Венера Сокурова
Конспект открытого занятия по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Космос. Вселенная. Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Космос. Вселенная. Звезды.
Цель: расширение представлений детей о Вселенной, о космическом пространстве, созвездиях, с использованием элементов исследовательской деятельности.
Задачи:
• Образовательные:
- уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях;
- упражнять в составлении и чтении слов из букв;
- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;
• Развивающие:
-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.
Публикация «Конспект открытого занятия по образовательной области „Познание“ в подготовительной группе „Космос, Вселенная, Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
- развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение
• Воспитательные:
- воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.
Оборудование:
Проектор, экран, мяч;
Для опытов - поднос с манкой и камешки, глобус, настольная лампа.
Словарная работа: космос, метеорит, кратер, орбита.
Предварительная работа:
Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Разгадывание загадок о космосе. Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций о космосе.
Ход НОД
Организационный момент
Звучит музыка. Дети стоят на паласе.
Дорогие ребята!
К нам сегодня пришли гости, они хотят не только посмотреть, как вы выросли, но и узнать, чему вы научились в детском саду.
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Давайте пожелаем друг другу доброго утра! Доброе утро, Эллина!
(Передаем мяч по кругу, желая доброго утра)
Ребята, а давайте подарим доброе весеннее настроение и нашим гостям.
Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им и тихонечко скажите: «Мы рады видеть вас! Желаем вам хорошего настроения!»
- Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём.
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня.
А выдохните через рот все обиды и огорчения (Дети делают вдох и выдох три раза).
Мы отправляемся в путь. Но вначале давайте вспомним правила правильной речи:
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
(В группу залетает гелевый воздушный шарик, к нитке привязан конверт, который не подписан)
Воспитатель: Ребята, что это? Посмотрите, здесь для нас послание! Но почему-то ничего не видно. А вот на конверте написано: «Чтобы узнать, что в этом письме, нагрейте его над лампой». Давайте попробуем! Оказывается, это письмо было написано молоком. И когда бумагу нагрели, молоко внутри нее закипело и потемнело, поэтому все стало видно. Ребята, с нагревательными приборами нужно обращаться очень аккуратно, и без помощи взрослых этот опыт проводить нельзя.
Воспитатель читает письмо
«Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие. Сначала нужно расшифровать шифровку.
Незнайка».
Слайд 1
На слайде вразброс буквы: К, О, С, М, О, С.
Задание «Составь из букв слово»
Слайд 2
После того, как дети составили слово, буквы на экране передвигаются, и получается слово «Космос».
Слайд 3
Воспитатель: Незнайка собирает информацию о космосе и просит нас помочь в этом. Согласны?
Дидактическая игра «Космос».
Каждый из вас должен назвать одно слово, относящихся к теме «Космос».
Дети:
-Планета, астроном, солнце, астероид, метеорит, комета, спутник, орбитальная станция, созвездие, невесомость, скафандр, луноход, инопланетянин, звезда, космос, космонавт, ракета, Луна, Солнце.
Слайды 4-5
-Что такое космос? Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос! Космос – это Вселенная!
Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут Космосом. Космос еще называют другим словом - Вселенная. Наблюдали ли вы когда-нибудь за ночным небом? Как вы представляете себе размеры Вселенной?
Рассуждения детей.
Воспитатель: - Да, ребята, нет конца и предела вселенной. Она наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и др. небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли, газа. В этой межзвездочной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха. Слайд 6 Давайте рассмотрим звездное небо. Посмотрите, какая красота нас окружает. В безоблачный тихий вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому, что находятся далеко. На самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Есть звезды гиганты, а есть карлики. Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они постоянно находятся в движении.
Во вселенной существует строгий порядок. И ни одна планета не может встать на место другой планеты. Наша планета Земля находится третьей от Солнца. - Давайте вспомним, что вы уже знаете о космосе.
