Приложение МААМ

Конспект занятия «Природные памятники Самарской области»

Олеся Волкова
Конспект занятия «Природные памятники Самарской области»
▼ Скачать + Заказать документы

Природные памятники Самарской области.

Цель: формирование коммуникационных и информационных компетентностей, развитие понятий о необходимости охраны природы, заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы с привлечением краеведческого материала.

Задачи:

Образовательные:

• Сформировать представление об особо охраняемых территориях Самарской области

Публикация «Конспект занятия „Природные памятники Самарской области“» размещена в разделах

• реализовать метапредметные связи между географией, литературой и экологией Самарской области;

• углубить знания о расположении крупных географических объектов на территории нашего края,

• формировать умение комплексно рассматривать среду обитания человечества;

Развивающие:

• развивать у учащихся умения работы с современными компьютерными технологиями;

• развивать умения обозначать географические объекты на контурной карте;

• развивать у школьников системное географическое мышление.

Воспитательные:

• Укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание у школьников;

• воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края;

• формировать активную жизненную позицию.

Развивающие:

• развивать у учащихся умения работы с современными компьютерными технологиями;

• развивать умения обозначать географические объекты на контурной карте;

• развивать у школьников системное географическое мышление.

Воспитательные:

• Укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание у школьников;

• воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края;

• формировать активную жизненную позицию.

Воспитатель:

Памятники природы – это одна из форм особо охраняемых природных территорий. Термин "памятник природы" появился более 170 лет назад. Это понятие ввел в науку выдающийся немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр фон Гумбольдт, который понимал под словом Naturdenkmaler кусочки первобытной природы. Со времен фон Гумбольдта это выражение завоевало большую популярность и широко внедрилось в практику. Существуют различные формы особо охраняемых территорий, такие как заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, дендрологические и ботанические сады, курортные зоны. Основной задачей является сохранение природных комплексов и объектов в их естественном состоянии. Можно сказать, что памятники природы представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, для которых установлен режим особой охраны.

Показ презентации «Природные памятники Самарской области»

Воспитатель:

Всего в Самарской области 286- Памятников природы из них :

Памятники лесной и степной растительности -99 Сады и парки -5 Старинные сельские усадебные парки области -6 Зоологические памятники -6 Водные памятники -7 Родники Самарской Луки -30 Серные источники -5 Пресноводные источники -21 Геологические памятники природы -46 Комплексные памятники -50 Пещеры -6 Ландшафтные заказники – 2 Природные заповедники - 3

Просмотр Видео ролика «Красота нашего края»

Воспитатель:

Самарская Лука Каждому жителю Самарской губернии известны слова: «Нет России без Волги, и нет Волги без Жигулей». В них наш народ запечатлел неповторимую красоту волжских гор, которые считаются национальной гордостью России. Тот, кто бывал на Волге у Жигулей, кто восхищался их неповторимой красотой, кто видел восход солнца над седой стеной гор, тот на всю жизнь сохранит в душе очарование их суровой торжественности, запомнит крутизну вершин, обрывающихся прямо в волжские воды. Такое великолепие описать невозможно, это нужно увидеть своими глазами.

Среди растений и животных, встречающихся здесь, имеются очень редкие или не встречающиеся больше нигде виды - эндемики. Есть растения, сохранившиеся от доледникового периода. Среди растений и животных, встречающихся здесь, имеются очень редкие или не встречающиеся больше нигде виды - эндемики. Есть растения, сохранившиеся от доледникового периода. А в открытых горных породах можно наблюдать окаменелости и отпечатки древних морских организмов. Густые лесные массивы чередуются с крутыми каменистыми обрывами, уходящими в воду. В глубине лесов бьют родники с чистейшей водой.

Река Уса, начинающаяся в Рачейских горах, стремительно катит свои воды к Волге, близ села Переволоки приближается к ней всего на полтора километра, после чего… не сливается с волжскими водами. Уса круто поворачивает на север и соединяется-таки с главной рекой, но уже на противоположном краю полуострова. Именно такой усинский «фортель» и позволил возникнуть этому уникальному природному явлению, подобного которому нигде в мире более не существует, – знаменитому волжскому кольцу, которое в географической науке именуется Самарская Лука. Северный край этого волжского полуострова крут и обрывист, и в народе он широко известен под названием Жигулевские горы.

