Фатима Хагасова
Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.
Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь, характерных особенностях этой природной зоны.
Задачи: 1. обучающая: дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном мире этого зоны, некоторых экологических связях;
Публикация «Конспект урока „Природные зоны России, Зона арктических пустынь“ в 4 классе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Природные зоны Земли
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. развивающая: расширить кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать, классифицировать и обобщать новую информацию, развивать устную речь;
3. воспитательная: воспитывать экологическое мировоззрение, коммуникативную культуру младших школьников.
Оборудование: 1. для учителя: персональный компьютер с программой Power Point; экран; 2. для учеников: учебники, рабочие тетради, тесты для проверки домашнего задания на листочках, индивидуальный лист с кроссвордом на каждого ребенка для домашнего задания.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы изучали моря, реки и озера России. Проверка домашнего задания пройдет сегодня в виде тестовой работы. Возьмите листочки с вопросами по теме «Моря, реки, озера России». Постарайтесь выполнить работу за пять минут.
1. Самое большое по площади озеро в России - это …
А) Онежское;
Б) Байкал;
В) Каспийское; *
2. Река, впадающая в Каспийское море, - это …
А) Дон;
Б) Волга; *
В) Кама;
3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это …
А) Енисей; *
Б) Обь;
В) Лена;
4. Самая длинная река России – это …
А) Волга;
Б) Лена;
В) Обь; *
5. Море Атлантического океана на территории России – это …
А) Японское море;
Б) Балтийское море;*
В) Черное море; *
6. Какие озера в народе называют «Онего – батюшка» и «Ладога – матушка»?
А) Аральское и Каспийское море;
Б) Ладожское и Онежское озера; *
7. В списки Всемирного наследия внесено…
А) Белое море;
Б) озеро Байкал. *
Проверка нескольких работ.
Учитель: Ребята нарисовали рисунки по домашней работе. Кто, что изобразил в своей работе? Назовите названия рек, морей, озер, которые вы нарисовали.
II. Изучение нового материала
Слайд 1.
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране. Рассмотрите и скажите, чем отличается природа на каждой фотографии.
Слайд 2.
Учитель: Мы отправляемся к бескрайним берегам Северного Ледовитого океана. Как вы думаете, на какой фотографии будет изображена нужная нам зона и почему? Давайте рассмотрим её по карте. Где оно находится.
Арктика. … От этого слова веет суровым холодом. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Земля постоянно покрыта ледяным панцирем, но и океан тоже лежит под толстым слоем льда. Поэтому эту зону называют «зоной льдов». Лишь кое - где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на Арктике почти не образуется.
Почему зона так названа? С чем это связано? Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать?
По щелчку выделяется зона льдов. Слайд 4.
Учитель: Рассмотрим по атласу расположение его на карте ближе. Найдите зону арктических пустынь.
Слайд 5.
Учитель: Как расположена Земля по отношению к Солнцу? К чему это приводит?
Ученик: Земля движется вокруг Солнца, ось Земли находится под наклоном. Солнце неравномерно освещает Землю. Ближе к Северному полюсу солнечные лучи падают на поверхность Земли под наклоном, поэтому не нагревают ее. Из - за того, что половину своего пути вокруг Солнца земля проводит, повернувшись к светилу Северным полюсом, а часть – Южным, ночь и день здесь не такие как у нас. Полгода – ночь, полгода – день.
Такие длинные день и ночь случаются только на полюсах нашей планеты и поэтому называются полярными. Полярная ночь длится несколько месяцев, когда солнце совсем не показывается, а в остальные месяцы полярный день, когда Солнце не заходит круглые сутки.
Учитель: Природная зона Арктики суровая, очень холодная и очень красивая. Зимой здесь встречается одно из самых красивых природных явлений нашей планеты – северное сияние или полярное сияние. Рассмотрите рисунок на странице 79.
Учитель: Что же такое северное сияние?
Слайд 6.
Ученик: Полярное или северное сияние – это разноцветные, переливающиеся занавесь в темном небе. Или результат прохождение активной солнечной энергии, выпускаемой во время вспышек на Солнце через магнитный фон Земли, который особенно выражен на Северном полюсе. В это время года дуют сильные ветры, часто, бушует пурга, температура нередко понижается до – 60 градусов.
