Любовь Коряженкова
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки, на которые не всегда легко ответить. Опыты и эксперименты в этом деле - отличные помощники. С ними сложные вещи станут простыми, термины понятными, а выводы приведут на порог самостоятельных открытий.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе „Путешествие в Воздушное Королевство“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Великий российский ученый в области дошкольного образования, доктор психологических наук, академик Николай Николаевич Поддъяков рассматривает детское экспериментирование как основу детского творчества и саморазвития. Согласно его мнению, детское экспериментирование пронизывает все виды деятельности ребенка, в том числе и игровую, постепенно занимая статус ведущей.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная а получение новых знаний и продуктов детского творчества. В опыте ребенок получает знания не как готовый результат, а как результат, приобретенный в процессе собственной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте в экологическом образовании основной задачей является выявление скрытых взаимосвязей, существующих в природе, зависимостей между явлениями природы и деятельностью людей. В опытах проявляется сознательная деятельность детей, направленная на познание природы.
В экспериментировании старшие дошкольники учатся мыслить, анализировать, выбирать способ решения задачи. У детей развивается пытливость, наблюдательность, познавательный интерес.
Опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления и речи ребенка, так как необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта.
По мнению П,П, Блонского, «обучать ребенка, это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводя ее до уровня нашей”. Поэтому важно подвести ребенка к самостоятельному открытию приемом постановки вопросов проблемного характера и методом создания проблемных ситуаций.
Для создания проблемных ситуаций используются следующие методические приемы:
1. Подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения;
2. Изложение разные точки зрения на один и тот же вопрос (вариативность мышления);
3. Рассматривание объект с разных позиций;
4. Побуждение детей к сравнению, обобщению и выводам;
5. Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.
В ДОУ используется следующая модель исследовательских технологий:
1. Создание проблемной ситуации;
2. Выдвижение гипотез — предположений;
3. Подбор материалов для проверки гипотез;
4. Проверка гипотез — что получилось при использовании материалов;
5. Формулировка выводов.
При организации детского экспериментирования на занятиях, прогулках, в режимных моментах — то, что не касается занятий, в кружковой работе, а также в работе с родителями, по мнению Н. Н. Поддъякова, важно учитывать следующие особенности:
1) детское экспериментирование свободно от обязательств (нельзя заставлять ребенка ставить опыты);
2) детское экспериментирование не подвержено строгому регламенту (допустимо короткое увеличение опыта по времени);
3) детское экспериментирование способствует общению детей друг с другом (речевое сопровождение опытов);
4) детское экспериментирование принимает во внимание право ребенка на ошибку (отсутствие требований правильных действий);
5)детское экспериментирование учитывает индивидуальные особенности детей (ярко и слабо выраженный интерес к опытам);
Все объекты эксперимента помещаются в равные условия. Для проведения опытов лучше, чтобы оборудование было у каждого ребенка. Наглядность происходящего поможет установить взаимосвязи и самостоятельно подтвердить выдвинутые предположения. При этом опыт должен быть доступным, интересным по содержанию и абсолютно безопасным.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе на тему:
«Путешествие в Воздушное Королевство».
Программное содержание:
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно - эстетическое развитие.
Цель: обобщить представления детей о необходимости воздуха для всего живого.
Программные задачи:
Образовательные:
· закреплять знания о живой и неживой природе;
· расширять представления о свойствах воздуха, его необходимости для всего живого;
· углублять знания о возможностях использования воздуха.
Развивающие:
· развивать память, внимание, логическое мышление, кругозор детей;
· формировать способности к обобщению;
· развивать умение работать с помощью символов. .
Воспитательные:
· воспитывать устойчивый интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
· формировать интерес к природе;
· воспитывать умение работать сообща.
· Словарная работа: «растворимый», «мышцы», «ветрогенератор», «ветряные мельницы».
Предварительная работа: НОД, проведение бесед на тему «Воздух», наблюдения за живой и неживой природой, чтение литературы "Энциклопедия "Все обо всем".
Используемые технологии: Триз - технология, технология исследовательской деятельности, игровая технология, технология решения проблемных ситуаций.
Методы организации образовательной деятельности:
Словесные: рассказ, беседа с элементами рассказа, метод постановки и решения проблемных ситуаций.
Наглядные: наблюдение, рассматривание, просмотр презентаций.
Практические: дидактическая игра, эксперимент, моделирование.
Методические приемы организации образовательной деятельности: побуждение к деятельности; объяснение, поощрение, обсуждение, вопросы проблемного характера, показ, опора на наглядность, опора на реальные объекты.