Игра с мячом «ВОПРОС – ОТВЕТ»
1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)
2. Какая планета самая большая? (Юпитер)
3. У какой планеты есть кольца? (Сатурн)
4. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)
5. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)
6. Какой формы наша Земля? (Шар)
7. Как называется спутник Земли? (Луна)
8. Как называется модель Земли? (Глобус)
9. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
10. Какое состояние испытывают космонавты в космосе? (невесомость)
11. Специальный костюм космонавта (скафандр)
Воспитатель: Замечательно, вы показали хорошие знания, можно лететь к звездам. На чем мы отправимся в полет? (на ракете)
Слайд 7
- Чтобы ракета оторвалась от Земли и взлетела, надо произнести волшебные слова:
Артикуляционная гимнастика «Ракета»:
ЁТ-ЁТ-ЁТ - собираемся в Полет
Ета-ета-ета – вот наша ракета
ИМ-ИМ-ИМ - все мы вместе ПОЛЕТИМ
ТА-ТА-ТА- не страшна нам ВЫСОТА
Ор-ор-ор – заведем у ракеты мотор.
Ля-ля-ля – прощай планета Земля.
(Дети хором проговаривают и отхлопывают чистоговорки.)
Воспитатель: Вот мы и в космосе. Давайте посмотрим, что же здесь происходит, но сначала сделаем космическую гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Космические дали»
Глазки вверх поднимем дружно
Раз, два, три!
А потом опустим вниз
Раз, два, три!
Влево, вправо
Раз, два, три!
И немножко покружи
Раз, два, три!
Слайд 8
Воспитатель: А теперь мы с вами летим на Луну. Что такое Луна? (спутник Земли)
-Почему Луна не падает на Землю? (Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли по своей орбите).
Слайд 9
-Что вы видите на поверхности Луны? (ямы – кратеры) От чего они произошли? (от ударов о лунную поверхность метеоритов)
-Хотите посмотреть, как они образуются?
Опыт “Метеоритные кратеры”
Воспитатель: Представьте, что манка – это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей).
Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры.
Физминутка «Зарядка» (музыкальная)
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (Руки вверх, в стороны,вниз)
Рядом кажутся они (руки в кулачки сжимать)
Можно взять перо Павлина, (Руки перед глазами)
Тронуть стрелки на Часах, (Руки перед глазами)
Покататься на Дельфине, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Покачаться на Весах. (наклон вниз, руки машут тик-так)
Над Землёю ночью поздней, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Если бросить в небо взгляд, (присесть руки вперед)
Ты увидишь, словно гроздья, (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Там созвездия висят (Руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх. Руками берем созвездия)
Слайд 10
Воспитатель: Наша новая остановка – Солнце.
-Солнце – это планета или звезда? (звезда)
-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)
-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)
-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток. Сейчас мы убедимся в этом, проделав опыт «День-ночь». Но
Перед этим кто назовет свой домашний адрес?
(Ответы детей. Кто- то из детей пусть назовет свой домашний адрес).
Воспитатель: А как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: Наша родная страна, как и другие страны мира, расположена на планете по имени Земля. (Воспитатель показывает детям глобус)
Воспитатель: Ребята, скажите, что у меня в руках. (Ответы, рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно, глобус- это маленькая модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: А можете ли вы ответить, где живет Земля? (Ответы, рассуждения детей)
Слайд 11
Воспитатель: Земля живет в Солнечной системе.
Воспитатель: А что такое Солнечная система?
Дети: Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких плане- астероидов и комет.
Воспитатель: Но Земля- это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля- это одна из планет большой Солнечной семьи.
Воспитатель: Давайте поближе познакомимся со звездой по имени Солнце. Солнце: В моей семье царит порядок: никто не толпится, никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому движется вокруг Солнца. Я вас сейчас превращаю в планеты Солнечной системы. (Дети надевают шапочки планет) Встанем в кружок, поиграем и расскажем каждый о своей планете.
Хоровод планеты водят
В вышине на небосводе.
Заключили Солнце в круг
И летят за другом друг.
