Любовь Коряженкова
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки, на которые не всегда легко ответить. Опыты и эксперименты в этом деле - отличные помощники. С ними сложные вещи станут простыми, термины понятными, а выводы приведут на порог самостоятельных открытий.
Великий российский ученый в области дошкольного образования, доктор психологических наук, академик Николай Николаевич Поддъяков рассматривает детское экспериментирование как основу детского творчества и саморазвития. Согласно его мнению, детское экспериментирование пронизывает все виды деятельности ребенка, в том числе и игровую, постепенно занимая статус ведущей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная а получение новых знаний и продуктов детского творчества. В опыте ребенок получает знания не как готовый результат, а как результат, приобретенный в процессе собственной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте в экологическом образовании основной задачей является выявление скрытых взаимосвязей, существующих в природе, зависимостей между явлениями природы и деятельностью людей. В опытах проявляется сознательная деятельность детей, направленная на познание природы.
В экспериментировании старшие дошкольники учатся мыслить, анализировать, выбирать способ решения задачи. У детей развивается пытливость, наблюдательность, познавательный интерес.
Опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления и речи ребенка, так как необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта.
По мнению П,П, Блонского, «обучать ребенка, это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводя ее до уровня нашей”. Поэтому важно подвести ребенка к самостоятельному открытию приемом постановки вопросов проблемного характера и методом создания проблемных ситуаций.
Для создания проблемных ситуаций используются следующие методические приемы:
1. Подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения;
2. Изложение разные точки зрения на один и тот же вопрос (вариативность мышления);
3. Рассматривание объект с разных позиций;
4. Побуждение детей к сравнению, обобщению и выводам;
5. Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.
В ДОУ используется следующая модель исследовательских технологий:
1. Создание проблемной ситуации;
2. Выдвижение гипотез — предположений;
3. Подбор материалов для проверки гипотез;
4. Проверка гипотез — что получилось при использовании материалов;
5. Формулировка выводов.
При организации детского экспериментирования на занятиях, прогулках, в режимных моментах — то, что не касается занятий, в кружковой работе, а также в работе с родителями, по мнению Н. Н. Поддъякова, важно учитывать следующие особенности:
1) детское экспериментирование свободно от обязательств (нельзя заставлять ребенка ставить опыты);
2) детское экспериментирование не подвержено строгому регламенту (допустимо короткое увеличение опыта по времени);
3) детское экспериментирование способствует общению детей друг с другом (речевое сопровождение опытов);
4) детское экспериментирование принимает во внимание право ребенка на ошибку (отсутствие требований правильных действий);
5)детское экспериментирование учитывает индивидуальные особенности детей (ярко и слабо выраженный интерес к опытам);
Все объекты эксперимента помещаются в равные условия. Для проведения опытов лучше, чтобы оборудование было у каждого ребенка. Наглядность происходящего поможет установить взаимосвязи и самостоятельно подтвердить выдвинутые предположения. При этом опыт должен быть доступным, интересным по содержанию и абсолютно безопасным.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе на тему:
«Путешествие в Воздушное Королевство».
Программное содержание:
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно - эстетическое развитие.
Цель: обобщить представления детей о необходимости воздуха для всего живого.
Программные задачи:
Образовательные:
· закреплять знания о живой и неживой природе;
· расширять представления о свойствах воздуха, его необходимости для всего живого;
· углублять знания о возможностях использования воздуха.
Развивающие:
· развивать память, внимание, логическое мышление, кругозор детей;
· формировать способности к обобщению;
· развивать умение работать с помощью символов. .
Воспитательные:
· воспитывать устойчивый интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
· формировать интерес к природе;
· воспитывать умение работать сообща.
· Словарная работа: «растворимый», «мышцы», «ветрогенератор», «ветряные мельницы».
Предварительная работа: НОД, проведение бесед на тему «Воздух», наблюдения за живой и неживой природой, чтение литературы "Энциклопедия "Все обо всем".
Используемые технологии: Триз - технология, технология исследовательской деятельности, игровая технология, технология решения проблемных ситуаций.
