Карпова Елена
Конспект занятия-путешествия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Главные жители в царстве моем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Обогащать и уточнять представления об окружающем мире, в том числе о видах деревьев, об их строении.
• Развивать умение логически мыслить, творческое воображение, эстетическое восприятие мира природы; развивать речь детей, формировать умение отвечать полным предложением.
• Продолжать формировать изобразительные навыки и умения: обучать технике рисования ладошкой (прием обведения контура карандашом); закреплять навык рисования губкой (приём «примакивания»).
• Вызвать у детей возвышенное, трепетное отношение к природе, желание оберегать и сохранять её неповторимую красоту.
Публикация «Конспект занятия-путешествия по познавательному развитию с детьми старшей группы „Главные жители в царстве моем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Материал: Презентация; аудиозаписи «Шум ветра», «Звуки леса»; костюм Лесовичка; герои - эколята: Тихоня и Елочка; тоннель, 3 обруча, ребристая дорожка; деревья; 3 импровизированные вазы с ветками, листья деревьев: дубовый, березовый, кленовый, картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев; медали для детей: «Юные помощники природы»; фишки красного и зеленого цвета по количеству детей; альбомные листы, простые карандаши, кисти, поролоновые тампоны по количеству детей, коричневая, черная, зеленая, красная и желтая краска для рисования деревьев; салфетки.
Предварительная работа: Беседы, чтение книг о лесе, о деревьях; загадывание и разучивание загадок, знакомство детей с лиственными и хвойными деревьями и их частями (корни, ствол, ветки, листья, крона)
Словарная работа: Активизировать словарь детей словами: хвойные, лиственные деревья, примакивание, обведение контура, приложение.
Ход занятия:
Занятие проводится в музыкальном зале. 1. Организационный момент: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и подарим нашим гостям и друг другу хорошее настроение.
2. Вводная часть. Звучит аудиозапись «Шум ветра».
Лесовичок (воспитатель) с героями - эколятами в руках: Тихоней и Елочкой.
Лесовичок. Я в городе большом
Сегодня заблудился,
Поэтому с визитом к вам
Немного припозднился! Здравствуйте, дети!
Лесной вам привет!
Дети. Здравствуйте!
Лесовичок. Я пришел вас навестить,
В гости к другу пригласить –
В таинственное царство,
В лесное государство.
Очень богатое царство мое,
Несет красоту, и добро, и тепло,
Мой волшебный, мудрый лес
Полный сказок и чудес!
- Ребята, вы сказки и чудеса любите? Хотите туда попасть? (Да, хотим) - Трудности и опасности вас не пугают? (Нет, не пугают)
- Путь в мое царство нелегкий. Вы готовы? (Да, готовы) - А помогут нам в путешествии весёлые сказочные герои, наши друзья – эколята. Давайте вспомним, как их зовут? (Их зовут Тихоня и Ёлочка).
Лесовичок. Правильно, это Тихоня и его подруга Елочка и они зовут нас идти за нами.
Полоса препятствий. Дети змейкой идут по музыкальному залу за Лесовичком.
Мы идем по тропинке (ходьба по ребристой дорожке, Мы идем по кочкам (прыжки через обручи, Через город мы прошли (пролезание в тоннель) И к опушке подошли.
Лесовичок. Вот мы и пришли. Куда мы попали, вы узнаете, отгадав загадку: Есть главные жители в царстве моем. А как мы жителей этих зовем? (Деревья). - А царство мое как называется? (Царство называется лес). Вот деревья здесь стоят, И листвою шелестят. Ручьи малые текут, Громко птицы здесь поют. Кто немного помолчит, Для тех лес вдруг зазвучит…
- Присаживайтесь, отдохнём и послушаем звуки леса.
Звучит аудиозапись «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы и т. д.). Слайд 1.
Основная часть. Беседа о деревьях. Лесовичок. Царство мое – лес, в нем много деревьев. Слайд 2. - Что вы знаете о них? Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение). - Назовите части дерева. (Части дерева - корни, ствол, ветки и листья – крона).
- У каждого человека есть части тела, которые можно сравнить с частями дерева: ноги похожи на корни, туловище на ствол, руки на ветки, пальцы на листья. Давайте поиграем в игру «Станем мы деревьями».
Игра «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями, сильными, большими. Ноги – это корни, Их расставим шире (раздвинуть ноги шире). Чтоб держали дерево, Падать не давали (сжатый кулак поставить над другим кулаком). Из глубин далеких Воду доставали (наклониться, сложить ладони горстью, Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается (покачаться из стороны сторону, И своей верхушкой острой (изобразить крышу дома) В небо упирается. Наши руки – это ветви, Крону вместе образуем (сомкнуть пальцы над головой). Кроне, ей совсем не страшно (покачать головой) Когда ветры сильно дуют. Пальцы веточками будут (пошевелить пальцами, Листья закрывают их. Как придет за летом осень, разлетятся листья вмиг.
Беседа. Как вы думаете, дерево живое? (Да, дерево живое.) - Почему? (Оно растет, дышит, питается, у него появляется детки – побеги.)
- Чем отличаются деревья зимой от летних? Слайд 3. (У зимних деревьев нет кроны)
- Почему? (Зимой холодно и мало света. Деревья отдыхают, чтобы набраться сил к весне). Но вот пришла весна…
Лесовичок. Когда наступит весна, станет тепло, что станет с деревьями? (У деревьев набухнут почки и появятся листочки).
