Олехнович Полина Тимофеевна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Какая бывает посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Цель: формировать представление о предметах материальной культуры посуда, умение устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.
Задачи: Закрепить познания детей о посуде. Умение различать посуду; совершенствовать: умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, умение образовывать прилагательные от существительных; развивать способность составлять описательный рассказ по схеме.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Какая бывает посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Упражнять детей в мелкой моторике, речевом дыхании, в умении согласовывать движения и речь, формировать пространственные представления.
Воспитывать интерес и желание слышать и слушать друг друга, вызвать желание помочь людям в трудную минуту, умение сопереживать.
Оборудование: предметные картинки по теме «Посуды», предметы
настоящей посуды, схема для составления описательных рассказов о посуде, разрезные картинки «посуда», сундучок, самовар, мяч, поднос, коврики на каждого ребенка, магнитные доски, магниты.
Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций и образцов с различными видами посуды, разучивание загадок о посуде, физкультминутки «чайник - ворчун», пальчиковая гимнастика «Помощники», дидактические игры «Из чего сделана посуда», «Каждый продукт в свою посуду», «Чего не стало», «Что лишнее», чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха - цокотуха», «Дудочка и кувшинчик».
Ход образовательной деятельности
- Мы веселые ребята
Любим заниматься
Гости к нам сюда пришли
Будем мы стараться
Первый лучик
Нежный лучик
Заглянул к нам в оконце
И принес в своих ладонях
Теплоту, частицу солнца.
Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла. Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.
Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.
1 .Чайника подружка, имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли,
А зовут её.
Дети: кастрюля.
(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на доске).
1. Ее за ручку мы берем Чай, кофе из нее мы пьем.
(чашка)
2. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
3. Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом, а ничего не ест
(вилка)
Предложить детям загадать загадки.
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон.
(чайник)
2. На кухне ей всегда почет
Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды
На кухне без
(сковороды)
3. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая
Зовут ее
(тарелкой)
4. Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока
(стаканы)
Воспитатель достает картинки - отгадки из волшебного сундучка, выставляет на доску.
Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?
Правильно, о посуде!
Давайте вспомним, какая бывает посуда.
- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.
- Из какой мы кушаем? Столовая.
- Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.
Вот такая разная посуда бывает.
- На какой звук начинается слово посуда?
- Каким звуком заканчивается слово посуда?
- Давайте, разделим слово посуда на части. Отхлопаем слово по-су-да.
- Сколько частей в этом слове?
А сейчас послушайте стихотворение, которое я прочитаю, оно называется
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты.
В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут!
Воспитатель: что же можно делать благодаря посуде? (варить, жарить, печь, тушить)
Вот какая она помощница!
Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?
- Как она называется? Федорино горе.
- Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский (показать портрет писателя).
- Какие сказки он еще написал?
- Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее.
Ребята, в сундучке записка. Послушайте.
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю.
(Самовар-Самоварыч).
Отправимся в гости к бабушке Федоре и поможем ей разобраться с посудой и навести порядок.
А пока посуда от Федоры убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами соберем всю ее посуду.
Проводится игра «Собери посуду». (разрезанные картинки на 6-8 частей)
Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник.) Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.
Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают. Игра «Из чего сделана посуда?».
Ложка из дерева - деревянная.
Чашка из фарфора - фарфоровая.
Ваза из хрусталя - хрустальная
Терка из металла - металлическая
Графин из стекла - стеклянный
Масленка из пластмассы – пластмассовая.
Сковорода из чугуна – чугунная
Миска из глины – глиняная
Нож из стали – стальной.
А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Физкультминутка.
«Я чайник-ворчун»
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд
шаги на месте
Я всем напоказ выставляю живот
руки на поясе, повороты туловища вправо-влево
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
хлопки в ладоши
- Эй, люди, я с вами почайпить хочу.
прыжки на месте
Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду».(на магнитной доске дети маркером соединяют парные картинки)
Масло сливочное положим в.
Сахар насыпаем.
Молоко нальем.
Соль у нас в.
Перец в.
Хлеб положили в.
Фрукты.
Сухари.
Сок налили.
Селедку в.
Конфеты к чаю у нас в.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
На столе - посуда горкой,
Рядом есть с водою таз.
Генеральная уборка
Начинается у нас.
Ребята, хотите посмотреть, что лежит еще в волшебном сундучке.
Воспитатель по очереди приглашает к сундучку трех, четырех детей. Они достают содержимое сундучка и рассказывают, описывают, пользуясь опорной схемой.
Описание начинает воспитатель (дает образец)
- название предмета посуды
- цвет
- форма
- части
- из чего сделана
- как используют
1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.
2. тарелка
3. чайник
4. сковорода
5. ложка
Появляется Федора
Ах, вы чистые сиротки мой,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком,
Окатили кипяточком.
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять!
Федора: Да у меня гости. Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы все прибрали. Вы так мне помогли. Спасибо вам!
Федора: Я вам всем хочу пообещать.
Буду всем я помогать,
Чисто мыть посуду,
А поставить все на место
Я не позабуду!
Федора приносит самовар с чаем, угощает детей.
Воспитатель: Поверим тебе, бабушка Федора. Спасибо тебе за чай.