Светлана Чеканова
Конспект занятия «Путешествие в радужную сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в радужную сказку»
(коммуникативная деятельность)
формирование лексико – грамматических категорий в группе компенсирующей направленности подготовительного к школе возраста
Чеканова Светлана Николаевна,
учитель – дефектолог МБДОУ ДС №52
г. Старый Оскол
высшая квалификационная категория.
Цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в радужную сказку“» размещена в разделах
2. Упражнять в образовании уменьшительных форм прилагательных, в различении слов, противоположных по значению.
3. Закреплять умение составлять предложения.
4. Развивать фантазию, воображение, творческие способности, тактильные ощущения пальцев рук.
5. Формировать навыки доброжелательности и взаимопомощи.
Оборудование: плакат с изображением волшебного гнома, предметные картинки с контурными изображениями и недостающими элементами, цветные колпачки; комплекты картинок желтого, синего, зеленого цвета; «цветные стеклышки» (фигуры из двустороннего цветного картона, в центре которых вставки из прозрачного материала); мяч; аудиозаписи, магнитофон, макет радуги, емкости с фасолью, «секретики» (капсулы из киндер – сюрпризов); цветные карандаши; обрач, искусственные цветы.
Ход.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дети. Давайте сделаем большой круг и возьмемся за руки. Мне очень приятно видеть вас сегодня на занятии. Подарите друг другу самую добрую, ласковую улыбку и пусть вас не оставляет хорошее настроение.
На прошлом занятии мы учились называть признаки предметов по вопросам КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?. Сегодня мы будем учиться называть признаки предметов ласково, составлять предложения о предметах и их признаках.
(раздается стук в дверь, детям передают посылку, в которой аудиозапись от Волшебного гнома)
2. Письмо от Волшебного гнома.
Педагог: Дети, вы ждали посылку? Интересно от кого она?. Ой, да здесь кассета. Интересно, что там. Сейчас мы все узнаем. (прослушивается аудиозапись)
«Здравствуйте, ребята! Я волшебный гном из радужной сказки. Я очень дружу с красками и стараюсь всё вокруг сделать цветным. Поэтому у меня всегда хорошее настроение. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Вам нужно быть дружными, добрыми и весёлыми. Поэтому вам просто необходимо побывать в моей сказке».
Педагог: Дети, вы уже очень много знаете и умеете, ведь вам скоро идти в школу, но сегодня мы продолжим учиться помогать друг другу составлять предложения, улучшать себе настроение. Не будем отказываться от приглашения Волшебного гнома и немедленно отправимся в путь. В радужную сказку нам поможет попасть волшебный ветерок. Возьмемся крепко за руки, чтобы не потеряться.
3. Путешествие в Радужную сказку.
Держась за руки, «змейкой» дети с учителем – логопедом отправляются в путь.
Педагог:
Солнечно, ветрено
Вся земля проветрена
Ветер деток подними
В радужную сказку перенеси. (останавливаются у макета радуги)
Как вы думаете, мы уже в сказке? Почему вы так решили? (обращает внимание детей на название сказки, на макет радуги и фигуры гномов)
А вот и волшебный гном. как у всех настоящих волшебников у Волшебного гнома есть свой настоящий секрет – целая коллекция разноцветных стеклышек. Посмотрите, какого цвета стеклышки есть у гнома. (дети рассматривают цветные стеклышки и называют цвета).
Дети: У гнома есть зеленое, желтое, красное и голубое стеклышко.
Педагог. Верно! И еще много – много других. Возьмите по одному стеклышку и посмотрите сквозь него. Чтобы обычное прозрачное стекло превратилось в волшебное, цветное, Волшебный гном дотрагивался до него волшебной палочкой. Волшебных палочек у гнома было много, и жили они в коробке. Послушайте, что было известно про них.
Живут в коробках мальчики,
Одетые в кафтанчики.
Красный, желтый, голубой
Дружат с небом и водой
И с веселым солнцем
За моим оконцем.
