Марина Рылова
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебство соды» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить особенности соды, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соде и соблюдения правил поведения при проведении опытов с содой, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соды и научить использовать соду, как средство для творчества.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Волшебство соды“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соде и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соду?».
• Наблюдение «Как мама использует соду?».
Ход НОД:
Приветствие
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Дорогие гости,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Вот лежала, не горела,
На полке в баночке белела.
Кулинара пригласили,
Её уксусом гасили.
Воспитатель: Откройте мешочки. Что там? (сода)
Педагог высыпает соду в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна сода? Где люди используют соду?»
Просмотр презентации «Что такое сода? и где ее добывают?»
Историческая справка
Издревна сода была известна человеку и применялась им в лечебных целях. Древние люди три тысячи лет назад уже знали о существовании соды.
Они добывали соду из особых источников и озёр, выпаривая её на огне.
Другой древний способ получения соды – из золы сожжённых водорослей. До начала XIX в. использовалась почти исключительно природная сода, но с ростом ее потребления возникла необходимость производства соды в больших масштабах искусственным путем
Сода в жизни человека (Вопрос – ответ) -игра с мячом
Воспитатель бросает детям мяч и предлагает ответить на вопрос «Как можно использовать соду?»
Примерные ответы детей:
• Раствор для избавления от веснушек;
• Компрессы;
• Для отбеливания зубов;
• Избавление от пятен на одежде.
Игра «Сода полезна для того, чтобы ….» (с мешочком, в котором сода, передавать и говорить)
1. Чтобы …. Отбеливать зубы
2. Чтобы ….
3. Чтобы ….
Вывод: Сода необходима для жизни и здоровья человека, её используют в разных сферах нашей жизни, в том числе и в медицине.
Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с содой:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Итак, внимание.
Сегодня в нашей лаборатории мы будем делать опыты с содой. И нам поможет с опытами мой помощник «ЮНЫЙ ХИМИК ВАРЯ». Варя покажет как можно сделать опыты с домашних условиях (просмотр видео)
Воспитатель: Перед вами тарелочка с содой. Давайте мы её рассмотрим.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (сода похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду сода похожа на порошок.
Дети: Сода сыпучая, без запаха.
Подуйте тихонько на соду через трубочку.
Вывод: сода рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт №1. «Извержение вулкана».
- Опыт называется «Извержение вулкана».
-Мы с вами заранее сделали макет вулкана. Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы) .
- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.
- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.
Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи мела и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.
Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.
(О веществах сначала выслушиваю версии ответов детей)
- Что такое пищевой краситель?
- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.
- Что такое жидкость для мытья посуды?
- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.
- Что такое лимонная кислота?
- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.
- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. Степан в жерло нашего «вулкана» насыпет сухую соду. Вероника добавит сухой пищевой краситель. Настя вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)
-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.
- А что это за пузырьки? (Ответы детей)
-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.
Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.
- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)
Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.
Опыт №2.«Взаимодействие соды и уксусной кислоты. Получение углекислого газа.»
Подскажите как можно надуть шарик?
Итак:
1. Наливаем в бутылку уксусную кислоту. Кто мне расскажет о ней.
- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.
Так как уксусная кислота опасное вещество, кто может ее наливать? Правильно, только взрослый.
2. В шарик я насыпала соды. Кто сможет рассказать о соде? Сода - это вещество, белого цвета, похожа на муку. Сода нужна в кулинарии, используется для чистки плиты, раковины, для полоскания горла и т. д.
3. Теперь надеваем шарик на бутылку и высыпаем соду внутрь.
— Посмотрите, что происходит: сода и уксусная кислота, вступают в реакцию. И что выделяется? (Углекислый газ). Этот газ и надувает шарик.
Сделаем вывод: В результате взаимодействия двух веществ, мы с вами получили третье вещество, углекислый газ.
Рефлексия
Итак, скажите, пожалуйста, что такое сода?
- Давайте вспомним и скажем, откуда берется сода?
- Как вы думаете, ребята сода полезна или вредна?
- Согласны ли вы с утверждением, что сода - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, что- то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.