1. Я – Меркурий. Самая близкая к Солнцу планета. На мне нет воздуха и воды. Поэтому днем здесь стоит жара, а ночью холод.
2. Я – Венера. Такая яркая планета, что меня часто принимают за НЛО. Люди зовут меня Вечерней или Утренней звездой. Я – планета бурь и гроз.
3. Я – Земля. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть воздух и вода. Поэтому на Земле есть жизнь. У меня есть спутник – Луна.
4. Я – Марс. Меня называют красной планетой, потому что я покрыт красным песком. На моей поверхности видны горы и кратеры.
5. Я – Юпитер. Самая грозная планета-великан. Все остальные планеты могли бы поместиться у меня внутри. Я весь как будто состою из пестрых вихрей. Под ними находится ядро. На мне гремят сильные грозы. Приближаться ко мне опасно.
6. Я – Сатурн. Вторая планета гигант. Состою я из газов. Вокруг меня огромные кольца из камня и льда. Эти кольца вращаются вокруг меня.
7. Я – Уран. Большая зеленая планета. В зеленый цвет меня покрасил газ метан. Вращаюсь я вокруг своей оси лежа на боку.
8. Я – Нептун. Большая планета. Меня открыл не астроном, а математик. На мне всегда темно и холодно, потому что я нахожусь далеко от Солнца.
9. Я – Плутон. Самая далекая от Солнца планета, самая маленькая и легкая. Я меньше Луны. Астрономы обнаружили меня последней.
Слайд 12
Воспитатель: Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составить Солнечную систему:
- Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.
Солнце - яблоко
1. Меркурий - горох
2. Венера - рис
3. Земля - рис
4. Марс -горох
5. Юпитер – грецкий орех
6. Сатурн - ракушка
7. Уран - фасоль
8. Нептун - фасоль
9. Плутон – пшено
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
На Луне жил звездочет, (смотрят в телескоп)
Он планетам вел подсчет. (показ пальцем в небо)
Меркурий – раз, (сгибают по очереди пальцы)
Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Воспитатель: Игра «Разложи звезды на листе»
-Дети, по моим указаниям разложите звезды на небе.
В центре- красная звезда, в верхнем правом углу- желтая, в нижнем правом углу- оранжевая, в верхнем левом- серебристая, в нижнем левом- золотая.
-Молодцы, ребята, смотрите, как красиво получилось! Вы отлично справились с заданием.
Слайд 13
Опыт «День - ночь»
На столе стоит настольная лампа - Солнце, рядом – глобус.
На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.
Слайд 14
Опыт «Зима - лето»
На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.
Дети: Если Земля обращается к солнцу одной стороной- Северным полушарием у нас лето, то с другой стороны- Южным полушарием- зима, а между ними осень и весна.
Слайд 15
Воспитатель:
Посмотрю сейчас на небо
Я в огромный телескоп
И увижу то, что раньше
Я увидеть бы не смог.
-Что вы видите? (карту звездного неба)
Опыт «Звезды светят постоянно»
Ход опыта: делаем несколько круглых отверстий в картоне размера А5. Кладем этот картон в конверт. Находясь в светлой комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см посвятите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Итог опыта: дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас. Как вы думаете почему? (ответы детей)
В освещенной комнате свет проходит через дырки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделиться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Воспитатель:
-Ну, что ж нам пора возвращаться. Давайте встанем и скажем волшебные слова:
Вокруг себя вы обернитесь
И на Землю вновь вернитесь,
Дружно руки мы потянем
И на стульчики присядем
Заключительная часть
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Что вам понравилось больше всего.
Итог занятия
Если на душе светло и радостно- возьмите солнышко, если грустно- тучку и прикрепите на доску.
Предложить детям золотые и серебряные звездочки.
- Если вы занимались хорошо, и думаете, что со всеми заданиями справились, берете «золотую звездочку», А кто считает, что с чем- то не справился, те берут «серебряную звездочку»