Методы организации образовательной деятельности:
Словесные: рассказ, беседа с элементами рассказа, метод постановки и решения проблемных ситуаций.
Наглядные: наблюдение, рассматривание, просмотр презентаций.
Практические: дидактическая игра, эксперимент, моделирование.
Методические приемы организации образовательной деятельности: побуждение к деятельности; объяснение, поощрение, обсуждение, вопросы проблемного характера, показ, опора на наглядность, опора на реальные объекты.
Демонстрационный материал:
· картинки с изображением рыб на поверхности воды; птиц, нахохлившихся на ветке зимой, и человека в теплой одежде зимой; комнатное растение под стеклянным колпаком, схемы - фиксации опытов, презентация к занятию.
· Раздаточный материал: карточки с изображением живой и неживой природы.
Оборудование:
· сосуд с теплой водой;
· 3 стакана;
· 2 банки;
· ватный диск;
· вата;
· пластмассовая тарелочка;
· салфетки;
· султанчик;
· интерактивная панель, фланелеграф.
Ход занятия:
1. Организационный компонент:
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя: Ребята, вам нравится знакомиться со свойствами воздуха? А хотите еще об этом узнать? Тогда послушайте письмо, которое я сегодня получила. Читает письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Фея Воздушного Королевства. Дело в том, что, в Воздушном Королевстве случилась беда. Все представители Живой Природы решили, что им не нужен Воздух, они могут прекрасно без него обойтись. Воздух обиделся и исчез. Если закончатся его запасы, в Королевстве станет нечем дышать. Исчезнут растения и насекомые, рыбы, птицы и животные, и само Воздушное Королевство. Чтобы вернуть Воздух, нужно доказать, что он всем необходим. Для этого вам нужно побыть учеными и посетить нашу научную лабораторию. Ребята, помогите, пожалуйста, нам вернуть Воздух, потому что одной мне не справиться. " Ну что, ребята, выручим жителей Воздушного Королевства, вернем им Воздух? (Да). Тогда садитесь на ковер - самолет, и полетим.
Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Салтан» великого русского композитора Н. А. Римского — Корсакова «Полет шмеля».
(Дети садятся на ковер).
2. Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели в Воздушное Королевство. Посмотрите, как здесь красиво! Какие необычные растения и животные! (Дети осматриваются вокруг). Похоже, наши приключения только начинаются.
Звучит музыкальный фрагмент, в группе слышен голос Феи Воздуха.
Фея Воздуха (невидимая): Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в Воздушном Королевстве. К сожалению, я не могу вас встретить, потому что исчез Воздух, а вместе с ним исчезла и я. Ребята, чтобы вернуть Воздух, нужно доказать, что он необходим. Задача непростая, но вы — умные ребята, и, я уверена, вы справитесь. Как только Воздух вернется, я тут же появлюсь перед вами. Поторопитесь, у вас всего 30 минут, после этого запасы Воздуха закончатся, и не будет Воздушного Королевства. Вы готовы? (Да). Для начала расскажите, что вы знаете о Воздухе.
Воспитатель: Ребята, что такое воздух?
Дети: Воздух - это смесь газов, которые необходимы для жизни на Земле.
Воспитатель: А зачем нам воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: А каким газом мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: Ребята, а какой газ мы выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: А что насыщает атмосферу кислородом?
Дети: Растения выделяют кислород.
Воспитатель: Ребята, а какие свойства воздуха вы знаете?
Дети: Воздух невидим, прозрачен, бесцветен. Он не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ни своей формы.
Воспитатель: Ребята, а если исчезнет воздух, мы с вами сможем дышать?
Дети: Нет, потому что вместе с воздухом исчезнет и кислород. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А кому еще, кроме человека, необходим кислород?
Дети: Растениям, насекомым, рыбам, птицам, животным.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А теперь скажите: Растения, люди, птицы, животные - это какая природа?
Дети: Живая природа.
Воспитатель: А чему воздух не особенно нужен?
Дети: Камням, воде, песку, горам.
Воспитатель: А это какая природа?
Дети: Неживая природа.