Демонстрационный материал:
· картинки с изображением рыб на поверхности воды; птиц, нахохлившихся на ветке зимой, и человека в теплой одежде зимой; комнатное растение под стеклянным колпаком, схемы - фиксации опытов, презентация к занятию.
· Раздаточный материал: карточки с изображением живой и неживой природы.
Оборудование:
· сосуд с теплой водой;
· 3 стакана;
· 2 банки;
· ватный диск;
· вата;
· пластмассовая тарелочка;
· салфетки;
· султанчик;
· интерактивная панель, фланелеграф.
Ход занятия:
1. Организационный компонент:
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя: Ребята, вам нравится знакомиться со свойствами воздуха? А хотите еще об этом узнать? Тогда послушайте письмо, которое я сегодня получила. Читает письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Фея Воздушного Королевства. Дело в том, что, в Воздушном Королевстве случилась беда. Все представители Живой Природы решили, что им не нужен Воздух, они могут прекрасно без него обойтись. Воздух обиделся и исчез. Если закончатся его запасы, в Королевстве станет нечем дышать. Исчезнут растения и насекомые, рыбы, птицы и животные, и само Воздушное Королевство. Чтобы вернуть Воздух, нужно доказать, что он всем необходим. Для этого вам нужно побыть учеными и посетить нашу научную лабораторию. Ребята, помогите, пожалуйста, нам вернуть Воздух, потому что одной мне не справиться. " Ну что, ребята, выручим жителей Воздушного Королевства, вернем им Воздух? (Да). Тогда садитесь на ковер - самолет, и полетим.
Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Салтан» великого русского композитора Н. А. Римского — Корсакова «Полет шмеля».
(Дети садятся на ковер).
2. Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели в Воздушное Королевство. Посмотрите, как здесь красиво! Какие необычные растения и животные! (Дети осматриваются вокруг). Похоже, наши приключения только начинаются.
Звучит музыкальный фрагмент, в группе слышен голос Феи Воздуха.
Фея Воздуха (невидимая): Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в Воздушном Королевстве. К сожалению, я не могу вас встретить, потому что исчез Воздух, а вместе с ним исчезла и я. Ребята, чтобы вернуть Воздух, нужно доказать, что он необходим. Задача непростая, но вы — умные ребята, и, я уверена, вы справитесь. Как только Воздух вернется, я тут же появлюсь перед вами. Поторопитесь, у вас всего 30 минут, после этого запасы Воздуха закончатся, и не будет Воздушного Королевства. Вы готовы? (Да). Для начала расскажите, что вы знаете о Воздухе.
Воспитатель: Ребята, что такое воздух?
Дети: Воздух - это смесь газов, которые необходимы для жизни на Земле.
Воспитатель: А зачем нам воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: А каким газом мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: Ребята, а какой газ мы выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: А что насыщает атмосферу кислородом?
Дети: Растения выделяют кислород.
Воспитатель: Ребята, а какие свойства воздуха вы знаете?
Дети: Воздух невидим, прозрачен, бесцветен. Он не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ни своей формы.
Воспитатель: Ребята, а если исчезнет воздух, мы с вами сможем дышать?
Дети: Нет, потому что вместе с воздухом исчезнет и кислород. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А кому еще, кроме человека, необходим кислород?
Дети: Растениям, насекомым, рыбам, птицам, животным.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А теперь скажите: Растения, люди, птицы, животные - это какая природа?
Дети: Живая природа.
Воспитатель: А чему воздух не особенно нужен?
Дети: Камням, воде, песку, горам.
Воспитатель: А это какая природа?
Дети: Неживая природа.
Воспитатель: Какой из этого мы с вами можем сделать вывод?
Дети: Воздух необходим всем живым существам.
Фея: Молодцы, ребята! Я вижу, вы многое знаете о Воздухе. Тем быстрее вы сможете его вернуть. А пока вам нужно выполнить первое задание.
1. Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе.
Воспитатель: Ребята, на столе лежат карточки с изображением живой и неживой природы. Воздух рассердился и поменял их местами. Нам нужно правильно все расставить. Давайте разделимся на две команды, выберем капитанов и подберем карточки, кому нужен и чему не нужен воздух.
(Дети подбирают карточки).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, все ли мы с вами правильно сделали, а капитаны нам об этом расскажут.
(Взаимопроверка в командах)
Капитаны команд: Воздух необходим растениям, птицам, рыбам, животным и человеку.
Фея Воздуха: Правильно, ребята, молодцы. Вы выполнили задание. Ребята, Воздух нужен не только для дыхания. У него есть и другие полезных свойств, узнав которые, вам будет легче его вернуть. Для этого я приглашаю вас в научную лабораторию Воздушного Королевства.
