Анна Александровна Калёнова
Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: чётко и правильно произносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Упражнять детей в звукобуквенном синтазе и анализе слов;
- Учить детей полно и точно отвечать на вопросы;
- Закрепить понятие согласный звук, уточнить особенности артикуляции звука [л];
- Закрепить навык произношения звука в педложениях, слогах и словах;
- Формировать навыки образования существительных в родительном падеже и глаголов прошедшего времени.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие воображения, внимания, памяти и мышления;
Публикация «Конспект занятия по звукопроизношению „Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
- Воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно;
- Формирование положительной установки на участие в занятии;
- Формирование умения слушать сверстников и логопеда.
Материалы и оборудование: мяч, кукла мальчика и девочки, карточки для определения позиции звука [Л] в слове; предметные картинки: книга, лыжи, кукла, стул, нож, лак, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул, ластик, машина.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Логопед: - Ребята, приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Ребята, сейчас мы будем делать зарядку для язычка, чтобы он правильно и хорошо двигался, чётко проговаривал слова и звуки.
Повторение артикуляционных упражнений:
Трубочка - Улыбочка - Заборчик - Окошко - Лошадка - Часики - Качели - Блинчик-Иголочка - Вкусное варенье - Маляр - Парус.
Дети делают упражнения по инструкции логопеда.
2. Сообщение цели занятия.
Логопед: - Ребята, сегодня к нам на занятие на пароходе приплыли мальчик Кирилл и девочка Мила. Вместе с ними мы будем повторять слова и слоги со звуком [л].
3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: - Ребята, предлагаю вам вспомнить, когда мы произносим звук [Л], что делают наши губки?
Дети: - Улыбаются.
Логопед: - Что делает язычок?
Дети: - Поднимается к бугорочкам за верхние зубки (если отрабатывается зазубная артикуляция).
Логопед: - Дадим характеристику звука [Л].
Дети: - Звук Л согласный, звонкий, твердый.
(Ребята получают картинку с изображением парохода, плывущего к пристани, где движение парохода изображено пунктирной линией) Логопед: - Ребята, когда Мила плыла, пароход гудел "Л-Л-Л-Л-Л". Сейчас погудят девочки по моему сигналу:
Логопед: - Пароход даёт сигнал, покидает он причал.
(Девочки произносят звук Л и ведут пальчиком по картинке от парохода к причалу) .
Логопед: - А когда Кирилл плыл, пароход тоже гудел "Л-Л-Л-Л-Л". Сейчас погудят мальчики по моему сигналу:
Логопед: - Пароход даёт сигнал, покидает он причал.
(Мальчики произносят звук Л и ведут пальчиком по картинке от парохода к причалу) .
4. Слоговая гимнастика.
Логопед: - Слушай, повторяй, пальчики соединяй.
Дети воспроизводят серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой "Пальчики здороваются". (Пальцы рук поочередно соприкасаются с большим пальцем).
Проговаривать с разной интонацией:
В прямых слогах
ЛА-ла-ла-ла ЛЫ-лы-лы-лы
ла-ЛА-ла лы-ЛЫ-лы-лы
ла-ла-ЛА-ла лы-лы-ЛЫ-лы
ла-ла-ла-ЛА лы-лы-лы-ЛЫ
Аналогично с другими слогами.
Проговариваем в обратном порядке
ил-ол-ил-ал
ул-ал-ыл-ол
ал-ол-ул-ил и т. д.
5. Проговаривание слов за логопедом.
Повтори за мной. Дети по очереди повторяют за логопедом:
Ал-ал-ал - вал
Ал-ал-ал - зал
Ал-ал-ал - бал
Ал-ал-ал - мал
Ал-ал-ал - дал и т. д.
Слова: футбол, укол, пенал, бокал, бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, бил, плыл, вил.
6. Игра на развитие фонематического восприятия.
Логопед: - Ребята, поднимите флажок, если услышишь в слове звук [Л].
Слова: акула, игла, лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, ножницы.
7. Подбор картинок на заданный звук. Игра "Подбери и назови".
Логопед: - Кирилли и Мила пошли в магазин. Помоги им купить вещи, в названии которых есть звук [Л].
Предметные картинки: книга, лыжи, кукла, стул, нож, лак, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул, ластик, машина.
Ребята должны составить предложение с выбранной картинкой.
Например: Кирилл купил лыжи, Мила купила куклу и т. д.
8. Игра "Чего не стало?".
Учимся образовывать существительные в родительном падеже.
Подобранные в предыдущей игре картинки в количестве 4 штук выставляются на наборное полотно. Дети запоминает их, закрывают глаза, логопед убирает одну картинку.
Логопед: Посмотри, чего нет?
Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).
9. Физкультминутка.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске - руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
10. Дидактическая игра "Четвертый лишний".
Ребята получают картинки с изображением 4 предметов. Название всех предметов содержат звук [л]. Надо найти лишний предмет и объяснить, почему его надо исключить.
Например: яблоко - баклажан - свекла - лук.
11. Образование глаголов прошедшего времени.
Логопед: - Ребята, я буду говорить, что я делаю, а вы скажете так, как будто вы делали это вчера.
Логопед : Дети:
Я вижу ласточку. Я видела ласточку. (Я видел ласточку.)
Я сижу на полу. Я сидела на полу. (Я сидел на полу.)
Я прыгаю через лужу. И т. д
Я читаю сказку.
Я делаю салат.
Я ловлю галку.
Я стою на стуле.
Я пишу письмо.
13. Игра "Много – один" (с мячом).
Логопед: - Ребята в этой игре нужно изменить слово, но помните о звуке [Л] в конце слова.
Логопед: Ребенок:
залы - зал
пеналы - пенал
голы - гол
бокалы - бокал
дятлы - дятел
фиалки - фиалка
столы - стол
уколы - укол
полы - пол
13. Определение положения звука Л в слове. Работа в прописи.
Логопед: - Ребята, а где же в слове спрятался звук [Л] (в начале, в середине, в конце слова).
Слова: белка, лопата, лампа, ложка, пенал, стул, лук, слон, колбаса.
III.Итог занятия и оценка деятельности ребят.
Логопед: - Ребята, наше занятие закончено. Давайте напомним нашим гостям, которые приплыли на пароходе, какой звук сегодня мы повторяли и учились правильно произносить? (ответы детей). Кириллу и Миле очень понравилось ваше занятие. Они собираются к себе домой, а вам дарят подарки (детям раздаются закладки).