Черный дружит с тенью,
А зеленый - с елью.
Красят, красят мой альбом
И короче с каждым днем.
Кто же эти мальчики, одетые в кафтанчики?
Ребята, что же это?
(дети отвечают)
Правильно, волшебные палочки – это карандаши. А вы знаете, что с помощью волшебных палочек можно делать добрые дела? Давайте потренируемся.
4. Самомассаж рук. Задание «Оживи картинку».
Педагог. Садитесь, пожалуйста, за столы. Посмотрим, умеете ли вы работать потеряли свой цвет. Ну а чтобы рисунки получились аккуратные и красивые, давайте сделаем массаж рук.
(учитель – логопед учит детей самомассажу рук, сопровождая движения стихотворным текстом).
Упражнения: «Ручки греем», «Добываем огонь», «Точилка»
«Руки греем» (от кончиков пальцев к кисти по внешней стороне кисти рук)
По утрам весной прохладно
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» (перетирание ладоней до появления ощущения тепла)
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
«Точилка» (левая рука сжата в кулак, каждый палец правой руки прокручиваем в зажатом кулаке по 4 раза)
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Педагог. Теперь пора приступить к делу. (педагог спрашивает у детей, какой картинке они будут помогать, дети отвечают, правильно согласовывая прилагательное с существительным. Например: «Я буду помогать желтому солнышку и голубым облакам», «Я помогу желтому одуванчику и зеленому кузнечику»). Сядьте ровно, спина прямая, ноги стоят вместе, низко не наклоняйтесь.
(играет веселая музыка, дети раскрашивают рисунки)
Педагог: Вы отлично потрудились. Теперь вы превратились в самых настоящих волшебников. Все волшебники носят вот такие колпачки? (показывает колпачки)
Посмотрите, все колпачки одинаковые? Правильно, они все разного цвета. Найдите и возьмите колпачок, который подходит к цвету вашего «стеклышка» (дети выполняют задание)
Педагог. Поскольку вы стали настоящими волшебниками, я думаю, что и настроение у вас должно быть хорошее. Послушайте меня внимательно: если вам станет грустно, посмотрите сквозь свое стеклышко на окружающий мир и вам сразу станет веселее. Сейчас мы поиграем в интересную игру. она называется «Бывает – не бывает»
5. Игра «Бывает – не бывает»
Педагог: Посмотрите каждый сквозь свое стеклышко. Какого цвета кажутся предметы, если смотреть сквозь желтое стекло?
Дети. Желтого.
Педагог. Всё ли, что вы видите, может быть жёлтого цвета? Что или кто не бывает желтого цвета?
Дети. Не бывает желтого неба, желтого дерева, желтого воробья.
(аналогичные вопросы задаются детям, у которых стеклышки красного и синего цвета)
6. Игра «Выбери картинку» (на магнитной доске изображения 4 основных цветов)
Педагог. Представьте, что однажды Волшебный гном посмотрел сквозь жёлтое стеклышко и увидел… Что же он увидел? (дети называют, что нарисовано желтым цветом)
А что еще мог увидеть гном сквозь желтое стекло?
Дети: Жёлтое яблоко, жёлтый подсолнух, желтую рубашку.
Педагог. Потом он решил посмотреть сквозь красное стеклышко. Что тогда он увидел?
(дети называют картинки красного цвета и предметы, которые еще могут быть красного цвета).
Потом гном решил посмотреть сквозь голубое стеклышко и увидел: (дети называют картинки голубого цвета).
7. Релаксация. Игра «Секретики»
(играет тихая спокойная музыка)
А теперь сядем и немного отдохнем. У волшебного гнома свой секрет, а для вас он оставил маленькие секретики. Только сначала их нужно найти. Садитесь как вам удобно. Опустите руки в тазики.