Воспитатель: Какой из этого мы с вами можем сделать вывод?
Дети: Воздух необходим всем живым существам.
Фея: Молодцы, ребята! Я вижу, вы многое знаете о Воздухе. Тем быстрее вы сможете его вернуть. А пока вам нужно выполнить первое задание.
1. Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе.
Воспитатель: Ребята, на столе лежат карточки с изображением живой и неживой природы. Воздух рассердился и поменял их местами. Нам нужно правильно все расставить. Давайте разделимся на две команды, выберем капитанов и подберем карточки, кому нужен и чему не нужен воздух.
(Дети подбирают карточки).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, все ли мы с вами правильно сделали, а капитаны нам об этом расскажут.
(Взаимопроверка в командах)
Капитаны команд: Воздух необходим растениям, птицам, рыбам, животным и человеку.
Фея Воздуха: Правильно, ребята, молодцы. Вы выполнили задание. Ребята, Воздух нужен не только для дыхания. У него есть и другие полезных свойств, узнав которые, вам будет легче его вернуть. Для этого я приглашаю вас в научную лабораторию Воздушного Королевства.
Воспитатель: Ребята, перед началом экспериментов давайте повторим правила безопасного поведения в научной лаборатории.
Михаил: Без разрешения воспитателя ничего не трогать.
Мария: Соблюдать тишину, не мешать работать остальным.
Наталья: Нельзя пробовать содержимое сосудов.
Анна: Аккуратно обращаться с оборудованием и убирать все на место.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
На экране интерактивной панели - изображение объекта живой природы - рыбы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в воде есть жизнь? Почему там живут водоросли, плавают рыбы, моллюски и другие обитатели?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что случилось?
Дети: Рыбы всплыли на поверхность воды и открывают рты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Фея: Рыбы решили, что им не нужен воздух, потому что у них есть вода. Воздух обиделся и исчез. А вы как думаете, нужен рыбам воздух или нет?
Дети: Нужен, чтобы дышать.
Воспитатель: Чтобы вернуть рыбам воздух, нужно обнаружить его в воде. Для этого мы проведем опыт.
(Дети садятся за столы)
1. Эксперимент "Воздух растворяется в воде"
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух растворяется в воде.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним знакомые свойства воздуха. У меня на столе пустой стакан. Как вы думаете, там есть воздух?
Дети: Есть, но мы его не видим, потому что он - невидим.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А теперь давайте наполним стакан теплой водой из сосуда и понаблюдаем за ней. Что вы видите?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Ребята, что это за пузырьки?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. Пузырьки - это и есть наш воздух. Пошли пузырьки, и мы его видим. Ребята, а теперь пузырьки есть в воде? Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети предлагают варианты ответов - пузырьки исчезли, растворились в воде.
Воспитатель: Правильно, ребята. В стакане был воздух, мы налили в него воды, воздух растворился, и пузырьки вышли. Воздух есть в воде, только мы его не видим, потому что он растворяется в воде. Точно так же, когда ваши мамы и бабушки добавляют в бульон соль, она растворяется в нем, и бульон становится соленым. Таким невидимым воздухом дышат рыбы, водоросли, моллюски и другие обитатели. Что мы доказали эти опытом?
Дети: Воздух растворяется в воде.
Вывод: воздух растворяется в воде.
Воспитатель: А что мы теперь можем сказать о существовании воздуха?
Дети: Воздух есть в воде.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Посмотрите, мы вернули рыбам воздух, и они, довольные, уплыли.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опыта).
Фея: Молодцы, ребята! Вы обнаружили Воздух в воде.
На интерактивной панели - растения с поникшими листьями.
Воспитатель: Ребята, у нас мало времени, давайте быстрей возвращать Воздух. Посмотрите на экран. Какие потребности растений вы видите?
Дети: Солнце, почва, вода.
Воспитатель: Для чего им это нужно?
Дети: Для тепла, питья, питания.
Воспитатель: Но у растений поникли листья. Как вы думаете, почему это произошло?
Дети предлагают варианты ответов, один из которых - растение не полили.
