Надия Ахмедьянова
Конспект занятия по ЗКР в старшей группе «Путешествие в Звукогородок. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [ш], закрепить четкое произношение звука;
- закреплять умение выделять заданный звук из звукового и слогового рядов, из ряда слов;
- способствовать умению определять место звука в слове.
Развивающие:
- закреплять навык выполнения действий с массажным мячом для развития мелкой моторики рук;
- развивать фонематический слух и слуховое внимание;
- совершенствовать речевое дыхание;
Публикация «Конспект занятия по ЗКР в старшей группе „Путешествие в Звукогородок, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение выполнять звуковой анализ слов;
- развивать зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, коммуникативные навыки в процессе выполнения совместной деятельности.
Методы и приемы:
- словесные (живое общение взрослого и детей, рассказ педагога, вопросы к детям, художественное слово);
- наглядные (рассматривание картинок, показ действий);
- практические (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, д/игра, работа с перфокартами).
Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала, магнитная доска, массажные мячи, конверты с заданиями, предметные картинки, сундучок, перфокарты, фломастеры, Лэпбук.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Восп. : - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу.
Мы спокойны, добры, мы приветливы и ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту и здоровье. А выдохните через рот все обиды и огорчения (дети
делают вдох носом и выдох ртом - 2 раза) (звучит музыка).
Восп. : - Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: - Да!
Восп. : - Почему вам нравится путешествовать? (индивидуальные ответы детей).
Восп. : - А на чем люди обычно путешествуют?
Дети: - на машине, на самолете, на корабле, на воздушном шаре, на поезде.
Восп. : - Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в очень интересный город речи, который называется «Звукогородок». А отправимся мы туда на воздушном шаре. Закройте, пожалуйста глаза.
Психогимнастика: - Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха (звучит музыка).
2. Основная часть:
Восп. : - Открывайте глаза. Вот мы и прибыли. А нас здесь встречают!
1) К. З. : - Доброе утро, ребята! Приветствую вас в волшебном Звукогородке. Я королева этого городка. Очень рада тому, что вы решили посетить наш город. А чтобы ваше путешествие по улицам нашего города было интересным, я предлагаю выполнить несколько заданий. Если вы успешно справитесь со всеми заданиями - в конце путешествия вас ждет замечательный сюрприз.
Восп. : - Ну, что ребята, попробуем свои силы? Справимся?
Дети: - Да!
К. З. : - Отправляемся в путешествие. На каждой улице нас будет ждать конверт с заданиями.
2) «Разминка»К. З. : - давайте найдем желтый конверт.
- Я знаю, что каждое утро в детском саду вы делаете утреннюю гимнастику. Это правда?
Дети: - Да!
К. З. : - Я предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику. Для чего нужно делать эту гимнастику? (ответы детей)
- Присаживайтесь на стульчики, возьмите зеркала (комплекс артикуляционной гимнастики) :
«Улыбка» : Наши дети – молодцы!
Тянут губы к ушкам.
Посмотрите- говорят,
Мы теперь лягушки!
«Трубочка» : Кто играет на гитаре,
Ну, а мы на дудочке.
Губы вытянем вперед,
Узкой-узкой трубочкой.
«Качели» : А сейчас качели вверх,
Тянем-тянем до небес.
Вниз теперь их полет,
И никто не устает.
«Блинчик» : Утром рано мы встаем
Вкусные блины печем.
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается!
«Чашка» : Язычок наш поумнел
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить
И с конфетами попить.
«Вкусное варенье» : Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Языком широким сразу
Мы варенье облизнем
К. З. : - Молодцы, ребята! Вы так ловко выполняли гимнастику! Вот вы и справились с первым заданием.
3) К. З. : - Ну, что ж отправляемся дальше, на следующую улицу. Поищите зеленый конверт (дети находят). В нем листок, на котором написаны разные слова. Послушайте: шапка, кошка, карандаш, пушка, малыш, ватрушка.
- Ребята, какой звук чаще всего повторяется в этих словах?
Дети: - звук [ш] (хоровые и индивидуальные ответы).
К. З. :- Правильно. Давайте произнесем этот звук вместе. Для этого губы сложим в трубочку, зубы слегка разомкнем. Сделаем во рту «чашечку», поднимем ее к верхним зубам и длительно пошипим, как шипит змея (произношение звука хором, индивидуально; громко-тихо).
К. З. :- Ребята, в этом конверте еще одно задание. Предлагаю поиграть в игру «Повтори, не ошибись». Я буду произносить цепочку слогов, а вы внимательно слушайте, запоминайте и повторяйте за мной.
Детям предлагаются различные слоговые ряды:
Ша-шо-шу, шо-шу-ши, ши-ша-шо и т. д. (хоровые и индивидуальные повторы).
