Елена Лукина
Консультация для родителей «Определение местоположения звука в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется уже для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Кроме того, это поможет ребёнку и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом детей нужно
научить определять местоположение звука в слове, выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов.
1. Эта работа начинается со знакомства детей с гласными звуками
[у, а, и, о, э].
2. Затем детей учат выделять первый гласный звук в слове.
Темочки:
Например: В слове осень первый звук [о].
В слове Эдик первый звук [э].
Запомните!
У каждого слова есть начало, середина, конец.
Начало слова – это первый звук. Если слово начинается с заданного
звука, то этот звук находится в начале слова.
Например: В слове аист звук [а] находится в начале слова.
3. После знакомства детей с некоторыми согласными
звуками [н, м, п, т, к] детей учат выделять последний звук в слове.
Например: В слове сок последний звук [к].
В слове диван последний звук [н].
Запомните!
Конец слова – последний звук.
Если заданный звук в слове последний, то этот звук находится
в конце слова.
Например: В слове дом звук [м] находится в конце слова.
Объясните детям!
Если заданный звук в слове не первый и не последний, то он находится в середине слова.
Знакомясь с характеристикой согласных звуков, дети узнают, что звуки
бывают твёрдыми и мягкими. Детям предлагают назвать первый звук в
словах.
Например: В слове помидор первый звук [п].
В слове пень первый звук [п’].
Для определения местоположения звука в слове используют схемы.
Дети голосом выделяют заданный звук и кладут фишку на соответствующее место в схеме.
Фишка синего цвета – обозначает согласный твёрдый звук; фишка зелёного цвета – обозначает согласный мягкий звук,
фишка красного цвета обозначает гласный звук.
Например:
В слове у-у-утка звук [у] находится в начале слова.
В слове огон-н-нь звук [н’] находится в конце слова.
В слове сум-м-мка звук [м] находится в середине слова.

Вашему вниманию предлагаем игры, которые будут способствовать развитию фонематического восприятия и навыка звукослогового анализа.
1. «Выдели звук»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит заданный звук.
2. «Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
3. «Назови лишнее слово»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
Гора, гора, нора, гора. Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса.
Утенок, утенок, котенок, утенок.
4. «Какой звук стоит в начале слова?»
Вы бросаете ребёнку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, ребёнок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
5. «Что за звук спрятался в середине слова?»
Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Ребёнку разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.
6. «Что за звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
7. «Договори словечко»
Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).
Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).
Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).
То назад, то вперед может плыть. (пароход).
Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться.
Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.