Ольга Палей
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]. Комариная песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.
Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Звуки [з] и [з’], Комариная песня“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование:
1. Демонстрационный материал: Обруч с листочками, картинка комара, пчелы экран, обручи, цветы., картинки со звуком з и без него, коза
Словарная работа: улей (домик для пчёл, нектар (сладкий сок выделяемый цветком).
Методические приё мы: дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы, беседа.
Структура НОД:
1. Вводная часть (длительность 3мин)
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха
2. основная часть (длит. 15мин)
Методические приёмы
1. Артикуляционная гимнастика
2. Логопедическая распевка «Песок», «Лиса» (Звук С)
3. Знакомство со звуком З-Зь
4. Дидактическая игра «Пчёлы»
5. Работа по картинкам
6. Логопедическая распевка «Коза»
3. заключительная часть. Подведение итога НОД (длит2мин)
Ход: пальчиковую игру:
Если пальчики грустят, доброты они хотят.
Если пальчики заплачут, их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем, добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем.
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.
I.Вводная часть
Воспитатель. Ребята, какое время года у нас в городе? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей)
1. Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Ветер (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
Воспитатель. Как здесь холодно, пойдём быстрее в группу.
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат.
1. Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
2. Закрепление пройденного материала Звук С
-Как поёт песочек? (С-С-С) Давайте споём песенку песочка.
1. Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)
-Давайте вспомним чистоговорку лиса.
2. Логопедическая распевка «Лиса» (проговаривание чистоговорки)
Са-са-са
Эта хитрая лиса
Су-су-су
И живёт она в лесу
Сы-сы-сы
Много дела у лисы
Со-со-со
Она крутит колесо
3. Знакомство с новым материалом
1. Знакомство со звуком З-зь
-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идё т речь :
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешения не спросит,
Подлетит- и укусит! (Комар)
-Как поёт комар (З-з-з)
-Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
• Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка, язык (широкий с желобком посередине).
• Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара». (повторите песенку).
-У нас в городе летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.
-Какие ещё насекомые произносят звук З?
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчела)
2. Дидактическая игра «Пчелы»
Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
3. Работа по картинкам Игра «Найди звук» (картинка заяц, зонтик, и т. д. собака, дерево, лиса
Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?
Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З? (Заяц, зубы, зонт)
Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь? (зебра, зеркало, зима)
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)
4. Чистоговорка «Коза»
Воспитатель: Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
-Мы с вами устали пойдемте, погуляем по «осенним» дорожкам.
Загадки
- Пошла Зина на улицу гулять, а на улице дождь. Чтобы не промокнуть, Зина взяла с собой…. (Зонт).
- Купила Зоя цветы, принесла их домой, а куда поставить их, не знает. Давайте ей поможем. Чтобы поставить цветы, нужно взять …. (вазу).
- Пошли Коля и Саша гулять в зоопарк. Там они увидели тигра, льва, медведя. Но больше всего им понравился… (Зайчик)
- А кто еще живет в зоопарке? (обезьяна, коза, зебра).
- Ребята собирали в лесу грибы… Во что? (корзину).
Молодцы малыши, вы отгадали все загадки.
IV.Подведение итога
Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С.)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)