Воспитатель: А вот давайте проведем опыт и узнаем ответ на этот вопрос.
2. Эксперимент "Воздух поддерживает дыхание"
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух поддерживает дыхание.
(Воспитатель выставляет комнатное растение под стеклянным колпаком с поникшими листьями).
Воспитатель: Ребята, мы вчера накрыли растение в горшке стеклянным колпаком, полили его предварительно и поставили на окно, к свету. Посмотрите, что случилось?
Дети: Растение все равно листики опустило.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Почему мы говорим, что растения - это живые существа?
Дети: Растения растут, питаются, размножаются, дышат.
Воспитатель: А чем они дышат?
Дети: Воздухом, кислородом!
Воспитатель: А сейчас растение может дышать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что ему не хватает воздуха.
Воспитатель: Мы перекрыли в растение доступ воздуха. Растение использовало весь воздух, и все. Воздуха нет - растение не может жить. Что мы доказали этим опытом?
Дети: Без воздуха растение жить не может.
Воспитатель: Правильно, ребята. А какое свойство воздуха помогает ему жить?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель: Воздух имеет свойство поддерживать дыхание.
Вывод: Воздух имеет свойство поддерживать дыхание.
Воспитатель: Ребята, давайте мы откроем растение. Теперь оно сможет дышать. Посмотрите на экран, мы вернули растениям воздух, и они расправили листья.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Дошкольный возраст важный этап на пути к познанию природы на котором взрослым тоже найдется место](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590597903.jpg)
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опыта).
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что Воздух необходим растениям. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкульт минутка (проводит ребенок):
(Дети выполняют движения возле столов в соответствии со словами ведущего)
Ветер дует нам в лицо -
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише -
Деревцо все выше, выше.
На интерактивной панели - птицы, нахохлившиеся на ветке.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки на которые не всегда легко ответить](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590599106.jpg)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух нужен только для дыхания или для чего - то еще?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Почему птицы сидят, нахохлившись на ветке?
Дети: Им холодно.
Воспитатель: Что помогает птицам, животным и человеку не замерзать зимой?
Дети предлагают варианты ответов, один из которых - шуба.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Опыты и эксперименты в этом деле отличные помощники](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590598939.jpg)
Воспитатель: А давайте посмотрим, как шуба помогает сохранить тепло.
3. Эксперимент "Воздух сохраняет тепло" I часть.
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух может сохранять тепло.
Воспитатель: Ребята, у нас на столе сосуд с теплой водой, два стаканчика, ватный диск, кусочек ваты, салфетки и 2 банки. Сейчас мы с вами будем делать "ватную шубку" для воды. Давайте будем работать в парах. Ребята, для начала давайте наполним оба стакана теплой водой.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 С ними сложные вещи станут простыми термины понятными а выводы приведут на порог самостоятельных открытий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590602566.jpg)
Теперь оба стаканчика плотно закроем крышками, чтобы тепло не уходило.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Согласно его мнению детское экспериментирование пронизывает все виды деятельности ребенка в том числе и игровую постепенно занимая статус ведущей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590600684.jpg)
Поставим один стаканчик на ватный диск, чтобы «шубка» его везде окружила.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Темочки Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590599726.jpg)
Возьмем кусочек ваты на тарелочке, немного растянем, чтобы «шубка» получилась пушистой. Наденем шубку на стаканчик так, чтобы она его полностью закрыла.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Все конспекты Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590600768.jpg)
А теперь мы накроем стаканчик баночкой.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Образовательная технология Опытно экспериментальная деятельность Подготовительная группа Экспериментирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590600904.jpg)
Другой стаканчик без "шубки" тоже накроем баночкой и будем наблюдать, что у нас получится.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В опыте ребенок получает знания не как готовый результат а как результат приобретенный в процессе собственной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590607573.jpg)
4. Эксперимент «Ветер — движение воздуха»
Цель: подвести детей к выводу о том, что ветер — это движение воздуха.
Воспитатель: А можем ли мы с вами почувствовать воздух?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Давайте выпустим воздух из шарика себе на ладонь. Пусть он погуляет на ней. Что вы почувствовали?