4) К. З. :- Какие же вы молодцы! Со всеми заданиями справляетесь. Предлагаю пройти дальше, на улицу «Охотников». Конверт-задание (розовый конверт) – игра «Поймай звук».
- Мы будем с вами охотиться, а ловить будем звук [ш]. Вставайте в круг, закройте глаза. Я буду называть много разных звуков. Но как только услышитезвук [ш], ловите его - хлопайте в ладоши.
К. З. :С, Ш, З, Ж, Ш, Ш, Ф, С, Ш, Ж, Щ, Ш.
К. З. : - Молодцы! Усложним задачу? Я буду произносить слоги, а вы как только услышите звук [ш] в слоге – повернитесь один раз вокруг себя (ша, су, фы, шо, жи, шу, зо, шу и т. п.)
К. З. : - А сейчас задание еще раз усложниться. Я буду произносить разные слова. Как только услышите в слове звук [ш] – поднимите руки вверх и хлопните в ладоши над головой (шапка, сумка, жук, шум, мешок, цапля, каша, кожа, подушка и т. д.)
К. З. : - Молодцы, вы отлично справились с этим заданием! Отправляемся дальше в путь.
5) К. З. : - И на этой улице нас ждет конверт с заданием (ищем голубой конверт). Давайте откроем его и узнаем, что в нем. Игра «Добавлялки».
- Вы любите слушать стихи? Я предлагаю вам самим стать не надолго поэтами. Вот здесь у меня написаны стихи, но к сожалению их заколдовал злой волшебник. Начало стиха есть, но нет конца. Поможете мне дописать стихи?
Дети: - Да! Поможем.
К. З. : - Я начну, а вы мне помогайте – стихи продолжайте,
Ша-ша-ша – мама моет… (малыша)
Шу-шу-шу – другу я письмо… (пишу)
Шо-шо-шо – летом… (хорошо)
Шел-шел-шел – за грибами в лес (пошел)
Ошку-ошку – мышка видит (кошку)
Ышки-ышки – от кошки убежали… (мышки)
Ушки-ушки – грызу я с чаем… (сушки)
Ишка-ишка – на лоб упала (шишка)
Шить-шить – хочу носок (зашить)
6) К. З. : - Молодцы! Думаю, из вас могут получиться настоящие поэты.
Посмотрите, здесь стоят столы. Присаживайтесь. Давайте немного отдохнем, разомнем наши пальчики.
Массаж ладоней массажными мячами – су-джок.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
7) К. З. : -. Посмотрите, здесь лежит красный конверт. Наверное, нас ждет какое-то испытание. Игра «Найди картинки».
- У каждого из вас лежит карточка с картинками. Внимательно послушайте задание: картинки, в названиях которых слышится звук [ш], обведите в круг. А картинки, в названиях которых нет звука [ш], зачеркните. Давайте еще раз повторим, что нужно сделать (спрашиваю нескольких детей индивидуально).
К. З. : - Выполнили? А теперь поменяйтесь в парах своими карточками и проверьте друг друга (дети меняются карточками – взаимопроверка).
8) К. З. : - Осталась последняя улица, а значит и последнее задание. По секрету мне сказали, что вы готовитесь к особенному празднику. К какому же?
Дети: - К празднику 8 марта.
К. З. : - А кого же поздравляют в этот замечательный день? (наших мам).
Игра «Где живет звук?»
К. З. : - Я знаю, что все мамы любят цветы. Давайте для ваших мам соберем букеты. (На магнитной доске расположены три вазы с условными обозначениями - место заданного звука в слове).
- В красную вазу мы поставим те цветы, на которых находятся картинки со звуком [ш] в начале слова, в зеленую – со звуком [ш] в середине слова, а в желтую – со звуком [ш] в конце слова.
(Дети расставляют цветы по очереди, объясняя свои действия – полные ответы).
3. К. З. : - Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания правильно. Вот мы с вами и прошли все улицы города звуков и дошли до главной достопримечательности этого города – до замка королевы. А около замка стоит какой -то сундучок. Давайте откроем его, и посмотрим, что в нем находится. В нем книга – Лэпбук! Это и есть обещанный сюрприз! Вы сможете поиграть с ним в группе. В нем собрано много занимательных игр и заданий. Думаю, вам будет интересно.
Восп. : - Спасибо тебе Королева звуков за такой чудесный сюрприз! Но нам уже пора отправляться обратно в детский сад. Ребята, давайте опять полетим на воздушном шаре. Закрывайте скорее глаза. Полетели над лесами, полетели над полями, и опять вернулись в сад!
Итог: - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие задания вам запомнились?