Татьяна Кузнецова
Конспект занятия «Путешествия в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание
Возрастная группа: Старшая группа
Тема занятия : «Путешествие в зимний лес»
Цель: формирования предпосылок экологического сознания, положительного отношения к природе родного края.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о деревьях (сосна, ель, берёза) ;
Формировать представления о роли деревьев в жизни человека;
Продолжать знакомить детей с понятием «лес»;
Развивающие:
Развивать активность детей в совместной и индивидуальной работе;
Публикация «Конспект занятия „Путешествия в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать чувства симпатии к объектам природы;
Развивать наблюдательность, зрительную память, логическое мышление.
Развивать мыслительные операции, умения делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, дружеское взаимоотношение;
Прививать любовь к природе
Способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями в разное время года; рассматривание и зарисовка деревьев; беседа по картинкам; чтение соответствующих теме произведений.
Привлечь родителей воспитанников к созданию среды для организации и проведения НОД: на тему «Такие разные деревья»;
Предложить родителям разучить с детьми в домашних условиях стихи, загадки о лесе.
Материалы и оборудование: Декорации леса (деревья, пень) ;
Мультимедийная установка, магнитная доска, конверт; бумажные снежинки, ветка ели, шишки сосны и ели, запись «Звуки леса», песня «Во поле берёза стояла…», музыкальное сопровождение для выполнения имитационных движений.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная, двигательная, продуктивная.
Словарная работа: Обогащать словарный запас (хвоя, питомник, лесник, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.
Методические приё мы: Художественное слово (загадки, стихи) ; сюрпризный момент, проблемная ситуация; вопросы причинно-следственного характера, предварительный настрой.
Формы организации совместной деятельности:
Упражнения, игра, рассматривание, беседа, вопросы, загадывание загадок, анализ.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Ход занятия:
Сюрпризный момент.
- Ребята, сегодня нам в почтовый ящик почтальон положил необычное письмо. Вот оно. На конверте написано: «Детям старшей группы детского сада «Ромашка». А откуда пришло это письмо, мы сможем узнать, если прочтём обратный адрес. (Читают.) Письмо от Лесовичка.
-Где же он живёт? (в лесу) .
-А что такое лес? (лес-это много деревьев, это кусты, трава, ягоды, грибы. Лес — это дом многих животных, птиц (слайд 1)
-Лесовичок приглашает нас, как исследователей и защитников леса.
-А кто загадает загадку о лесе?
(1. Всё лето гуляет в наряде весёлом,
А зиму встречает и босым и голым.
2. На горе шумит, а под горой молчит.) .
Организационная деятельность:
- Послушайте и отгадайте мою загадку:
Седая хозяйка: тряхнет перинки - полетят пушинки! (Воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ)
-Как вы думаете, о каких пушинках идёт речь? (это снежинки)
-Дорогу в лес нам покажут снежинки.
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
-Дети, давайте мы с вами разбудим снежинки, пусть они закружатся в красивом танце, но помните, дуть нужно правильно: щеки не раздувайте, плечи не поднимайте, делаем короткий речевой вдох и плавно через рот выдыхаем. Возьмите в правую руку снежинку, поднесите её ко рту, подули, полетели (делаем 3-5 раз) .
-Прилетели в лес снежинки, опустились на землю.
-Полюбуйтесь, походите по лесу. ( Декорации: деревья и слайд 2)
Звукотерапия (Прослушивание аудиозаписи со звуками леса).
Воспитатель читает стихотворение:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
-В этом в лесу есть такое дерево – сосна? (есть). Покажите.
-Как вы его узнали? (длинные жёсткие сизо-зелёного цвета иголки.)
-Есть ли у сосны листья? (листья у сосны – иголки, их называют хвоей) .
Дерево сосна – вечнозелёное, хвойное. Живёт сосна 200 лет. В нашем лесу это ещё молодое деревце. А вообще, какие бывают сосны? (стволы поднимаются высоко в небо) .
-Как называется лес, где растут одни сосны? (сосновый бор) (слайд 3)
-В сосновом бору светло, пахнет смолой. Такой воздух полезен для здоровья. Сосна – очень ценное дерево.
