Янина Костич
Конспект НОД для детей 3–4 лет по образовательной области «Речевое развитие» в форме занятия-путешествия «Спешим на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи детей 3-4 лет с ОНР посредством обучения совместному со взрослым пересказу текста знакомой сказки.
Задачи:
1. учить детей узнавать животное по описанию; подвести к обобщающему понятию «домашние животные»;
2. учить детей совместно со взрослым пересказывать русскую народную сказку «Репка»;
3. закрепить умение употреблять в речи предлог НА;
4. развивать речевое дыхание;
Публикация «Конспект НОД для детей 3–4 лет по образовательной области „Речевое развитие“ в форме занятия-путешествия „Спешим на помощь“» размещена в разделах
5. развивать связную речь детей;
6. закрепить знание детьми основных цветов.
Материал: письмо в конверте, цветы; мягкие игрушки: кошка, собака, корова, лошадь; искусственная елка; изображение воробья, огорода, сада; шапочки для показа сказки «Репка»; корзинки с фруктами и овощами.
Предварительная работа: чтение сказки «Репка» и беседа по ее содержанию, отгадывание загадок о домашних животных, различение понятий «дикие животные» и «домашние животные».
Ход НОД:
В-ль: Ребята, посмотрите: нам пришло письмо! Давайте посмотрим от кого оно пришло. А письмо нам прислала бабушка. Давайте прочитаем, что же она нам пишет.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышала, что вы – большие помощники, и многим помогаете. У нас в деревне дед посадил репку и никак не может ее вытащить. Приезжайте, помогите нам, пожалуйста».
В-ль: Ребята поможем деду с бабкой?
Дети: Да
В-ль: Тогда давайте отправимся с вами в наше путешествие в деревню. А поедем мы с вами на машине. (Дети рассаживаются на стульчики, поставленные в круг, и берутся руками за разноцветный руль – каждый ребенок держится за один из цветных сегментов круга).
В-ль: Дима, за руль какого цвета ты держишься? (ответ ребенка)
Аналогично вопрос задается еще нескольким детям. Затем дети с воспитателем крутят руль и читают стихотворение:
Машина – машина идет, гудит
В машине – в машине народ сидит
Би-би-бип!
- Вот ребята мы и приехали. Смотрите, какая красивая полянка и сколько здесь много цветов. (Дети подходят к полянке с выложенными на ней цветами)
- Давайте понюхаем их аромат. Проводится дыхательная гимнастика «Аромат цветов» : через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «А – ах!».
В-ль: Ребята посмотрите, что-то здесь случилось. (Воспитатель подходит к елке, на которой сидит воробей. За елкой спрятались: заяц, кошка, собака, корова, лошадь)
- Посмотрите, кто это сидит? (Воробей)
- А где он сидит? (На ёлке)
- Как чирикает воробей (Чик-чирик)
В-ль: посмотрите воробей волнуется, крыльями машет. Покажите, как он крылышками машет? (Дети показывают движения птиц). Смотрите, ребята, за елочкой много животных, они потерялись и не знают где их дом. Давайте отгадаем, какие животные заблудились.
1. Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, она ловит мышей (кошка). Как она мурлычет? (мур-мур, а как она кричит? (мяу-мяу, а как она шипит? (ш-ш-ш).
- Давайте ласково назовем кошку (Кошечка, кисонька).
- А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет)
- А какая кошка? (Мягкая, пушистая).
2. Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Корова)
- Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
- Как мычит корова (Му-му)
- А что она делает? (Пасется на лугу)
- А что дает корова? (Молоко).
3. Это домашнее животное, которое охраняет дом? (Собака)
- Назовем собаку ласково (Собачка)
- Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
- Как она лает? (Гав-гав).
В-ль: Ребята, как можно одним словом назвать этих животных? (Домашние)
- А почему домашние? (Потому что они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними, заботится о них)
- Ребята, посмотрите, а кто из животных здесь лишний? (Зайчик)
- А почему он лишний? (Он – дикое животное, живет в лесу).
Проводится этюд на имитацию (музыка дождя и грома) :
- Ой, ребята, набежала тучка (дети врассыпную садятся на пол, закапал дождь (стучат пальцами по полу, засверкала молния (стучат ладошками, загремел гром (стучат кулачками, дождь стал затихать и совсем прекратился.
В-ль: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Дети берут игрушки - животных).
(Навстречу появляется «бабушка» (роль исполняет учитель-логопед группы).
Бабушка: Ой, здравствуйте, гости дорогие! (Дети несут игрушки - животных и ставят их на стол около бабушки.) Спасибо вам, ребятушки, что нашли наших животных! Помогите же теперь и дедушке – никак не может он один вытянуть репку из земли.
В-ль: Конечно, поможем! Ведь мы за этим и отправились в наше путешествие. Правда, ребята?. А заодно и расскажем тебе и дедушке нашу любимую сказку «Репка».
(Проводится инсценировка русской народной сказки «Репка»).
Бабушка: Спасибо, ребятушки, за помощь! Помогли вытянуть репку. А вот вам и мое угощение в благодарность. (Бабушка передает корзину с угощениями).
В-ль: Ну а нам, ребята, пора нам возвращаться в детский сад. До свидания, бабушка и дедушка! Предлагаю отправиться в обратный путь на поезде. (Дети встают змейкой за воспитателем, двигаются по группе, имитируя руками движения колес, одновременно произносят «чу-чух, чу-чух»).
В-ль: Вот мы и в детском саду, закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? (У дедушки и бабушки) А зачем же мы к ним ездили? (Чтоб помочь дедушке вытащить репку из земли) Как вы думаете, мы справились?. Вам было трудно?. Вам понравилось путешествие?.
В-ль: Замечательное получилось путешествие: мы помогли дедушке и бабушке собрать урожай – вытянули вместе репку, и даже помогли их домашним животным найти дорогу домой! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы молодцы!» : сначала шепотом, обычным голосом и покричим.