Анна Александровна Калёнова
Конспект занятия по звукопроизношению «В гостях у гномов Гоши и Гены» в старшей группе на тему «Звуки [г] — [г’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать фонетико–фонематическую сторону речи старших
дошкольников с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуками [г] и [г’], научить ребят слышать звуки
в словах, различать звуки и давать им сравнительную характеристику.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую моторику детей;
- Развивать умение делить слова на слоги;
- Упражнять в образовании имен существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
- Упражнять в звуковом анализе слов.
Коррекционно-воспитательная:
Публикация «Конспект занятия по звукопроизношению „В гостях у гномов Гоши и Гены“ в старшей группе на тему „Звуки [г] — [г’]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- Воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая.
Формы организации: индивидуальная, групповая.
Форма реализации детских видов деятельности: разгадвание загадок, артикуляционная гимнастика, беседа, физминутка, дидактические игры.
Оборудование: костюм Белоснежки, картинки с гномиками (один гномик в
зелёном костюме, а другой - в синем, картинки с зелёным шкафом и с
синим, разрезные картинки с вещами (пуговица, гольфы, гетры, грузовик, сапоги, грелка, игла, гитара, книги, гиря и т. д., магнитная доска и маркеры для доски зелёного, красного и синего цветов, тетради по числу детей, цветные карандаши красного, синего и зелёного цветов (по числу детей, два
маленьких стола и один большой, магниты для доски.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети с учителем-логопедом заходят в зал.
Л.: - Ребята, а вы любите ходить в гости? Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к гномикам. А вы знаете, кто такие гномики? (Ответы детей). Правильно, гномики - это маленькие сказочные существа, и все предметы, которые их окружают тоже маленькие. А чтобы оказаться в гостях у гномиков нам надо назвать все окружающие нас предметы ласково:
У нас будет не дом, - а. домик
У нас не окна, а. окошки
У нас не столы, а. столики
У нас не стулья, а. стульчики
У нас не игрушки, а. игрушечки
У нас не цветы, а. цветочки
У нас не карандаши, а. карандашики
У нас не книги, а. книжечки
2. Основная часть.
Л. : - Ребята, вот мы с вами и оказались в гостях у гномиков (переворачивает доску, на ней 2 гнома: один в зелёном костюме, а другой в синем. На доске прикреплена записка). Посмотрите, здесь какая-то записка! Гномики попросили меня прочитать.
Логопед берёт записку в руки и читает: "Гоша и Гена, я ушла в магазин, но скоро вернусь. Ведите себя хорошо, выполните зарядку, уберитесь в своей комнатке и выучите уроки! Белоснежка".
Л.: - Ребята, что мы узнали о гномиках из записки?
Д.: - Их зовут Гоша и Гена.
Л.: - А как вы думаете, кто из них Гоша, а кто Гена? (Ответы детей, если дети не смогут самостоятельно объяснить, проводится дальнейшая работа)
Л. : - Ребята, давайте познакомимся с гномиками поближе. Какой звук в имени Гоша вы слышите в самом начале?
Д.: - В имени Гоша в начале мы слышим звук [Г].
Л.: - Какой это звук, дайте его характеристику?
Д.: - Звук [Г] - согласный, звонкий, твердый.
Л. : - Каким цветом мы обозначаем согласный, твердый звук?
Д.: - Согласный, твердый звук мы обозначаем синим цветом.
Л.: - Вы догадались, почему Гоша любит одежду синего цвета? (Ответы детей).
Л.: - Какой звук в имени Гена вы слышите в самом начале?
Д.: - В имени Гена в начале мы слышим звук [Г’]
Л. : - Какой это звук, дайте его характеристику?
Д.: - Звук [Г’] - согласный, звонкий, мягкий.
Л.: - Каким цветом мы обозначаем согласный, мягкий звук?
Д.: - Согласный, мягкий звук мы обозначаем зелёным цветом.
Л.: - Ребята, вы догадались, почему Гена любит одежду зелёного цвета? (Ответы детей). Сегодня Гоша и Гена хотят вам рассказать, чем они любят заниматься. А мы им поможем? (Ответы детей).
Артикуляционная гимнастика "Сказка про гнома".
Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке. (Улыбка). Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. "Тик-так, вставать пора. Тик- так, гулять пора! - пели часы. (Часики-раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево). Гном вскочил сделал зарядку: вверх-вниз, поднимал он руки (двигать кончиком языка вверх-вниз). Поел вкусного варенья и побежал гулять (Варенье - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба). Перелез через забор(Забор - зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны) скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку. (Горка - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается). Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать
(Нос поморщить). Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день. (Язык лопатой, подуть на кончик языка). Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом (Горка. Забор). Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку умылся (произнести звук с-с-с, почистил зубы, (щётка - кончиком языка почистить нижние зубы, задунул на ночь свечку (дунуть, и лёг спать (высунуть язык на бок).
Л.: - Конечно, Гоша и Гена это замечательно, что вы делаете зарядку, чистите зубы, любите играть, но вот только Белоснежка просила навести в
доме порядок. А мы с ребятами вам поможем. Правда, ребята? (Ответы детей). Вот теперь займёмся уборкой!
Дети вместе с логопедом подходят к столу, на котором лежат картинки с вещами.
Л. : - Ребята, посмотрите, вот два шкафа, один шкаф Гены, а другой - Гоши (Логопед показывает картинки зелёного и синего шкафов и кладет их на разные столики). Ребята, а как мы с вами узнаем, где чей шкаф? (Ответы детей). Посмотрите, как много разных вещей разбросано по комнатке! Как же мы узнаем, какие вещи Гены, а какие Гоши? (Ответы детей). Если в названии картинки слышим звук [Г’], то эта вещь Гошина, кладем её в Гошин шкаф, если в названии картинки слышим звук [Г], то эта вещь Генина, кладем её в Генин шкаф. (Дети по очереди берут картинки, называют слово и определяют, чья это вещь). Пока вещи убирали, мы немножечко устали.
Физминутка "Гномы".
Утром гномы в лес пошли.
По дороге гриб нашли.
А за ним-то раз, два, три
Показались ещё три!
И пока грибы срывали,
Гномы в школу опоздали.
Побежали, заспешили
И грибы все уронили!
Л. : - А теперь пора заняться уроками, откроём тетрадочку гномиков и прочитаем задание:
Задание 1. Составьте звуковую схему слова ГОРА.
Задание 2. Разделите это слово на слоги.
(Дети выполняют задание индивидуально, ребенок который выполнит задание первый, выходит к доске и выполняет задание).
Задание 3. Послушайте маленькое стихотворение и запомните слова со звуками [Г] и [Г’]:
На гитаре играл гитарист
На гармони играл гармонист
Громко музыка в зале звучала
И гостей к столу созывала!
Дети повторяют слова со звуками [Г] и [Г’]
Л. : - Ребята, мы помогли гномикам выполнить все поручения Белоснежки. Я думаю, что она будет очень рада. А вот и она.
Раздается стук в дверь и заходит Белоснежка с корзинкой груш.
Б. : - Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Вижу я, что вы зря время не теряли, моим гномам помогали. Какие вы молодцы, и вещи по местам разложили, и уроки с Геной и Гошей выучили. А теперь я хочу с вами поиграть и проверить, какие вы внимательные. Я буду говорить слова, а вы если услышите в слове звук [Г] - хлопайте в ладоши, а если [Г’] - топайте ногами.
ГОРА, ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГУСЬ, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ.
Б.: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями, и я хочу вас угостить. У меня в корзинке лежит для вас угощение. Отгадайте загадку, что это.
Фрукт похож на неваляшку,
Носит жёлтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала …
Д.: - Груша!
Б.: - Правильно, ребята! Я для вас принесла груши. Они очень сладкие и вкусные, а ещё в их названии тоже есть звук [Г]. Угощайтесь, на здоровье!
Ребята благодарят Белоснежку.
3. Заключительная часть
Л. : - Ребята, а нам с вами пора возвращаться в садик. До свидания, Белоснежка, Гена и Гоша! А теперь, ребята, закрываем глазки и повторяем
слова за мной:
В гостях у гномов побывали
Потрудились, поиграли
И снова в детский сад попали! (Открываем глазки)
Л. : - Ребята, с кем мы с вами сегодня познакомились? А какие звуки мы с вами
научились слышать и различать? (Ответы детей)