Анна Иванчина
Конспект занятия «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,
Публикация «Конспект занятия „Рассматривание картины „Ежи“ и составление рассказа по ней“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены,
• упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
• уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.
Развивающие: развивать связную речь,логическое мышление, память,
Воспитательные: воспитать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: Картина «Ежи», маленькие картинки (составляющие картины «Ежи», схема описания внешнего вида диких животных, фотографии с изображением ежиков в спячке, игрушка ежик, конверт, листочки с раскрасками ежа на каждого ребенка, аудиозапись фыркания ежа и «Песенки про ежика».
Ход занятия
1. Введение в тему
- Отгадайте загадку:
Этот маленький зверек не лисица, не хорек,
Кушать любит он мышат, червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе спать ложится в ноябре.
Победить змею он может.
Он колюч. Так это … (ежик)
- Правильно, ребята, это ежик. А как вы догадались, что эта загадка про ежа?
- Да, ребята, ежи – это маленькие зверьки, питаются мышами, червяками и ложатся спать в ноябре. А что вы еще знаете про ежей?
2. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса
- А какие звуки издают ежи?
- А давайте послушаем, как же фыркает ежик?
(Аудиозапись фыркания ежика).
- Сейчас мы тоже попробуем пофыркать как ежи. Сделайте глубокий вдох…
- А теперь покажите, как он пыхтит?
-А давайте покажем и расскажем на что он похож.
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)
На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)
А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)
3. Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь.
- К нам кто-то стучится, пойду, посмотрю (помощник воспитателя входит в группу и вносит игрушку ежа и конверт).
П. в. – Посмотрите, кто к нам пришел! (Отдает ежа и конверт воспитателю).
- Ребята, к нам в гости пришел ежик, как интересно он оказался у нас в детском саду? Сейчас я у него узнаю (подношу к уху игрушку).
4. Работа по картине «Ежи»
- Ежик рассказал мне, что он не может вспомнить поляну, на которой осталась его семья.
- Поможем ежику?
- Садитесь на стульчики, ежика посажу рядом с собой.
Демонстрация картины. Переворачиваю картину, дети некоторое время смотрят на нее.
- Как вы думаете, как называется эта картина?
- Правильно, это картина называется «Ежи». Давайте ее рассмотрим.
Задаю вопросы по картине.
- Кто изображен на картине?
- Куда привели еж и ежиха ежат?
- Опишите полянку, какая она?
Обобщение.
- Да, поляна очень красивая, на ней среди зарослей травы много ягод и цветов. Под ногами, как ковер зеленая трава. На полянке стоит пенек. Рядом с полянкой растут сосны.
- Заросли – это густо разросшаяся трава. Давайте вместе, скажем, заросли. Теперь шепотом девочки: «Густо разросшаяся трава – это…»
- Посмотрите на ежа, и расскажите о нем по графической схеме: какой он? что делает?
Выставляется графическая схема.
Обобщение.
- Правильно, еж большой, его тело покрыто серыми иголками. У него вытянутая мордочка с маленькими, как бусинки черненькими глазами, острым носом и усиками. По бокам небольшие уши. Снизу выглядывают розоватые лапы. Он спит после ночной охоты.
- Расскажите о ежихе и ежатах, которые нашли на полянке улитку.
Обобщение
Ежиха и ежата тоже похожи на папу-ежа. Ежиха с двумя ежатами увидели в густой траве улитку и наблюдают за тем, как она ползет по травке.
- Теперь расскажите о ежонке, который увидел бабочку.
Обобщение
- Третий ежонок очень внимательно следит за бабочкой, присевшей отдохнуть на ромашку.
- Хорошо ли ежиной семье на этой полянке? Почему?
- Да, полянка очень красивая, поэтому хороша для прогулки и для охоты, так как на ней много насекомых, которыми можно полакомиться. Полакомиться – значит вкусно поесть.
Давайте вместе, скажем, полакомиться. Теперь шепотом мальчики.
- Ежик, мы с ребятами показали тебе полянку, описали ее. Рассказали о ежиной семейке. Может это твоя полянка?
Подношу игрушку к уху.
- Ребята, мы помогли ежику вспомнить полянку, но ему так понравилось слушать, что он хочет побыть еще и послушать ваши рассказы. Вы согласны?
Рассказ – образец.