- Почему деревья просыпаются с наступлением весны? (Становится много света, тепла)- Правильно, начинается сокодвижение и деревья просыпаются. - А кто еще живет в лесу? (В лесу живут еще звери, птицы.) - Ребята, каких диких животных вы знаете? (Ответы детей). Слайд 4. - А каких птиц вы знаете? (Ответы). Слайд 5. - Молодцы. Да. И растения, и звери, и птицы – они все живые. Чем же отличаются деревья, растения от зверей и птиц? (Деревья молчат и не могут двигаться.)
Лесовичок. Молодцы. Ребята, эколята хотят проверить: знаете ли вы как себя вести в лесу? Я раздам вам фишки – зеленого и красного цвета. Если вы согласны с правилом поведения в лесу, то поднимаете зеленую фишку. А если не согласны, то красную.
Дидактическая игра «Знаете ли вы правила?»
- Можно ломать ветки деревьев? (красная). Почему? (Дерево погибнет). Разрушать птичьи гнезда и трогать птичьи яйца (красная). Слайд 6.
Почему? (Птица может их бросить, и птенцы не появятся). - Разжигать костер (красная). Почему? (Они приводят к пожарам). Слайд 7.
- Отдыхать на пне? (зеленая). - Разрушать муравейники? (красная). Почему? (Муравьи «санитары леса»). Слайд 8.
- Любоваться красотой природы? (зеленая).
- Можно шуметь в лесу, забирать из леса домой животных (красная). Почему? (Лес для них - родной дом). Слайд 9.
- Собирать грибы и ягоды? (зеленая)
- Ловить бабочек и стрекоз? (красная) Почему? (Они землю украшают). Слайд 10.
- Можно оставлять мусор в лесу? (красная). Слайд 11.
- Почему? (Лесные обитатели могут пораниться или отравиться). А что нужно сделать? (Надо весь мусор собрать в пакет и унести с собой).
Лесовичок. Молодцы ребята, много знаете правил поведения в лесу, эколята вами довольны.
Дидактическая игра «Оденем дерево». Лесовичок делит детей на 3 группы по двое. На столике в импровизированных вазах закреплены ветки, изображающие деревья, на них по одному листочку – дубовый, березовый, кленовый.
Игровая задача: выбрать из листьев, лежащих на столе, листья своего дерева и поместить их на ветки.
Лесовичок. Как вы знаете, деревья бывают лиственные и хвойные. Давайте с вами разложим картинки на две группы : отдельно положим картинки с изображением лиственных деревьев и хвойных.
Д/игра «Хвойные и лиственные деревья»
Лесовичок. Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, вы пришли в гости к лесу, а подарки принесли? (Нет, забыли.) - Да, непорядок. А вы любите рисовать? (Да, очень любим) - Ваш рисунок - самый лучший подарок для леса. Но он должен быть необычным. Согласны? (Да) - Но сначала – немного отдохнем:
Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо (машут кистями рук на себя, Закачалось деревцо (с поднятыми вверх руками выполняют наклоны вправо - влево). Ветерок все тише, тише (постепенно опускают руки и приседают, Деревцо все выше, выше (постепенно встают).
Лесовичок. Сегодня главным художником будет ваша ладошка. Посмотрите! (Дети подходят к Лесовичку, встают свободно). Кладем ладошку на лист бумаги и обводим ее простым карандашом. (Выполняет и убирает руку.)
На что это похоже? (Похоже на голову петушка, ежика, кустик, огонь и т. п.) - А на дерево? (Да, похоже на дерево.)
- Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами.
Дети обводят свои ладошки, закрашивают ствол и ветки коричневой или черной краской.
Лесовичок. Ребята, по - моему чего – то не хватает. А чего, не пойму. (Не хватает на деревьях листьев.) - Когда деревья бывают с листьями? (Летом, ранней осенью, весной.) - Будем нашим деревьям листья рисовать? (Да, будем) - Крону будем рисовать необычно: с помощью поролоновых тампонов из губки. У меня будет лето и поэтому листья на дереве я буду рисовать зеленые.
Напоминаю, как это делается. (Показ.)
Лесовичок спрашивает у детей: какого цвета листья они будут рисовать.
Дети приступают к работе, Лесовичок при необходимости оказывает помощь.
Выполненные детьми рисунки Лесовичок раскладывает на столах – это лес.
Лесовичок. Как красиво! Дуб налево, дуб направо, Просто целая дубрава! Жителям лесным рисунки вручу. А что же - мы еще в лесу? Нужно возвращаться! Мы на миг закроем глазки, Открываем - мы не в сказке. В детский сад вам всем пора!
Итог занятия :
Обсуждение увиденного: Лесовичок. Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Вам понравилось в моем царстве? Давайте вспомним: о чем мы сегодня говорили? -Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей) - Ребята, мы должны беречь лес, ведь лес - наше главное богатство. Посмотрите, вот во что превратиться наша Земля, если исчезнут вода и деревья. В пустыню. Слайд 12 Лесовичок: Как много вы сегодня узнали. Вы настоящие помощники природы. Мы с эколятами хотим подарить вам медали, на которых так и написано: «Юные помощники природы».
- Заждались нас наши друзья в лесу. Нам пора идти. До свидания, ребята! До новых встреч!