Светлана Дырина
Конспект занятия-путешествия «Страна чувств» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Страна Чувств
Цель: Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи:
• обобщить знания об основных органах чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание,
• систематизировать знания учащихся,
• развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения,
Публикация «Конспект занятия-путешествия „Страна чувств“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
• развивать наглядно-образное и логическое мышление, память, воображение, умение сравнивать (анализ и синтез) и делать выводы,
• развивать творческие способности, познавательный интерес,
• развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей,
• воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Методы и приемы:
• Наглядные (показ, демонстрация);
• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
• Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
• Практические (индивидуальная работа в тетради, эксперимент, опыт).
Оборудование:
• свеча,
• аудиозапись спокойной музыки,
• картина с летним пейзажем,
• наглядный материал с изображением органов чувств,
• морская раковина,
• коробочки из шоколадного яйца киндер-сюрприз - с запахами чеснока, лука, и с ваткой, смоченной маслом пихты, апельсина и с запахом духов,
• мягкая игрушка- мишка,
• мыло,
• зубочистки с наколотыми на них кусочками моркови, соленого огурца, банана на каждого ребёнка.
План занятия :
1. Вступительная беседа и сообщение темы и цели занятия.
2. Путешествие в Страну чувств.
3. Обобщающая беседа.
Ход занятия – путешествия
1. Вступительная беседа
- Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях по теме : «Восприятие» мы познакомились с органами чувств : слух, зрение, вкус, обоняние и осязание. Сегодня на занятии мы обобщим наши знания о 5 органов чувств.
Сегодня мы отправимся в путешествие в страну чувств. Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)
А мы полетим на ковре-самолете в Страну Чувств. Скажите, какие органы чувств есть у человека? (Правильно. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)
2. Путешествие в Страну чувств
- Итак, садитесь на ковер и в путь! (Звучит спокойная музыка, дети представляют, что сели на ковер-самолет, двигаются по ковру по кругу с раскрытыми руками). Мы пролетаем над горами, океаном, внизу под нами пустыня. Вот и Страна Чувств. Наш ковер – самолет приземляется. (Дети останавливаются и садятся в круг на ковер.)
- Вот мы и в Стране Чувств. Это Волшебная страна и здесь исполняются желания. Страна встречает нас ярким пламенем. (Дети переда-ют друг другу зажженную свечу и загадывают желание. Все вместе задувают свечу). Что нам помогает все видеть? (Верно, глаза)
Как вы думаете, ребята, что это за станция?
Видишь - солнечное лето,
На цветочке стрекоза.
А рассматривать предметы
Помогают нам. глаза.
И первая остановка. Зрение.
- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется …. зрением. Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть красоту окружающего мира). Правильно ребята, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире.
- Посмотрите на картину, что на ней нарисовано? (Педагог показывает картину с летним пейзажем). Что вы видите? Сколько всего детей? А что они в лесу делают? Все ли дети собирают грибы? (Ответы детей. Верно)
- Что могут видеть наши глаза? (Ответы детей по картинке? Дети рассматривают картинку с изображением органов зрения.)
- Давайте вспомним, что нельзя делать, чтобы не навредить глазам?
Правила:
- Нельзя смотреть телевизор больше 2-3 часов в день.
- Нельзя читать лежа в постели.
- Нельзя читать при слабом освещении.
- Нельзя грязными руками лазить в глаза.
- Нельзя плавать в бассейне, море без защитных очков.
- Нельзя проводить много времени за компьютером. (Беречь от острых предметов).
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, беречь от попадания опасных жидкостей,
- Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми? (Есть продукты с витаминами, делать упражнения для глаз гулять на свежем воздухе).
- Молодцы! Летим на следующую остановку. (Звучит спокойная музыка, дети представляют, что сели на ковер-самолет, двигаются по кругу с раскрытыми руками).
- Как вы думаете, ребята, какая будет следующая станция? (Ответы детей)
Не гремите, тише-тише. Пожалейте ушки!
И тогда в тиши услышим Моря шум в ракушке.
(Дети по очереди прикладывают к уху большую морскую раковину.)
И следующая остановка Слух.
- Что вы услышали? (Звуки моря, шум прибоя.) Расскажите, что вы представляли, слушая морскую раковину? (Ответы.)
- Что слышат наши ушки? (Ответы детей по картинке, дети рассматривают и отвечают). Уши помогают человеку услышать разные звуки окружающего мира.
- Что нужно делать, чтобы сберечь слух?
Правила:
- Нельзя включать музыку громко.
- Нельзя ковырять в ушах острыми предметами.
- Необходимо защищать уши от ветра.
- Не допускать попадания в уши воды.
- Молодцы! Летим на следующую остановку. (Звучит спокойная музыка, дети представляют, что сели на ковер-самолет, двигаются по кругу с раскрытыми руками).
Запах супа из кастрюли
Так щекочет нос!
Аромат цветов в июле
Ветер нам принес.
- А теперь отправимся в гости к станции, как вы думаете какой? (Верно Обоняние)
- Зачем человеку обоняние и как оно помогает вам в жизни? (С его помощью различают запахи).
- Нос – это орган чувств. Вспомним, свойства человеческого носа ощущать запахи называется обонянием.