Дети: Ветер.
Воспитатель: А как вы его почувствовали?
Дети: Он подул, по дуновению.
Воспитатель: А почему он подул?
Дети: Потому что мы его выпустили из шарика.
Воспитатель: Что мы выпустили из шарика?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Что стал делать воздух, когда выходил из шарика?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Когда мы выходим или ходим, что делают наши мышцы?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Правильно. А когда воздух выходил, что он делал?
Дети: Двигался.
Воспитатель: Так по какому действию воздуха мы почувствовали ветерок?
Дети: По движению.
Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух был заперт в шарике, потом вырвался на свободу. Получилось движение воздуха, которое мы называем ветер. Он подул на ладошку, и мы его почувствовали. Какой мы с вами можем сделать вывод? Что такое ветер?
Дети: Ветер — это движение воздуха.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Ветер — это движение воздуха.
Вывод: ветер — это движение воздуха.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 В старшем дошкольном возрасте в экологическом образовании основной задачей является выявление скрытых взаимосвязей существующих в природе зависимостей между явлениями природы и деятельностью людей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590598152.jpg)
5. Эксперимент «Воздух может двигать предметы»
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух может двигать предметы.
Воспитатель обращает внимание детей на султанчики:
- Ребята, давайте посмотрим, что умеет делать ветер. Как мы можем получить ветер?
Дети: Нужно привести воздух в движение.
Воспитатель: А как мы с вами можем привести воздух в движение?
Дети: Помахать руками, подуть.
Воспитатель: Давайте сделаем сильный ветер. А теперь слабый ветерок. Что произошло с султанчиками?
Дети: Они зашевелились, стали двигаться.
Воспитатель: А почему они стали двигаться? Что их расшевелило?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Ребята, а что такое ветер?
Дети: Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о свойстве воздуха?
Дети: Воздух двигается сам и может двигать предметы.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
Вывод: воздух двигается сам и может двигать предметы.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опытов).
Воспитатель: Ребята, а как растения могут использовать ветер?
Дети: Растения размножаются с помощью ветра. Например, рожь и кукуруза. Береза, тополь и осина. Ветер подхватывает пыльцу и несет ее на соседние растения. Так происходит опыление.
Воспитатель: А как еще растения могут использовать ветер?
Дети: Ветер дует и помогает деревьям сбрасывать листву, чтобы они могли подготовиться к зимней спячке.
Воспитатель: А что может произойти, если растения не сбросят листву?
Дети: Листья могут погибнуть от жажды, потому что корни не втянут влагу из замерзшей земли. Если снег упадет на листву, он ее поломает. Поэтому деревья сбрасывают листву.
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что воздух помогает растениям.
Воспитатель: А как человек может использовать ветер?
Дети: Ветер надувает паруса и заставляет корабль двигаться. Человек использует ветряные мельницы. Ветер дует и перемалывает зерно, получается мука, из которой пекут хлеб.
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что воздух помогает человеку.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинку с изображением ветрогенератора).
Воспитатель: Ребята, чтобы получить электричество, люди выставляют ветрогенераторы. Давайте повторим это слово. Ветер дует, и вырабатывается электрическая энергия. Так человек использует ветер.
6. Эксперимент «Воздух сохраняет тепло» II часть.
Цель: подвести детей к выводу о том, что воздух сохраняет тепло.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Аккуратно поднимите баночки, снимите шубку со стаканчика, и потрогайте водичку. Что вы можете сказать? Одинаковая или разная вода в стаканах?
Дети: В стаканчике, который был накрыт ватой, вода осталась теплой. В стаканчике, который не был накрыт ватой, вода остыла.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 В опытах проявляется сознательная деятельность детей направленная на познание природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590600989.jpg)
Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Между частичками ваты находится воздух, который закрывает тепло, не давая ему выйти. Поэтому вода в водичке не остыла. Второй стаканчик был без шубы, поэтому водичка в нем остыла. Вот почему звери, птицы и мы с вами не замерзаем зимой, надевая теплую шубку. Нас согревает не шуба, а воздух, который в ней находится. Что мы доказали этим опытом?
