Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, упражнять в подборе определений к существительному, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в составлении предложений. Развивать связную речь, логическое мышление. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение взаимовыручку, любовь к близким.
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Ребенок и общество“ в старшей группе „Что такое семья?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, иллюстраций по теме, закрепление имени, отчества родителей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о членах семьи.
Материал: презентация к занятию, мяч, микрофон, картинки с изображением людей мужского и женского рода разного возраста, индивидуальные карточки,
карандаши, силуэты листочков по количеству детей.
Начало занятия :
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Давайте представимся друг другу.
Слайд 2
Ритуал приветствия «Я вам представлюсь».
Цель: закрепить знание своей фамилии, имени, отчества.
Дети стоят в кругу. Начинает представление воспитатель. В руках у него микрофон. Он называет свою фамилию, имя, отчество. Затем передает микрофон ребенку по кругу. Ребенок, получивший микрофон, называет свою фамилию, имя, отчество.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о самом главном для человека. О чем? Отгадайте загадку:
Слайд 3
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья.)
Слайд 4
На экране появляется картинка.
Воспитатель: Вот семья. Назовите членов семьи на картинке (ответы детей).
Беседа «С кем ты живешь?».
Цель: развивать монологическую речь.
Воспитатель: У каждого человека есть фамилия, имя, отчество. Каждый человек имеет право на имя, которое дают ему при рождении. А как человеку присваивают отчество? Оно достается ему от отца. Например: отца зовут Александр, отчество у ребенка будет Александрович. Отца зовут Владимир, отчество будет Владимирович или Владимировна. Фамилия достается ребенку от родителей. Какая фамилия у папы и мамы, такая будет и у их детей.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно слова: родители, род, Родина, родственники. Чем похожи эти слова? (ответы детей)
Воспитатель: У всех этих слов общая часть «род». Кто такие родственники? (высказывания детей).
Воспитатель: Родственники – это родные люди, которые имеют общих родителей или бабушек, дедушек. Это ваши тети, дяди, братья, сестры, бабушки, дедушки.
Воспитатель: А еще у каждого из нас есть семья. Что такое семья? (высказывания детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение о семье :
Слайд 5
Семья – это МЫ.
Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье.
Воспитатель: В семье каждый заботиться друг о друге, любят друг друга. Расскажите о своей семье, о ваших близких.
Дети рассказывают о своей семье.
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру-эстафету с мячом «Какая ваша семья?».
Слайд 6
Игра-эстафета «Какая ваша семья?».
Цель: упражнять в подборе определений к слову «семья».
Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова. Например: большая, дружная, спортивная, веселая, заботливая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.
Воспитатель: В семье каждый старается говорить друг другу ласковые слова. Назовите ласковые слова для родных.
За каждое слово воспитатель дает детям фишку. Все фишки дети складывают в корзинку.
Воспитатель: Вот сколько ласковых слов вы назвали для родных. А сейчас новая игра на экране.
Слайд 7, 8, 9, 10
Интерактивная игра «Четвертый лишний».
Цель: закрепить понятия «родственники», «семья».
На экране картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть комплекты картинок и сказать, какая лишняя. Если ответ правильный – лишняя картинка исчезает с экрана.
Воспитатель: Кто из этих людей не является родственником. Объясните свой выбор (дети отвечают).
Воспитатель: Следующая игра «Кто для кого?». Поиграем с мячом.
Игра «Кто для кого?».
Цель: закрепить представления о родственных взаимоотношениях в семье.
Воспитатель бросает детям мяч и спрашивает:
- Кто для папы и мамы мальчик? (сын)
- Кто для папы и мамы девочка? (дочь)
- Кто для дедушки и бабушки мальчик? (внук)
- Кто для дедушки и бабушки девочка? (внучка)
- Кто для дедушки и бабушки папа? (сын)
- Кто для дедушки и бабушки мама? (дочь)
- Кто мальчик для девочки в семье? (брат)
- Кто девочка для мальчика в семье? (сестра)
- Кто для девочки и мальчика папа и мама? (родители)
- Я – твоя тетя, а ты – мой? (племянник, племянница)
- Я – твоя мама, а ты – моя (дочь)
- Я – твоя бабушка, а ты моя (внучка)
- Я – внук, а ты – моя (бабушка)
- Я – внучка, а ты – мой (дедушка)
Воспитатель: Вы знаете, что в семье живут люду разного возраста. Давайте разложим картинки с изображением людей разного возраста по порядку от самого младшего до самого старшего.
Упражнение «Разложи по порядку».
Цель: закрепить у детей понятие о возрастной последовательности.
Дети делятся на две команды – девочки и мальчики. Одна команда получает картинки с изображением людей женского пола (младенец, дошкольница, школьница, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, а вторая команда получает картинки с изображением людей мужского пола. После выполнения задания команды осуществляют взаимоконтроль и проговаривают возрастную последовательность:
- младенец – девочка – девушка – женщина – бабушка,
- младенец – мальчик – юноша – мужчина – дедушка.
Слайд 11
Воспитатель: Минутка для отдыха.
Логоритмическая игра «Моя семья».
Цель: развивать общую моторику, закрепить умение согласовывать движения со словами текста.
Дети произносят слова и выполняют действия:
Сам цветочек это я, (Шагают на месте)
А еще моя сестра. (Прыжки на двух ногах)
Папа с мамой – листочки мои, (Руки через стороны вверх)
Бабуля с дедулей – мои корешки. (Садятся, обхватив колени)
Цветок наш красуется в зелени луга. (Медленно встают, руки вверх)
Все мы в семье своей любим друг друга. (Обнимают себя за плечи)
Воспитатель: Отдохнули. Присаживайтесь за столы. Для вас я приготовила задание на карточке.
Индивидуальное задание «Кому что нужно?».
Цель: упражнять в правильном употреблении притяжательных прилагательных, развивать речь.
У детей индивидуальные карточки и карандаши. Дети рассматривают картинки, называют членов семьи в верхнем ряду и определяют, кому принадлежат вещи, которые нарисованы в нижнем ряду.
Соединяют вещь с членом семьи «дорожкой». При проверке отвечают на вопросы воспитателя: «Чьи туфли? (Туфли мамины) Чей шуруповерт? (Шуруповерт папин) и т. д.
Воспитатель: А знаете ли вы, что в семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу? (ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение «Веселая работа» :
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит одежду для Кати,
Катя стирает панамки для братьев,
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме – работа идет.
А почему? Это дело понятное –
Весело делать друг другу приятное.
Игра «Составь предложение по картинкам».
Цель: упражнять в составлении предложений, развивать речь.
Воспитатель: Предлагаю следующую игру. Сейчас на экране буду появляться картинки, на который каждый член семьи выполняет какую-то работу. Давайте составлять предложения по картинкам.
Слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Дети составляют предложения по предложенным картинкам.
Слайд 23
Воспитатель: Семья – самое дорогое для человека. Во все времена народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте мы вспомним пословицы (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми объясняет смысл пословиц.
Окончание занятия :
Воспитатель: Счастливая семья – это семья, где живут все члены семьи живут в радости, заботятся друг о друге, помогают друг другу, общаются друг с другом, живут в согласии.
Слайд 24
Воспитатель: Перед вами лежат зеленые листочки. Они необычные. Каждый из вас может взять листочек и ответить на вопрос: «Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии?» или «Что нового узнали вы сегодня?».
Дети по очереди берут листок и отвечают.