Людмила Назаренко
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе Звуки [С] и [C’]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе
Тема. «Звуки с и сь»
Цель
1. Объяснить детям артикуляцию звука «с», упражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи, упражнять в произнесении звукоподражаний с разной громкостью.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе Звуки [С] и [C’]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать интонационную выразительность речи.
Оборудование. Бумажка- для воспитателя, полоски папиросной бумаги- для детей, вода, два ведёрка. Игрушки мягкие Лис, Сорока - белобока. Картинка - лисята.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь.
В: Кто это к нам стучится? Надо посмотреть.
Воспитатель идёт за дверь и вносит игрушку Лисы.
Лиса. Здравствуйте, ребята. Я так спешила к вам на занятие, потому что
мои лисята не умеют говорить звук «С».
Надо говорить Мы маленькие лисята,
Пушистые зверята,
а они говорят мы маленькие лията, пушитые зверята.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашей лисичке справиться с этой проблемой. Тогда давайте сядем на стульчики и предложим сесть Лисичке на стульчик.
Дети. Садись лиса на стульчик.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его, не сказали б ничего. Язык
Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка — рот.
Домик открывается и закрывается.
(Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.)
Язычок то выглядывает из домика, то прячется.
Воспитатель: Давайте выпустим наш Язычок погулять, а потом вернём его в домик. Вот так.
Воспитатель: Язычок очень любит петь разные песенки.
Однажды он пел: „И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вместе со мной?
Тогда помогайте мне: „И-и-и-и". (Поют негромко.)
Воспитатель: „С-с-с-с, — полилась из крана вода. — Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку". „Хорошо", — согласился Язычок и запел: „С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Воспитатель: Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Стёпы (у Евы).
(Вызывать 4—5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
В: А теперь споем песенку все вместе.
Вода течет небольшой струей — поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Физминутка.
Мы листики осенние
На веточках сидим присесть
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели, легкий бег по кругу
И на землю тихо сели. Присесть
Ветер снова набежал
И листочки все поднял, легкий бег по кругу
Закружились, полетели
И на стулья тихо сели сесть на стульчики
Воспитатель: Если петь песню воды «С-с-с-с» медленно и отрывисто (вот так, то, кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда улыбнитесь и сделайте такой же заборчик, как у меня. Нужно поднести к губам ладонь, но не прижимать к ним, а держать немного на расстоянии, и разрешите ветерку потанцевать.
Воспитатель: Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели?
Дети: Бумажка шевелилась.
Воспитатель: Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Лёвы, когда он поет песню (Евы,Сонечки.).
Воспитатель: Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел.
Чистоговорки:
Сначала: „Са-са-са”. Что запел Язычок? „Са-са-са”.
Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось” – по лесу гуляет лось”
“Су-су-су — ягоды в лесу”
“ус-ус-ус- на рябине много бус”.
Воспитатель: Ой, ещё кто-то к нам стучится. Кто это отгадайте из стихотворения-загадки! (на экране иллюстрация)
Читаю русскую народную песенку «Сорока, сорока.»:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости — на двор,
Кашицу — на стол.
Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком «с»
Сорока: Ребята, я принесла вам загадку. Отгадайте её, пожалуйста:
На листочках там и тут
Фиолетовый салют,
Это в тёплый майский день
Распускается… (сирень)
Воспитатель: Ребята, правильно, это сирень. Звук «С» есть в слове сирень.
А в каких словах в загадке был ещё звук «С»? (детям выставляется картинка с изображениями дерева сирени с листочками, салютом)
Дети называют слова «листочки», «салют».
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень красиво пели звуки С и Сь. Лисичка, теперь ты сможешь научить правильно произносить своих лисят эти звуки.
Лиса: Спасибо, ребята. Побегу в лес учить моих лисят говорить слова со звуками С и Сь правильно. До свидания.
Лисичка убегает.
Итог занятия.
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам в гости?
Почему, что случилось?
Что мы сегодня делали на занятии?
Какие песенки и с какими звуками мы пели?
Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?