Воспитатель: Ребята, перед началом экспериментов давайте повторим правила безопасного поведения в научной лаборатории.
Михаил: Без разрешения воспитателя ничего не трогать.
Мария: Соблюдать тишину, не мешать работать остальным.
Наталья: Нельзя пробовать содержимое сосудов.
Анна: Аккуратно обращаться с оборудованием и убирать все на место.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
На экране интерактивной панели - изображение объекта живой природы - рыбы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в воде есть жизнь? Почему там живут водоросли, плавают рыбы, моллюски и другие обитатели?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что случилось?
Дети: Рыбы всплыли на поверхность воды и открывают рты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Фея: Рыбы решили, что им не нужен воздух, потому что у них есть вода. Воздух обиделся и исчез. А вы как думаете, нужен рыбам воздух или нет?
Дети: Нужен, чтобы дышать.
Воспитатель: Чтобы вернуть рыбам воздух, нужно обнаружить его в воде. Для этого мы проведем опыт.
(Дети садятся за столы)
1. Эксперимент "Воздух растворяется в воде"
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух растворяется в воде.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним знакомые свойства воздуха. У меня на столе пустой стакан. Как вы думаете, там есть воздух?
Дети: Есть, но мы его не видим, потому что он - невидим.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А теперь давайте наполним стакан теплой водой из сосуда и понаблюдаем за ней. Что вы видите?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Ребята, что это за пузырьки?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. Пузырьки - это и есть наш воздух. Пошли пузырьки, и мы его видим. Ребята, а теперь пузырьки есть в воде? Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети предлагают варианты ответов - пузырьки исчезли, растворились в воде.
Воспитатель: Правильно, ребята. В стакане был воздух, мы налили в него воды, воздух растворился, и пузырьки вышли. Воздух есть в воде, только мы его не видим, потому что он растворяется в воде. Точно так же, когда ваши мамы и бабушки добавляют в бульон соль, она растворяется в нем, и бульон становится соленым. Таким невидимым воздухом дышат рыбы, водоросли, моллюски и другие обитатели. Что мы доказали эти опытом?
Дети: Воздух растворяется в воде.
Вывод: воздух растворяется в воде.
Воспитатель: А что мы теперь можем сказать о существовании воздуха?
Дети: Воздух есть в воде.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Посмотрите, мы вернули рыбам воздух, и они, довольные, уплыли.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опыта).
Фея: Молодцы, ребята! Вы обнаружили Воздух в воде.
На интерактивной панели - растения с поникшими листьями.
Воспитатель: Ребята, у нас мало времени, давайте быстрей возвращать Воздух. Посмотрите на экран. Какие потребности растений вы видите?
Дети: Солнце, почва, вода.
Воспитатель: Для чего им это нужно?
Дети: Для тепла, питья, питания.
Воспитатель: Но у растений поникли листья. Как вы думаете, почему это произошло?
Дети предлагают варианты ответов, один из которых - растение не полили.
Воспитатель: А вот давайте проведем опыт и узнаем ответ на этот вопрос.
2. Эксперимент "Воздух поддерживает дыхание"
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух поддерживает дыхание.
(Воспитатель выставляет комнатное растение под стеклянным колпаком с поникшими листьями).
Воспитатель: Ребята, мы вчера накрыли растение в горшке стеклянным колпаком, полили его предварительно и поставили на окно, к свету. Посмотрите, что случилось?
Дети: Растение все равно листики опустило.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Почему мы говорим, что растения - это живые существа?
Дети: Растения растут, питаются, размножаются, дышат.
Воспитатель: А чем они дышат?
Дети: Воздухом, кислородом!
Воспитатель: А сейчас растение может дышать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что ему не хватает воздуха.
Воспитатель: Мы перекрыли в растение доступ воздуха. Растение использовало весь воздух, и все. Воздуха нет - растение не может жить. Что мы доказали этим опытом?
Дети: Без воздуха растение жить не может.
Воспитатель: Правильно, ребята. А какое свойство воздуха помогает ему жить?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель: Воздух имеет свойство поддерживать дыхание.
Вывод: Воздух имеет свойство поддерживать дыхание.
Воспитатель: Ребята, давайте мы откроем растение. Теперь оно сможет дышать. Посмотрите на экран, мы вернули растениям воздух, и они расправили листья.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опыта).
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что Воздух необходим растениям. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкульт минутка (проводит ребенок):
(Дети выполняют движения возле столов в соответствии со словами ведущего)
Ветер дует нам в лицо -
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише -
Деревцо все выше, выше.
На интерактивной панели - птицы, нахохлившиеся на ветке.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух нужен только для дыхания или для чего - то еще?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Почему птицы сидят, нахохлившись на ветке?
Дети: Им холодно.
Воспитатель: Что помогает птицам, животным и человеку не замерзать зимой?
Дети предлагают варианты ответов, один из которых - шуба.
Воспитатель: А давайте посмотрим, как шуба помогает сохранить тепло.
3. Эксперимент "Воздух сохраняет тепло" I часть.
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух может сохранять тепло.
Воспитатель: Ребята, у нас на столе сосуд с теплой водой, два стаканчика, ватный диск, кусочек ваты, салфетки и 2 банки. Сейчас мы с вами будем делать "ватную шубку" для воды. Давайте будем работать в парах. Ребята, для начала давайте наполним оба стакана теплой водой.
Теперь оба стаканчика плотно закроем крышками, чтобы тепло не уходило.
Поставим один стаканчик на ватный диск, чтобы «шубка» его везде окружила.
Возьмем кусочек ваты на тарелочке, немного растянем, чтобы «шубка» получилась пушистой. Наденем шубку на стаканчик так, чтобы она его полностью закрыла.
А теперь мы накроем стаканчик баночкой.
Другой стаканчик без "шубки" тоже накроем баночкой и будем наблюдать, что у нас получится.
4. Эксперимент «Ветер — движение воздуха»
Цель: подвести детей к выводу о том, что ветер — это движение воздуха.
Воспитатель: А можем ли мы с вами почувствовать воздух?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Давайте выпустим воздух из шарика себе на ладонь. Пусть он погуляет на ней. Что вы почувствовали?
Дети: Ветер.
Воспитатель: А как вы его почувствовали?
Дети: Он подул, по дуновению.
Воспитатель: А почему он подул?
Дети: Потому что мы его выпустили из шарика.
Воспитатель: Что мы выпустили из шарика?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Что стал делать воздух, когда выходил из шарика?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Когда мы выходим или ходим, что делают наши мышцы?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Правильно. А когда воздух выходил, что он делал?
Дети: Двигался.
Воспитатель: Так по какому действию воздуха мы почувствовали ветерок?
Дети: По движению.
Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух был заперт в шарике, потом вырвался на свободу. Получилось движение воздуха, которое мы называем ветер. Он подул на ладошку, и мы его почувствовали. Какой мы с вами можем сделать вывод? Что такое ветер?
Дети: Ветер — это движение воздуха.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Ветер — это движение воздуха.
Вывод: ветер — это движение воздуха.
5. Эксперимент «Воздух может двигать предметы»
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух может двигать предметы.
Воспитатель обращает внимание детей на султанчики:
- Ребята, давайте посмотрим, что умеет делать ветер. Как мы можем получить ветер?
Дети: Нужно привести воздух в движение.
Воспитатель: А как мы с вами можем привести воздух в движение?
Дети: Помахать руками, подуть.
Воспитатель: Давайте сделаем сильный ветер. А теперь слабый ветерок. Что произошло с султанчиками?
Дети: Они зашевелились, стали двигаться.
Воспитатель: А почему они стали двигаться? Что их расшевелило?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Ребята, а что такое ветер?
Дети: Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о свойстве воздуха?
Дети: Воздух двигается сам и может двигать предметы.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
Вывод: воздух двигается сам и может двигать предметы.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опытов).
Воспитатель: Ребята, а как растения могут использовать ветер?
Дети: Растения размножаются с помощью ветра. Например, рожь и кукуруза. Береза, тополь и осина. Ветер подхватывает пыльцу и несет ее на соседние растения. Так происходит опыление.
Воспитатель: А как еще растения могут использовать ветер?
Дети: Ветер дует и помогает деревьям сбрасывать листву, чтобы они могли подготовиться к зимней спячке.
Воспитатель: А что может произойти, если растения не сбросят листву?
Дети: Листья могут погибнуть от жажды, потому что корни не втянут влагу из замерзшей земли. Если снег упадет на листву, он ее поломает. Поэтому деревья сбрасывают листву.
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что воздух помогает растениям.
Воспитатель: А как человек может использовать ветер?
Дети: Ветер надувает паруса и заставляет корабль двигаться. Человек использует ветряные мельницы. Ветер дует и перемалывает зерно, получается мука, из которой пекут хлеб.
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что воздух помогает человеку.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинку с изображением ветрогенератора).
Воспитатель: Ребята, чтобы получить электричество, люди выставляют ветрогенераторы. Давайте повторим это слово. Ветер дует, и вырабатывается электрическая энергия. Так человек использует ветер.
6. Эксперимент «Воздух сохраняет тепло» II часть.
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух сохраняет тепло.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Аккуратно поднимите баночки, снимите шубку со стаканчика, и потрогайте водичку. Что вы можете сказать? Одинаковая или разная вода в стаканах?
Дети: В стаканчике, который был накрыт ватой, вода осталась теплой. В стаканчике, который не был накрыт ватой, вода остыла.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Между частичками ваты находится воздух, который закрывает тепло, не давая ему выйти. Поэтому вода в водичке не остыла. Второй стаканчик был без шубы, поэтому водичка в нем остыла. Вот почему звери, птицы и мы с вами не замерзаем зимой, надевая теплую шубку. Нас согревает не шуба, а воздух, который в ней находится. Что мы доказали этим опытом?
Дети: Воздух сохраняет тепло.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
Вывод: Воздух сохраняет тепло.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опыта).
Воспитатель: Воздух сохраняет тепло, поэтому он необходим птицам, животным и нам с вами. Посмотрите на экран. Мы вернули птицам воздух, и они согрелись.
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что воздух заботится о птицах и животных.
Воспитатель: Ребята, а как мы с вами может заботиться о птицах и животных?
Дети: Мы можем вывешивать кормушки и подкармливать птиц зимой: голубей - хлебными крошками, синичек - салом, воробышков - пшеном, семенами, снегирей и свиристелей - ягодами рябины.
Лесники создают лесные хозяйства и подкармливают сеном лосей, зайцев. Белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы и подсолнуха.
Воспитатель: Для животных лесники оставляют возле кормушек срубленные молодые осинки и соль — лизунец. Лоси лакомятся солью, как мы с вами сладостями.
Воспитатель: Ребята, а как человек может использовать свойство воздуха сохранять тепло?
Дети: Люди шьют ватные одеяла, чтобы им было тепло.
Воспитатель: Аня, а почему нам тепло под ватным одеялом?
Аня: Потому что вата пушистая, а в пушистых вещах много воздуха, который сохраняет тепло.
Воспитатель: Правильно, а как еще человек использует это свойство воздуха? Василий: Люди надевают теплые вещи, в которых много воздуха, и не мерзнут зимой.
Воспитатель: Ребята, воздух сохраняет не только тепло, но и холод. Когда ваши мамы размораживают холодильник, они заворачивают мясо в полотенце. Как выдумаете, для чего они это делают?
Дети: Чтобы мясо не разморозилось.
Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух сохраняет и тепло и холод, он имеет свойство поддерживать температуру организма.
Воспитатель: Ребята, давайте обобщим с помощью схем, какими свойствами обладает воздух.
Дети обобщают свойства воздуха, глядя на схемы: воздух поддерживает дыхание, сохраняет тепло и холод, растворяется в воде, придает форму предметам, может двигаться сам и двигать предметы.
Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать об отношении к воздуху?
Дети: Нужно оберегать воздух.
Воспитатель: А что значит оберегать воздух?
Дети: Мы можем выращивать растения и ухаживать за ними, регулярно проветривать группу, заботиться о чистоте улиц, не мусорить.
Воспитатель: Ребята, а какой вред от мусора?
Дети: В мусоре содержатся вредные вещества, которые загрязняют атмосферу.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
3. Заключительный компонент:
(В группе появляется Фея Воздуха).
Фея: Ребята, от лица всего Королевства я хочу поблагодарить вас за то, что вернули Воздух. Спасибо, вам, ребята! Вы спасли нас от беды. А все потому, что Воздух необходим всему живому, без него нет жизни. Вы раскрыли важные свойства Воздуха, и теперь мы знаем, чем он может быть полезен. Вы добрые и умные ребята, у вас есть все для того, чтобы хорошо учиться в школе. А от меня вам подарок — книга «Занимательные опыты и эксперименты с воздухом». Приезжайте к нам в гости! До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Фея!
Воспитатель: Ребята, пора и нам возвращаться обратно. А вот и наш ковер — самолет. Садитесь на него скорее и полетим.
(Дети садятся на ковер)
Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Салтан» великого русского композитора Н. А. Римского — Корсакова «Полет шмеля».
4. Рефлексия.
Воспитатель. Ну что, ребята, понравилось вам путешествие в Воздушное Королевство? Что показалось интересным? Что особенно запомнилось? С какими свойствами воздуха вы познакомились? Какие новые слова узнали? Хотите еще посетить научную лабораторию Воздушного Королевства? Я думаю, Фея будет нам рада.