Самой высокой точкой Жигулей является гора Стрельная (374 м над уровнем моря). С ее вершины виден как на ладони Жигулевский заповедник Самой высокой точкой Жигулей является гора Стрельная (374 м над уровнем моря). С ее вершины виден как на ладони Жигулевский заповедник

Формирование ландшафтов Самарской Луки началось еще 18-20 миллионов лет назад. Около миллиона лет назад с юга сюда пришло последнее в истории нашего края Акчагыльское море, уничтожив сухопутную флору и фауну того времени на сотни километров вокруг. Лишь на острове, который сейчас называется Самарской Лукой, как в убежище, до наших дней сохранились сотни видов животных и растений тех давних времен. Здесь их можно встретить и сейчас. Это настоящие «живые ископаемые». Формирование ландшафтов Самарской Луки началось еще 18-20 миллионов лет назад. Около миллиона лет назад с юга сюда пришло последнее в истории нашего края Акчагыльское море, уничтожив сухопутную флору и фауну того времени на сотни километров вокруг. Лишь на острове, который сейчас называется Самарской Лукой, как в убежище, до наших дней сохранились сотни видов животных и растений тех давних времен. Здесь их можно встретить и сейчас. Это настоящие «живые ископаемые». В связи с уникальностью и большим разнообразием естественных ландшафтов, а также обитающих на ее территории представителей флоры и фауны Самарская Лука ныне внесена в каталоги ЮНЕСКО как природно-исторический памятник мирового значения, подлежащий всемерной охране. 28 апреля 1984 года был образован Государственный природный национальный парк.

В пределах национального парка "Самарская Лука", неподалеку от места впадения реки Усы в Волгу находится Молодецкий курган. Попробуем подняться по склону. Казалось бы, только что вы находились в знойном мареве каменистой степи, где под ногами хрустел и осыпался мелкий щебень, а с обеих сторон вас мягко ласкали золотистые перья ковыля. Но вот пройдено каких-нибудь несколько шагов, и, как по волшебству, вас обступает лесной полумрак. Ощущение лиственного леса не призрачное, а он самый настоящий: сбегают по склону к воде белоствольные березки, от легкого ветерка трепещут листья осин, раскинула в стороны мощные ветви красавица липа. А еще через полсотни метров вас встретит участок великолепного, светлого бора: пронзают небесную синеву корабельные сосны, в воздухе разливается неповторимый аромат хвои и свежей смолы, а под ногами хрустят опавшие шишки. Такое поистине удивительное смешение природных зон.

Серное озеро Из числа малых водоемов Самарского региона самый уникальный – безусловно, Серное озеро, расположенное в поселке Серноводск Сергиевского района. Оно по праву считается гордостью нашего края: ведь во всем мире существует всего лишь несколько точек, в которых, как и в Серном озере, в настоящее время происходит образование и отложение самородной серы. Собственно Серное озеро представляет собой водоем округлой формы, принимающий в себя воду со значительным содержанием сероводорода из четырех источников и искусственно углубленный еще в начале XVIII века. Обитающие в озере серобактерии расщепляют эти вещества, выделяя при этом свободную серу, и благодаря их деятельности на дно озера ежегодно оседает около 32 тонн этого химического элемента в чистом виде. Оказалось, что здесь живет по крайней мере один эндемичный вид сине-зеленых водорослей, который нигде в мире, кроме как в Серном озере, более не встречается.

Серное озеро Из числа малых водоемов Самарского региона самый уникальный – безусловно, Серное озеро, расположенное в поселке Серноводск Сергиевского района. Оно по праву считается гордостью нашего края: ведь во всем мире существует всего лишь несколько точек, в которых, как и в Серном озере, в настоящее время происходит образование и отложение самородной серы. Собственно Серное озеро представляет собой водоем округлой формы, принимающий в себя воду со значительным содержанием сероводорода из четырех источников и искусственно углубленный еще в начале XVIII века. Обитающие в озере серобактерии расщепляют эти вещества, выделяя при этом свободную серу, и благодаря их деятельности на дно озера ежегодно оседает около 32 тонн этого химического элемента в чистом виде. Оказалось, что здесь живет по крайней мере один эндемичный вид сине-зеленых водорослей, который нигде в мире, кроме как в Серном озере, более не встречается.