Дети: Воздух сохраняет тепло.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
Вывод: Воздух сохраняет тепло.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе схему фиксации опыта).
Воспитатель: Воздух сохраняет тепло, поэтому он необходим птицам, животным и нам с вами. Посмотрите на экран. Мы вернули птицам воздух, и они согрелись.
Фея: Молодцы, ребята! Вы доказали, что воздух заботится о птицах и животных.
Воспитатель: Ребята, а как мы с вами может заботиться о птицах и животных?
Дети: Мы можем вывешивать кормушки и подкармливать птиц зимой: голубей - хлебными крошками, синичек - салом, воробышков - пшеном, семенами, снегирей и свиристелей - ягодами рябины.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 В экспериментировании старшие дошкольники учатся мыслить анализировать выбирать способ решения задачи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590608440.jpg)
Лесники создают лесные хозяйства и подкармливают сеном лосей, зайцев. Белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы и подсолнуха.
Воспитатель: Для животных лесники оставляют возле кормушек срубленные молодые осинки и соль — лизунец. Лоси лакомятся солью, как мы с вами сладостями.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 У детей развивается пытливость наблюдательность познавательный интерес](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1078925-1590597679.jpg)
Воспитатель: Ребята, а как человек может использовать свойство воздуха сохранять тепло?
Дети: Люди шьют ватные одеяла, чтобы им было тепло.
Воспитатель: Аня, а почему нам тепло под ватным одеялом?
Аня: Потому что вата пушистая, а в пушистых вещах много воздуха, который сохраняет тепло.
Воспитатель: Правильно, а как еще человек использует это свойство воздуха? Василий: Люди надевают теплые вещи, в которых много воздуха, и не мерзнут зимой.
Воспитатель: Ребята, воздух сохраняет не только тепло, но и холод. Когда ваши мамы размораживают холодильник, они заворачивают мясо в полотенце. Как выдумаете, для чего они это делают?
Дети: Чтобы мясо не разморозилось.
Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух сохраняет и тепло и холод, он имеет свойство поддерживать температуру организма.
Воспитатель: Ребята, давайте обобщим с помощью схем, какими свойствами обладает воздух.
Дети обобщают свойства воздуха, глядя на схемы: воздух поддерживает дыхание, сохраняет тепло и холод, растворяется в воде, придает форму предметам, может двигаться сам и двигать предметы.
Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать об отношении к воздуху?
Дети: Нужно оберегать воздух.
Воспитатель: А что значит оберегать воздух?
Дети: Мы можем выращивать растения и ухаживать за ними, регулярно проветривать группу, заботиться о чистоте улиц, не мусорить.
Воспитатель: Ребята, а какой вред от мусора?
Дети: В мусоре содержатся вредные вещества, которые загрязняют атмосферу.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
3. Заключительный компонент:
(В группе появляется Фея Воздуха).
Фея: Ребята, от лица всего Королевства я хочу поблагодарить вас за то, что вернули Воздух. Спасибо, вам, ребята! Вы спасли нас от беды. А все потому, что Воздух необходим всему живому, без него нет жизни. Вы раскрыли важные свойства Воздуха, и теперь мы знаем, чем он может быть полезен. Вы добрые и умные ребята, у вас есть все для того, чтобы хорошо учиться в школе. А от меня вам подарок — книга «Занимательные опыты и эксперименты с воздухом». Приезжайте к нам в гости! До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Фея!
Воспитатель: Ребята, пора и нам возвращаться обратно. А вот и наш ковер — самолет. Садитесь на него скорее и полетим.
(Дети садятся на ковер)
Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Салтан» великого русского композитора Н. А. Римского — Корсакова «Полет шмеля».
4. Рефлексия.
Воспитатель. Ну что, ребята, понравилось вам путешествие в Воздушное Королевство? Что показалось интересным? Что особенно запомнилось? С какими свойствами воздуха вы познакомились? Какие новые слова узнали? Хотите еще посетить научную лабораторию Воздушного Королевства? Я думаю, Фея будет нам рада.