- Послушайте мой рассказ : Однажды летним тихим вечером ежиная семья отправилась на прогулку. Они пришли на красивую лесную полянку, где растет много растений и цветов. В высоких зарослях травы живут разные насекомые. Папа – еж большой, тело его покрывают серые иголки, на вытянутой мордочке острый нос, черные глаза-бусинки и усы. Папа еж решил отдохнуть и поспать на тихой лесной полянке после ночной охоты. Ежиха и ежата очень похожи на ежа, такие же остроносые с маленькими глазками, черно-белыми колючками на спине. Вот ежиха заметила ползущую большую улитку, навострила маленькие ушки, вытянула острый нос, принюхивается и тихонько подобралась к ней. Первый ежонок тоже заметил улитку. Второй ежонок хочет еще найти в траве что-нибудь, принюхивается и настороженно смотрит. А третий ежонок очень внимательно следит за бабочкой, присевшей отдохнуть на ромашку. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке!
Предлагаю детям немного отдохнуть и представить, что мы легкие облака, которые плывут над полянкой
Физкультминутка «Облачко»
Кругленькое облачко поднялось над лесом
Устремилось облачко выше, выше, выше.
Ветер это облачко зацепил за кручу,
Превратилось облачко в дождевую тучу.
- Садитесь на свои места.
- Теперь вы придумайте каждый свой рассказ по картине по плану :
1. Начало рассказа - где находится ежиная семейка, описать полянку.
2. Середина рассказа – описать, какая ежиная семья и чем она занята.
3. Заключительная часть – что делают ежата и нравится ли ежикам на полянке.
Прошу 1-2 детей со слабой памятью повторить план.
- Давайте подумаем, как можно по-разному начать рассказ.
Указания:
- Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины. Слушайте внимательно друг друга, старайтесь не повторять то, что уже сказал ваш товарищ.
- Посмотрите еще на картину, обдумайте свой рассказ (пауза).
Первыми спрашиваю детей с низким уровнем развития связной речи. Предлагаю рассказать по частям.
- Сейчас мы составим рассказ по частям. Его нам расскажут). Воспитатель говорит детям кто начнет рассказ, кто его продолжит и закончит рассказ.
Во время детских рассказов воспитатель использует следующие приемы (отраженная речь, исправление грамматических неточностей, формирование культуры позы рассказчика, одобряющие жесты и мимика).
Последними спрашиваю детей с высоким уровнем развития связной речи.
Указания рассказчику : постарайся рассказать интересно и выразительно.
Оцениваю: наличие структурных частей, описание ежиков, содержательность, выразительность. К оценке привлекаю слушателей. Даю рекомендации.
– Ты хорошо рассказал про, но в следующий раз постарайся…
- Ежик, тебе понравились рассказы ребят? (ежик отвечает).
- А сейчас мы предлагаем тебе посмотреть, как мы играем.
5. Дидактическая игра «Закончи предложение»
• медведь большой, а ёж… (маленький)
• Заяц пушистый, а еж … (колючий)
• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ежи – приносят огромную пользу: они уничтожают мелких грызунов, насекомых. Поэтому их надо беречь
(Стихи читают дети)
1. Для ежиков и белок лес – это дом родной.
Они живут там смело и летом, и зимой.
Находят пропитанье, своих детей растят
И уходить из леса нисколько не хотят.
Поэтому не стоит их в город забирать…
Поверь: они в неволе не будут есть и спать.
2. Если ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(Задаю вопросы по содержанию занятия.)
- Чем вы сегодня занимались? Что было сложного в занятии.
- Чей рассказ вам показался самым интересным? Почему?
- Что понравилось на занятии?
Давайте попрощаемся с нашим ежиком, пусть он бежит на свою полянку к маме-ежихе и ежатам. Ведь ему надо успеть подготовится к зимней спячке, устроится поудобней в своей норке и спать.
-Наш ежик будет спать в своей норке всю зиму. У меня есть фотографии с изображением спящих ежей в норке.
- Ежику очень понравилось у нас, и на память о сегодняшнем занятии он приготовил для вас подарок. Давайте, посмотрим. (Достаю из конверта раскраски).
Раздаю раскраски детям.
- Я предлагаю в свободное время раскрасить ваших ежиков и взять домой, чтобы вы помнили свои рассказы и могли рассказать своим родителям и друзьям об этом маленьком лесном зверьке.
- А напоследок давайте послушаем песенку про ежика.
(Аудиозапись песенки)