По причине своих уникальных свойств Серное озеро в Самарской области ныне считается памятником мирового значения и внесено в каталоги ЮНЕСКО как объект всемирного культурного и природного наследия. По причине своих уникальных свойств Серное озеро в Самарской области ныне считается памятником мирового значения и внесено в каталоги ЮНЕСКО как объект всемирного культурного и природного наследия.

Поэтическая минутка. Чтение стихов учащимися, посвящённых родной области, Поволжью. (2 человека).

Мне Заволжье, дорого и свято

За деревни в золоте хлебов,

За просторы, пахнувшие мятой,

Молодых, полуденных лугов.

За речушку в раме камышовой,

В заводях зарницы перелив,

Летних троп ромашковые брови

И грустинку августовских ив.

Мне Заволжье дорого и свято

От полей до первого плетня.

С этих мест, волнующих когда-то,

Началась Россия для меня.

(Ф. Востриков) Заволжье, дальнее, родное!

О, как ты в памяти светло!

Звенит во мне травой степною

В рассветах розовых село.

Звенит, горланит петухами…

А я иду с косой в луга.

Встают шлемастыми стогами

Речушки Съезжей берега.

Проснулся ветер и в крушине

Легко листовою прошуршал.

И, словно жёлтые кувшинки,

Утята скрылись в камышах.

(Ф. Востриков)

IV. Обобщение знаний воспитанников. (15 мин.)

Обсуждение вопросов: (в группах по 2 человека) каждой группе даётся 1 вопрос, время на подготовку 2- 3 мин, затем выступление представителя группы.

1. Что называется заповедником? Заказником? Национальным парком? Памятником природы?

2. С какой целью создан Жигулёвский Заповедник, национальные парк Самарская Лука?

3. Сколько памятников природы в Самарской области? Алексеевском районе? Перечислите их.

4. Как вы оцениваете современное состояние воздушного, водного бассейна, лесных и земельных ресурсов Самарской области?

5. Охарактеризуйте основные источники загрязнения воздушного, водного, земельного ресурсов.

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

Учитель: Что нового узнали сегодня на уроке?

Была ли услышанная информация вам интересна, полезна?

На каких ещё уроках можно использовать увиденные презентации?

Использованная литература:

Информационные ресурсы: краеведческий портал-

https://www/. gubernya 63.ru/

https://www.alabin.ru/

https://bebinca.ru/muzeii-alabina-samara.

1. В. В. Воронин «География Самарской области», Самара,2006

2. И. Р. Учайкина «География Куйбышевской области», Куйбышевское книжное издательство,1987

3. Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Сост://Э. Я. Дмитриева, П. С. Кабытов. Самара,2001

4. Энциклопедия Самарской области. Том 1-6.- Самара,2010

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья»Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья» Тема: «Я и моя семья». Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Космос. Вселенная. Земля»Конспект открытого занятия по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Космос. Вселенная. Земля» Тема: Космос. Вселенная. Звезды. Цель: расширение представлений детей о Вселенной, о космическом пространстве, созвездиях, с использованием.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе «Будь осторожен с огнем»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе «Будь осторожен с огнем» Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Безопасность жизнедеятельности») по теме «Будь.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?» Программное содержание: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, упражнять в подборе определений к существительному,.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?» Программное содержание: расширить представления детей о школе, школьных принадлежностях и их назначении, развивать речь, саморегуляцию,.

Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе.Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе. 2017 год объявлен в Беларуси Годом науки. Очень важно, чтобы подрастающее поколение выросло креативным, с нестандартным мышлением. Ведущую.

Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга» Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять.

Лэпбук для детей старшей группы «Животные Красной книги Самарской области. Рысь»Лэпбук для детей старшей группы «Животные Красной книги Самарской области. Рысь» Бездумная эксплуатация людьми природных ресурсов на планете привела к тому, что существовавший задолго до их появления животный и растительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Природные памятники Самарской области»
Опубликовано: 23 января 2021 в 17:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Природные памятники Самарской области»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Волкова (УИ 200777) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД