыхаем глубоко. (Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем.)
На экране появляется веселая Золушка.
Слайд 5.
4. Словообразование.
-Посмотрите, как много грязной посуды оставили Золушке! (подходят к столу)
-Что надо делать с посудой? (мыть)
-Готовы помочь Золушке?
-Давайте сложим посуду в таз с водой и назовем: чашка – чашечка и т. д.
5. Пальчиковая гимнастика.
-Чтобы было веселее мыть посуду, давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибаем пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли. (Одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (Загибаем пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы маме помогали. (Хлопки в ладоши)
-Мы помыли много посуды, обращались с ней бережно, поэтому ничего не разбилось, вся посуда цела.
6. Считаем предметы.
- Давайте посчитаем, сколько мы помыли ложек, вилок, тарелок… (Одна ложка, две ложки, три ложки и т. д.)
7. Сортировка посуды.
Чайник, чашки – это какая посуда? (чайная) Когда мы ей пользуемся? (Когда пьем чай)
-Когда мы садимся обедать за стол, какая посуда нам нужна? (столовая)
Назовите столовую посуду.
-Посуду мы помыли, помогите теперь расставить ее по местам. (проходят к столам).
- Соедините линией чайную посуду с маленьким столиком, а столовую – с большим столом. (Музыкальный фон. Дети выполняют задания на карточках, потом рассказывают, что получилось.)
Образец ответа: Ложка, тарелка, вилка - это столовая посуда…
Слайд 6.
8. Сравниваем кухни и посуду.
-Какая еще бывает посуда? (кухонная)
-Для чего она нужна? (чтобы готовить еду)
(Подходят к экрану.)
-Так выглядят кухни в наших домах. На чем готовит еду мама? (на плите)
-А в доме Золушки кухня была вот такая (картинка на экране, плиты не было, а была что? (печь)
-Назовите кухонную посуду, которая есть на наших кухнях, и расскажите, для чего она нужна.
Образец ответа: Сковорода нужна, чтобы на ней жарить.
Чайник, кастрюля …
-Из чего сделана эта посуда? (из металла) Значит, она какая? (металлическая). А крышка из чего сделана? (из стекла) Значит, она какая? (стеклянная).
-А у Золушки посуда была другая. Чугунок сделан из металла чугун, значит, он какой? (чугунный, ложка сделана из дерева, какая она? (деревянная) А этот горшок сделан из глины. Значит, он какой? (глиняный)
Слайд 7.
9. «Что без чего?» (Звук бьющейся посуды)
-Как вы думаете, что произошло?
-Золушка подскользнулась и уронила поднос с посудой. Без чего теперь посуда? (чайник - без носика, чашка - без ручки и т. д.)
-Что теперь делать? Ведь мачеха будет ругаться! (Дети предлагают варианты решения проблемы, один из них – купить новую посуду в магазине или на рынке)
Слайд 8.
10. Физкультминутка (на экране – магазин посуды).
В магазине много разной посуды. Давайте о ней расскажем Золушке.
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присесть, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Встали в круг, взялись за руки)
Он посуду нам принёс.
Н. Нищева
10. Активизация относительных прилагательных
- Золушка не успела запомнить, какая по материалу посуда продается в магазине. Расскажите ей еще раз. (На экране: чайник из стекла -стеклянный, чашки из фарфора -фарфоровые и т. д.)
Слайд 9.
11. Словообразование (с массажными колечками)
-Назовите Золушке посуду на экране.
- А теперь давайте расскажем, какие продукты можно в этой посуде хранить. (Дети договаривают названия посуды, поочередно массируют колечками пальчики, начиная с большого пальца, сначала на правой руке, потом на левой.)
По магазину мы ходили,
О посуде говорили:
Конфеты должны быть в конфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлеб должен быть в хлебнице.
Соль должна быть в солонке.
Слайд 10.
12. Составление описательного рассказа по картинному плану.
-Чтобы мачеха не ругалась, давайте купим для Золушки новую посуду, например, красивую кастрюлю.
- Магазин этот не совсем необычный, здесь продают посуду не за деньги, а за слова. У кассы висит вот такой плакат. Прочитайте, что на нем написано:
Купите посуду за несколько слов,
Прекрасный подарок будет готов.
(Дети «покупают» посуду – составляют описательный рассказ.)
Слайд 11.
13. Возвращение из сказки.
-Помогли мы Золушке помыть посуду? (да)
-Купили для нее новую посуду вместо разбитой? (да)
-Теперь Золушка может ехать на бал. (На экране меняется наряд Золушки)
-А нам пора возвращаться в детский сад (звучит сказочная музыкальная заставка):
«Глаза закрыли, покружились,
Снова в группе очутились».
Слайд 12.
14. Итог.
- Скажите, в какой сказке мы сегодня побывали? («Золушка»)
-Как мы помогали главной героине этой сказки, что делали? (Ответы детей)
-Золушка попросила поблагодарить вас за помощь и приготовила подарки – раскраски из сказки «Золушка».