Мария Дешеулина
Открытое занятие по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звуки [ф], [ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) Упражнять детей в умении отчетливо произносить звуки [ф], [ф’] изолированными и в словах, способствовать формированию интонационной выразительности речи.
2) Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, сопереживать се героям;
3) упражнять в проговаривании звукоподражаний.
Развивающая среда: картинки для фланелеграфа, иллюстрирующие сказку (домик, бабушка, дедушка, мыши, ежики); картинки с изображением всего, что любят кушать ежики на обед, и несколько картинок из тех предметов, которые ежики не едят (гриб, яблоко, груша, собака, кофта, фартук, сарафан, шарф, картофель, фундук, фиалка, фикус); игрушка для игры - ежик.
Публикация «Открытое занятие по звуковой культуре речи во второй младшей группе „Звуки [ф], [ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в сказочный лес, на волшебном поезде.
Дыхательно-артикуляционная гимнастика
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками, губы вытянуты в форме трубочки.)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
губы вытянуты дудочкой, сжаты.
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з! (широко улыбнуться)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з! (широко улыбнуться)
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з! (широко улыбнуться)
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчё лку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Г-а-а! Г-а-а!Г-а-а!
Гуси ослику гудят:
Г-а-а! Г-а-а!Г-а-а!
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,
стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат
и деятельность головного мозга)
2. Воспитатель выставляет на фланелеграфе семейство ежиков: папу, маму. Спрашивает, какую песенку поют ежики, как они разговаривают? Вместе с детьми поворяют песенку ежей: «Ф-ф-ф». Затем просит воспроизвести песенку взрослого ежика и маленьких ежат (ф - твердый - взрослые ежики; [ф'] - мягкий - маленькие ежата).
Затем воспитатель говорит, что когда ежики довольны, то они говорят: «Ф-ф-ф». А когда у них плохое настроение или они чем-то недовольны, то они произносят: «Фыр-фыр-фыр».
- Давайте сейчас будем предлагать ежикам разную еду. Если ежики это любят, то они будут говорить как? (Ф-ф-ф). А если ежикам еда не понравится, то они ответят: «Фыр-фыр-фыр!». Затем воспитатель предлагает детям поиграть.
Воспитатель по очереди показывает «еду» для ежиков, а дети пытаются угадать, понравится она ежикам или нет - отвечают определенным звукоподражанием : «Ф-ф-ф» или «Фыр-фыр-фыр». Если дети затрудняются, воспитатель помогает. В конце выясняется, что же любит кушать ежик на обед. Для закрепления игра повторяется.
- Как вы думаете, ребята, ежики храбрые или трусливые? (Храбрые, потому, что они не боятся даже змеи).
- Что ежик умеет делать так же, как кошка? (Ловить мышей). Затем воспитатель предлагает детям послушать сказку про ежей, которые были очень смелыми и помогли бабушке с дедушкой.
Сказка
На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были дед и баба. А в лесу, недалеко от их домика жили три ежа: ежик-папа, ежиха-мама и маленький сыночек-ежонок. Звали их так: Фук, Фока, Фэк. Как их звали? (Хоровые и индивидуальные ответы). Ежи сторожили лес. Что делали ежи? Они гуляли по лесным тропинкам, громко распевали свои песенки, чтобы их далеко было слышно, и чтобы в лесу никто не безобразничал. Вот так они пели:
По тропинке мы идем –
Фук, Фока, Фэк!
Громко песенку поем –
Фук, Фока, Фэк!
Лучше нас, лесных ежей-
Фук, Фока, Фэк!
Нет на свете сторожей!
Фук, Фока, Фэк!
(Дети несколько раз пропевают песенку ежей вместе с воспитателем).
Однажды в избушку, где жили дедушка и бабушка, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и противно пищали, а ночью забирались в кладовку и грызли все, что попадалось им на зуб. Они перепортили всю крупу, всю муку в доме у бабушки с дедушкой. Что же им делать? Как вы думаете, ребята? Правильно, нужно позвать ежей!
Но ежиков не нужно было звать. Они сами узнали про беду дедушки и бабушки. И вот они уже идут по лесу спасать дедушку и бабушку и поют свою песенку:
По тропинке мы идем -
Фук, Фока, Фэк!
К деду с бабушкой идем -
Фук, Фока, Фэк!
К деду с бабушкой идем -
Фук, Фока, Фэк!
И тихонечко поем -
Фук, Фока, Фэк!
Ежи были еще далеко, и мыши не слышали их песенки и продолжали безобразничать. Но ежи подходили все ближе к избушке и пели все громче:
По тропинке мы идем -
Фук, Фока, Фэк!
К деду с бабушкой идем-
Фук, Фока, Фэк!
От мышей мы их спасем -
Фук, Фока, Фэк!
Лучше нас, лесных ежей -
Фук, Фока, Фэк!
Нет на свете сторожей -
Фук, Фока, Фэк!
Услышали мыши ежиную песенку, которая была уже совсем близко и пустились наутек. А бабушка с дедушкой обрадовались: ежей накормили, напоили, картофеля с фаршем наварили, конфетами угостили.
3. Вот и наше путешествие закончилось, нам пора ехать домой.
До свидания, добрый лес!
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Полный сказок и чудес
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
До свидания, смелый еж
П-ф-ф, п-ф-ф, п-ф-ф!
Как ты песенку поешь?
Фыр-фыр-фыр, фыр-фыр-фыр!
До свидания, пчела
З-з-з, з-з-з!
До свидания, ослик Йа,
Йа-йа-йа, йа-йа-йа.
Устали, нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
Глазки закрываем, сладко зеваем, открываем…Мы снова в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие?