Ольга Топольскова
Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : познакомить детей со свойствами песка, создать условия для формирования у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности, через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка.
Задачи:
1. Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.
2. Познакомить происхождением песка;
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы „Песочная страна“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
3. Формировать представление о возможностях использования песка в быту.
4. Обобщать знания детей об окружающем мире.
Оборудование для экспериментирования : фартуки, фигурки из киндер-сюрприза, трубочки, лупа, одноразовые стаканы, ложки, воронки, салфетки, бутылочки с водой, палочки, тарелочки с песком, стол для экспериментирования, демонстрационный материал, медали для детей «Юный учёный».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Вот мы и снова оказались в нашей лаборатории и готовы к проведению экспериментов? Хотите узнать, что мы будем изучать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Из камней он появился,
Зё рнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Дети: Песок!
Воспитатель: Конечно, это песок. Все, наверное, замечали, что песок из песочницы отличается от песка с пляжа, да и вообще песок бывает самый разный. Это связано с особенностями происхождения песка в разных частях Земли и в разных климатических условиях.
Если бы мы перенеслись на несколько миллиардов лет назад, то при всем желании не смогли бы найти там ни песчинки. Раньше на нашей планете были только острые скалы. Песок — это своего рода мелкие песчинки горных пород. Под воздействием ветра и частых перемен погоды скалы разрушаются, со временем из отколовшихся крупных камней появляются более мелкие, и в конце концов они превращаются в песок.
Но почему песок песку рознь? Люди, путешествующие в разных странах, скорее всего, заметили, что, например, на берегу Мальты песок имеет оранжевый оттенок, в Греции — розовый, а в Австралии вообще белый. Все дело в том, что он образовался от разных горных пород, поэтому в каждой местности песок имеет свои особенности. Кроме того, песок может состоять из минералов кварца, бывших ракушек и кораллов.
Отличается он также и по размеру. Его разделяют на три вида: крупнозернистый (с песчинками размером 0,5—2 мм, среднезернистый (0,2—0,5 мм) и мелкозернистый (0,1—0,2 мм). Интересно, что помимо цвета и размера, песок имеет разнообразную форму. Его также различают по трем видам: морской, речной и горный. Что касается речного и морского песка, то он имеет округлую форму, а горный — остроугольную.
Использование песка в быту
Воспитатель: Песок широко используется в деятельности людей. С песком дети играют в песочницах, его используют при строительных работах. А где еще используют песок?
Дети: Песок как средство тушения пожара
Воспитатель: Верно! Песок для тушения пожара в этом случае обязательно должен быть сухим. Попадая на очаг возгорания, песок перекрывает доступ кислорода, без чего огонь быстро гаснет.. Применяя песок, вначале следует обсыпать зону возгорания по периметру – чтоб не допустить распространения огня, а уже после – нейтрализовать само пламя.
Эксперименты
Воспитатель: Вы настоящие ученые и вы прекрасно знаете правила безопасности порядка во время исследований (карточки «Правила безопасности в лаборатории»)
Содержать своё рабочее место в порядке
Во время занятий с песком одеть фартуки
Грязные руки вытирать салфеткой, не дотрагиваясь до лица, до глаз, до рта.
Нельзя песок бросать в лицо
После экспериментов нужно помыть руки
Эксперимент 1 Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо
Задача: ознакомить со свойствами песка и глины.
Оборудование: 2 воронки, 2 стаканчика, вата, песок, глина, вода.
Ход эксперимента : Вставить воронку в стаканчик. Положить в нее ватку и насыпать песок. То же самое проделать с глиной. Затем налить в обе воронки воду и понаблюдать.
Дети проводят эксперимент.
Результат. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо.
Вывод. Песок — сыпучее вещество, хорошо пропускает и впитывает воду. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.
Эксперимент 2 Свойства мокрого песка
Задача: ознакомить со свойствами мокрого песка.
Оборудование: емкость, мокрый песок.
Ход эксперимента : Предложить детям поместить мокрый песок в емкость и попробовать высыпать его. Затем сжать песок в ладонях, обратить внимание на принятую им форму.
Дети проводят эксперимент.
Вывод. Из песка можно делать постройки и поделки. Мокрый песок принимает любую форму. А когда фигурки из мокрого песка высохнут, песок рассыпается.
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю немного передохнуть и перенестись из нашей лаборатории по изучению песка на песчаный пляж у речки.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Эксперимент 3 Песок может двигаться
Задача: показать, что свойство песка сыпаться позволяет ему двигаться.
Оборудование: лоток, сухой песок.
Ход эксперимента : Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно образуется конус, который растет в высоту и увеличивается у основания.
Дети проводят эксперимент.
Результат. Если долго сыпать песок в одно место, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
Вывод. Песок под воздействием своего веса и сыпучести двигается.
Эксперимент 4 Волшебный материал
Задача: выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Оборудование: песок, глина, дощечки, палочки.
Ход эксперимента : Предложить детям слепить фигурки из песка и глины, дать им высохнуть и проверить их на прочность.
Дети проводят эксперимент.
Результат. Дети опытным путем выясняют свойства глины и песка.
Вывод. Влажная глина сохраняет форму после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. Можно предложить слепить посуду из песка и глины, высушить и попытаться использовать по назначению. Песчаная посуда не держит воду, ломается; глиняная — какое-то время сохраняет форму.
Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ученые! Наши исследования закончились. Но я думаю, вы еще узнаете много неизведанного.
Рефлексия
Вам понравилось в песочной стране? Расскажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось в занятии, а что показалось сложным?
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Ответы детей.
- С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты. Ответы детей.
Благодарю вас за участие в научных экспериментах. Каждому из вас присваивается звание юного ученого, и заслуживаете медали.
Я предлагаю вам помыть руки, не забывая правила исследователей.