-Молодцы! Много знаете о сосне. Сядем на пенечки, отдохнем. (воспитатель поднимает веточку и даёт её подержать детям).
-А эта ветка с какого дерева? (ели) .
-Как вы узнали? (листья у ели – хвоя, густые, короче, чем у сосны) .
-Как называется лес, в котором растут одни ели? (ельником) (слайд 4)
-Сосна и ель – это хвойные деревья. Из их древесины делают мебель, бумагу, лекарство. Их семенами питаются птицы и лесные животные (слайд 5)
-Что здесь под этими деревьями? (дети самостоятельно находят шишки сосны и ели.) С какого дерева эти шишки? (дети раскладывают шишки на 2кучки.) .
-Скажите, чем отличаются сосна и ель от других деревьев? (они всегда зелёные).
Воспитатель привлекает внимание детей к картине «С кем дружит ель» : (Слайд 6)
-Кто знает, с кем дружит ель? (дятел, клёст, белка, мышь, заяц. Для каждого ель даёт пищу и укрытие.) .
-На Новый год, люди принесут в дом ёлочки. Украшенная ёлка – в доме радость. Но не долго радует ёлка, пройдёт несколько дней, она засохнет, погибнет. Жаль молодое деревце.
-Скажите, ребята, как сохранить дерево, без которого так трудно жить лесным жителям? (купить искусственные ёлки из пластмассы). (Слайд 7)
Восприятие художественной литературы:
ДАША К. :
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – ёлочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод. (И. Токмакова.)
Логоритмика
Мы погреемся немножко
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем
Мы потопаем скорее
Топ, топ, топ.
Рукавички мы надели
Не боимся мы метели
Да, да, да.
Развитие продолжительного выдоха «Замёрзли пальчики»( 4-5 раз) .
-Дети, а деревьям в лесу холодно?
Как же нам им помочь? (забросать деревья снегом) Имитируют движения.
-Почему нужно это делать аккуратно? (веточки у деревьев зимой очень хрупкие, легко ломаются)
Молодцы, ребята! «Спасибо мороз, что снегу принёс».
Послушайте ещё загадку про дерево. Кто отгадает, подойдёт к нему.
В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Слайд 8)
-Как вы догадались, что это дерево берёза (ответы детей)
-Как называют её люди? (берёзонька белоствольная, русская красавица… .)
Берёзе посвящено много стихов, песен, сказок.
Восприятие художественной литературы и рассматривание репродукции: (Слайд 9)
Берёза моя берёзонька
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
На тебе берёзонька
Листья зелёные
Под тобой, берёзонька
Трава шёлковая.
Физминутка: Хоровод «Во поле берёза стояла…»
Рассматривание иллюстраций на магнитной доске:
-Красивое дерево берёза и древесина её тоже полезна (делают лыжи, музыкальные инструменты, а из листьев – краску желтую и зелёную, чтобы красить ткань.) .
-Ребята, чтобы сделать так много мебели, инструментов, нужно много леса. А где же растут новые деревья? (в питомниках) .
-Чтобы сохранить лес, подсаживают молодые деревца из питомников, где за ними ухаживают лесники. (Показ картины.) (Слайд 10)
Послушаем стихотворение, расскажет Аня С. «Что мы сажаем, сажая леса…».
-Значит лес нужен всем, не только Лесовичку, а ещё птицам, животным, людям.
Заключительная часть:
Хорошо в лесу зимой,
Но пора нам всем домой!
Подведение итогов:
-Где мы сегодня были, что видели?
Вы очень хорошо отвечали на все вопросы. Напишем Лесовичку большое спасибо, что он пригласил нас в свой лес.
Заключение:
Для детей «Путешествие в зимний лес» - это увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников (педагогов) - это новые интересные формы взаимодействия с детьми, по формированию экологического сознания, экологической культуры.
Используемые на занятии игровые приёмы направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их речи и мышления, произвольного внимания, наблюдательности и памяти. Такие занятия - путешествия нацелены на воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное.
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребёнка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.