(дети садятся вокруг тазиков с фасолью и выполняют движения руками в сопровождении текста логопеда)
Кулачок как колобок
Мы сожмем его разок
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне секреты для детей,
Мы их достанем без затей.
Посмотрите ребята, я нашла один секретик. Интересно, что там. Послушайте внимательно как я скажу, что в моём секретике, а потом вы так же скажете о своих секретиках. В моем секретике жёлтое яблоко и жёлтенькое яблочко.
(дети ищут секретики – капсулы от киндер – сюрпризов, открывают, достают задание и составляют словосочетание, правильно согласовывая прилагательные с существительными).
Педагог. А сейчас попробуйте составить предложение о вашем секретике.
(3-4 ребёнка составляют предложения. В случае затруднения, другие дети привлекаются к помощи.)
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. У Волшебного гнома было ещё одно самое волшебное стекло. Оно могло увеличивать и уменьшать предметы, превращать одни предметы в другие, да вот беда – гном потерял его. Поможем гному найти стекло? Становитесь в большой круг и повторяйте за мной движения.
8. Динамическая пауза (координация речи с движением)
«Радуга»
Здравствуй, радуга – дуга
Разноцветный мостик
Здравствуй, радуга – дуга (дугообразные движения руками)
Принимай нас в гости (поклон)
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком (бег по кругу)
через радугу – дугу
Перепрыгнем на бегу (прыжки)
И опять бегом, бегом
Гному стёклышко найдём (подбегаем к искусственной клумбе)
Ребята, посмотрите в ваши волшебные стеклышки, может вы увидите большое волшебное стекло. Где же Гном мог его потерять? Гном очень любит цветы, у него даже есть клумба. Может, он потерял стеклышко, когда поливал цветы? Смотрите, так и есть. Оно было между цветами. Ребята, давайте поиграем с этим стеклом.
9. Игра «Волшебное стекло» (дети выполняют команды логопеда, перевоплощаясь в различных животных).
Педагог. Я смотрю ан вас сквозь волшебное стекло, и вы превращаетесь в котят. Походим как кошечки. Сейчас вы – обезьянки. Улыбнитесь, как довольные обезьянки. А вот вы косолапые медвежата. Походите как медвежата. А сейчас вы превратились в лягушек. Попрыгайте как лягушки. Интересно играть с волшебным стеклом?
Дети. Да!
10. Игра «Помоги подружиться словам».
Волшебный гном рассказывал мне, что в этой сказке дружат даже слова с противоположными значениями: толстый и тонкий, высокий и низкий, узкий и широкий. Сейчас мы сделаем ещё одно доброе дело – поможем подружиться словам, которые не хотят быть дружными. Становитесь в большой круг.
(проводится игра с мячом – упражнение в различении антонимов – прилагательных)
горячий – холодный, лёгкое – тяжёлое, сладкая – горькая, широкий – узкий, весёлая – грустная, добрый – злой.
Молодцы!
11. Возвращение из сказки.
Педагог. Дети, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад, ведь скоро время обеда. Возьмёмся за руки, а вот и волшебный ветерок прилетел за нами.
Солнечно, ветрено
Вся земля проветрена
Ветер деток подними
В детский сад опять верни.
12. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали? (Если мы называем ласково предмет, то и его признак можно назвать ласково. Мы учились составлять предложения.)
- Что вам понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
На следующем занятии мы будем учиться придумывать интересные истории по серии картин, которые сегодня рисовали.
Мне кажется, что вы сегодня сделали много добрых дел. На самом деле такие же цветные стёклышки вы сможете сделать дома с родителями. Нужно лишь нарисовать карандашом цветное поле, а посередине сделать прозрачное окошко из бантика любого цвета. Заберите ваши волшебные стеклышки домой, и если вдруг вам станет грустно, посмотрите сквозь своё волшебное стекло и всё вокруг изменится, настроение улучшится, и даже каша станет вкуснее. Это значит, вы стали настоящими волшебниками. На этом наше занятие закончилось, до свидания.