Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия «Рассматривание картины И. Э. Грабаря «Рябинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепить у детей представления о жанре живописи «пейзаж», формировать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживанию ему.
Задачи:
Образовательные. Подвести детей к пониманию художественного образа. Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы. Продолжать учить рассказывать связно и образно, отмечая черты осенней природы.
Развивающие. Особое внимание уделить развитию у детей эмоционального настроя в процессе восприятия картины. Развивать умение видеть и понимать картину.
Публикация «Конспект занятия „Рассматривание картины И, Э, Грабаря „Рябинка“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитательные. Воспитывать у детей интерес, любовь к искусству, желание всматриваться в произведения искусств, соотносить увиденное с личным опытом. Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызываемые картиной.
Материал. Портрет И. Э. Грабаря, репродукция картины «Рябинка».
Предварительная работа. Знакомство с миром искусства, прослушивание музыкальных отрывков, чтение и разучивание стихотворений. Дидактические и художественно-развивающие игры: «путешествие в мир искусства», «придумаем натюрморт», «Весёлое рисование». Проведение занятия на тему «Знакомство с народным праздником покров. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень. Слободка»
Воспитатель. Дети перед вами портрет известного художника пейзажиста Игоря Эммануиловича Грабаря. (родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году). Природа наделила его многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
Ещё одна поэтическая сторона русской природы – осенние пейзажи. Бытует мнение, что осень на полотне, в равной степени, как и закат, очень трудно испортить – яркие краски деревьев всегда будут смотреться эстетично и роскошно. Не обошел эту пору года и Игорь Эммануилович Грабарь. Его картина «Рябинка» необычайно красочна. Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. Э. Грабаря «Рябинка».
Центральным цветом работы является насыщенный красный цвет – им художник изобразил листья и гроздья рябины. Оттеняет яркий – густой жёлтый цвет, воплощающий длинную ниспадающую листву берёзы, готовую вот-вот сбросить себя этот красивейший наряд. Исключительной живописностью отличается фон – это зелёная лужайка с проглядывающей коричневой землёй, жёлтые поля вдали и бело-голубое спокойное осеннее небо. Мастер играет с цветами и их сочетаниями.
Композиция работы достаточно проста и «разрежена» — свободно расставленные деревья, чёткий живописный фон, яркие цвета позволяют в полной степени насладиться представленным пейзажем. Однако, несмотря на свободное построение, работа воспринимается очень цельно и гармонично.
Грабарь создал своей талантливой рукой ещё одну лирическую красоту, изящество и великолепие осеней поры. Картина «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря. находится в Государственной Третьяковской галерее.
Воспитатель. Используя приём фрагментарности композиции, Грабарь изображает озимые поля и слегка тронутые желтизной дали, виднеющиеся сквозь скисающееся ветви золотистой берёзы, роняющей свои листья, и сквозь ярко-красную листву тонких ветвей рябины. Вершину берёзы, как и ствол рябины, зритель не видит, не видит он и часть холма, на который падают осенние листья и тем не менее эта как бы увиденная из окна часть осенней природы передаёт с исключительной полнотой то ощущение ясного дня «осени первоначальной». Художник одновременно использовал и тёплые цвета осенней листвы, и холодные цвета воды и осеннего неба, которые занимают весь задний план картины. Этим он хотел показать нам, что, хотя и светит солнце, и играет в золотой листве, но оно уже не так согревает, чувствуется осенний холодок и небо уже не такое синее как летом.
Звучит музыка Чайковского «Времена года». Воспитатель читает отрывки из стихотворений об осени:
А. Толстой Осень. Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.
И. Греков Приметы осени во всём встречает взор: Там тянется, блестя на солнце, паутина, Там скирд виднеется, а там через забор Кистями красными повиснула рябина.
Воспитатель. Как выразительно описали осенний пейзаж русские поэты! Посмотрите, как эти стихотворения созвучны картине И. Э. Грабаря. Догадайтесь, как Художник назвал её. О чём эта картина? Какой вы видите рябинку? Дети. Большой, тонкой, золотистой, невысокой, гнутой, красивой, красно-оранжевой. Воспитатель. Что можно сказать о других деревьях? Какие они? Дети. Красивые, стройные, тонкие, золотистые, изящные. Воспитатель. Расскажите о том, что ещё изображено на картине? Дети. Холмы, ветки и листья берёзы. Воспитатель. Какое небо на картине? Дети. Солнечное, голубое, облачное. Воспитатель. Чем вам понравилась картина? Расскажите о своих впечатлениях. После двух-трёх ответов воспитатель предлагает детям составить рассказы на тему И. Э. Грабаря «Рябинка». В анализе отмечает, как дети используют выразительные средства и понятно ли выражают свои чувства.