Учитель: Название Арктика пришло к нам из греческого языка, а произошло от слова arktikos – северный, arktos – медведь (по созвездию Малой Медведицы). Как вы думаете, какое отношение имеет к северному царству льдов?
Ученик: В хвосте созвездия Малой Медведицы находится полярная звезда, которая находится над северным полюсом. Древние мореплаватели по ней находили север.
Учитель: В зависимости от угла падения солнечных лучей природа Арктики делится на две зоны – арктическую пустыню и арктическую тундру. Мы отправимся в арктическую пустыню.
Слайд 7.
Рассмотрите фотографию и опишите неживую природу арктической пустыни. (Очень низкая температура, почти всегда лежит снег, толстый слой льда, почти нет почвы).
Физминутка «Солнце землю греет слабо»
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз.
(руки на пояс, наклоны в сторону.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится.
(Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
Учитель: Так что же это за место - Арктика? Безжизненная пустыня? Или все же здесь есть жизнь? (Предложение детей).
Вы правы, жизнь здесь все же есть, несмотря на сложные условия. Сейчас проверим ваше внимание, поиграем.
Слайд 8.
Игра «Кто лишний»?
Дети называют животных, которые не могут жить в Арктике, и объясняет причину.
Учитель: Давайте рассмотрим фотографии растении и животных, которые обитают на ледяных просторах Арктики. Когда будете рассматривать, подумайте, что объединяет их, что у них общего, почему именно такие существа могут здесь жить.
Слайд 9.
Учитель: В Арктике встречаются растения. На камнях растут лишайники похожие на накипь. Кое – где растут мхи, полярные маки, камнеломки и другие растения. Как видите растений очень мало. Как растения приспособились к выживанию?
Слайд 10.
Учитель: Как видите, в Арктике очень мало видов животных. Какой вопрос вы могли бы задать? (Как выживают в Арктике живые существа)
Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах, собираются чайки, кайры, гагарки, тупики. Их шумные скопления называются птичьими базарами. Здесь птицы выводят птенцов. Всех птиц кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками – рыба, рыбой – птицы.
Рыбой кормится и тюлень. Еще водятся моржи и белые медведи. Давайте построим цепи питаний животных.
водоросли – рачки – рыба – птицы.
водоросли – рачки – тюлени.
рыба – тюлень – белый медведь.
Арктика с давних пор привлекала людей. Причин много. Неизвестные земли. Загадочная природа манила сюда ученых. Обилие рыбы. Морских зверей привлекали рыбаков и охотников. Много было сделано в нашей стране для освоения Севера. Был проведен Северный морской путь, для караванов из судов. Созданы научные станции, которые изучают природу севера. Есть станции, которые наблюдают за погодой.
К сожалению, из - за освоение Арктики человеком здесь возникли сложные экономические проблемы. Долгие годы люди охотились на белых медведей, тюленей, моржей. В результате эти животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
С различных судов в воду и на берега попадают вредные вещества, мусор. Загрязнение Северных морей очень плохо сказывается на жизнь обитающих здесь животных. Необходимо защищать северное море от загрязнения.
Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники.
III. Закрепление.
Учитель: Сейчас закрепим знания, полученные на уроке. Мы проведем интересную работу. Узнаем, как вы усвоили тему урока. На ваших партах лежат карточки. Я читаю предложение, а вы выбираете подходящую карточку со словом, которое подходит к предложению, и показываете её. После вы её откладываете в сторону.
Арктика – это огромное пространство (Северного Ледовитого) океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство … (косые) лучи. Оно (светит, но не (греет). Зимой в Арктике (Северное сияние). На островах прямо, на голых камнях встречаются (лишайники). Также приспособились к жизни на камнях (мхи) и (полярные маки). Животных арктических зон кормит (море). Морскими водорослями питаются (рачки, а ими (рыбы). На скалистых берегах собираются (чайки, (кайры, (гагарки). Здесь они выводят (потомки).
IV. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Мы с вами совершили путешествие на Крайний север, и узнали, как живет ледяное царство Арктики. Почему Арктику необходимо охранять и защищать? Что нового, интересного вы сегодня узнали? Какой момент урока вам был особенно интересен?
V. Домашняя работа. Учебник с. 78 – 85. Кроссворд «Зона Арктических пустынь»