Практическое упражнение. Эксперимент.
- Проведем эксперимент: проверим, сможете ли вы определить по запаху, что в этих баночках. (Дети с закрытыми глазами поочередно определяют по запаху содержимое баночек – чеснок, лук, духи, салфетки, с маслом пихты, апельсина).
- Какие бывают запахи? (Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие) (Ответы детей по картинке, дети рассматривают и отвечают).
- Как же мы можем беречь наш носик? Давайте вспомним правила.
(Дети называют, педагог подводит итоги.)
1. Дышать носом.
2. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)
3. Не ковырять в носу пальцем.
4. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
5. При насморке нельзя сильно сморкаться.
6. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
- Молодцы! Летим на следующую остановку. (Звучит спокойная музыка, дети представляют, что сели на ковер-самолет, двигаются по кругу с раскрытыми руками).
- Следующая остановка, давайте подумаем какая?
Лимон кислее, чем арбуз,
Ты это понял вмиг.
И сладкий вкус, и кислый вкус
Распробует …. язык. ?
Станция, где живет Вкус. А помогает определить вкус пищи наш язык.
- Ребята, давайте, вспомним, а какой бывает вкус у пищи. Верно. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. (Ответы детей по картинке, дети рассматривают и отвечают).
Опыт
- Давайте определим вкус разных фруктов и овощей. Вы готовы? Закрывайте глаза и открывайте ротики широко, я сейчас положу вам фрукт или овощ, а вы узнаете что это и какой у него вкус. (Зубочистки с на-колотыми на них кусочками моркови, соленого огурца, банана на каждого ребенка. Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки фруктов и овощей, определяют их в случае затруднения педагог дает подсказки - загадки.) Молодцы!
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
Летом в огороде - свежие, зеленые, а зимою в бочке - крепкие, соленые. (Огурцы.)
Очень любят обезьянки
Съесть на завтрак по утрам
Очень вкусный, очень сладкий -
Ну, конечно же. банан.
- Язык помогает нам общаться и определять вкус пищи.
- Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Дети. Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты).
- Молодцы! Летим на следующую остановку. (Звучит спокойная музыка, дети представляют, что сели на ковер-самолет, двигаются по кругу с раскрытыми руками).
- Молодцы! Давайте угадаем, что это за станция.
Правда, мишка очень милый?
Мягкий-мягкий, вот погладь! (Дети по кругу передают мягкую игрушку-Мишку)
Не такой, как это мыло,
Что из рук скользит опять! (Дети по кругу передают мыло и пробуют на ощупь)
- Верно догадались. Это станция Осязание.
- Давайте вспомним, какими предметы бывают на ощупь? (мягкие, твердые, холодные, горячие, шершавые, гладкие, колючие, деревянные, железные)
- Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем).
- Вы с вами побывали на всех остановках страны чувств и нам пора возвращаться. Садимся снова на ковер-самолет и возвращаемся в «Школу радости».
3. Обобщающая беседа
- Молодцы! Давайте вспомним, какие органы чувств живут в волшебной Стране чувств? (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)
- Давайте, ребята, зарисуем все органы чувств у себя в тетради. (Работа в тетради). Выполняем задание. (Педагог рисует на доске лицо и все органы чувств, также обводит свою ладошку, дети делают также). Проверяем.
Подведение итогов.
Итак, органы зрения это - глазки, органы слуха – ушки, органы обоняния – нос и органы осязания – это наша кожа (руки)
Давайте повторим и ответим на вопросы:
Как человек узнаёт об окружающем мире и о самом себе?
Как мы чувствуем окружающий мир?
Сколько органов чувств есть у человека? Какие органы чувств есть у всех людей?
Что вы знаете об органах чувств?
- Молодцы, мы хорошо поработали. Наше замечательное занятие-путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось занятие? Что понравилось особенно? До свидания.
Список использованной литературы.
1. Агеева Л. А. Рекомендации для родителей – Развивайте восприятие своего ребёнка [Текст] М. Сфера, 2010. – 137 .
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. Ярославль. Академия развития, 1998. – 240.
3. Борисенко М. Г., Лукиа И. А. Смотрим, видим запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти). [Текст] Санкт-Петербург, 2003.
4. Занятие для детей : наши помощники – органы чувств. – [электронный ресурс] //https:www.doshvozrast.ru/
5. Конспект занятия для детского сада [электронный ресурс] //https: www. doshkolnik.ru/
6. Немов Р. С. Психология в 2х кн. кн 1. Общая психология [Текст] - М, Просвещение. - Владос, 1994. - 350.
7. Органы чувств [электронный ресурс]//https:www .gov.cap.ru.home/
8. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной [Текст] – М. Просвещение. – Сфера - 1997. – 528
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. редактор М. А. Васильева. [Текст] М., 1985
10. Степановская О. В. Комплексное занятие по валеологии в подготовительной группе. Человеческие органы чувств : глаза. [Текст] М. Сфера. 2010.
11. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] – М. «Просвещение» - 1991. - 288
12. 30 занятий для успешной подготовки к школе 6 лет. Ч. 1 и 2. Тетрадь для занятий со старшими дошкольниками. М. Весна-дизайн. 2008