Валентина Ерёмина
«Наши помощники — глаза». Конспект ООД по знакомству со строением глаза в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши помощники – глаза».
Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей.
Задачи:
Образовательные: помочь определить, зачем человеку глаза, определить помощников глаз, определить качество зрения при использовании обоих глаз.
Развивающие: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение сосредотачиваться на поставленной задаче, содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в коллективе.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое, социально – коммуникативное.
Виды детской деятельности: игровая, музыкально – художественная, продуктивная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением строения глаза, платки для завязывания глаз, «Чудесный мешочек».
Раздаточный материал: Зеркала, листы бумаги, салфетки.
Ход ООД.
Ритуал приветствия:
Воспитатель. – Здравствуй (имя ребенка, я рада тебя видеть! И т. д.
(дети стоят в кругу держаться за руки)
- Мы стоим рука в руке
Вместе мы - большая лента.
Можем мы большими быть (Руки вверх)
Можем маленькими быть (присесть).
Но никто один не будет (руки вверх).
- Ребята, вы у меня очень любознательные, вы всегда задаете много вопросов, а сегодня я вам хочу задать вопрос. А вопрос мой будет в виде загадки.
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора
Назови их, детвора (Глаза)
- Правильно. А для чего нужны глаза? (Ответы детей)
- Благодаря глазам, мы можем видеть все, что нас окружает. Давайте рассмотрим строение глаза.
- Глаз похож на маленькое яблоко, которое надежно спрятано с глубокую норку – глазница, а наружу выглядывает только его часть. Закрывают эту норку специальные дверца, под названием - веко. Потечет пот со лба, его остановит «изгородь» из бровей. А если пылинки сядут на глаз, то их «слизнет» моргающее веко, т. к. с внутренней стороны оно влажное. Работа наших век похожа на работу «дворников» на переднем стекле автомобиля. А если глазам будет грозить опасность, то веки быстро закроются, чтобы защитить их. Когда человек рассматривает предмет, то глазное яблоко движется вверх, вниз, вправо, влево, как бы ощупывая его. То, что мы видим на лице – это не весь глаз, а лишь небольшая его часть.
- Снаружи мы видим белковую и радужную оболочку. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета: голубого, синего, зеленого, карего, черного и серого цвета В самом центре радужной оболочки находится зрачок. Зрачок реагирует на свет.
- Ребята, подумайте и скажите. Человек может видеть в темноте? (ответы детей)
- Вот сегодня мы это и проверим (дети садятся)
(воспитатель завязывает всем детям глаза, сама бесшумно совершает некоторые действия)
- Что я держу в руке? (ответы детей)
- Что я сейчас делаю? (ответы детей)
- Снимите, пожалуйста повязки, вы что-нибудь видели? (ответы детей)
- Какой же мы с вами сделаем вывод? (ответы детей)
Вывод: глаза в темноте не видят.
- А сейчас давайте с вами поиграем. Игра называется «Жмурки».
(воспитатель назначает водящего, дети играют в игру).
- Ребята, хорошо поиграли. Водящие, что-то видели? (нет) Но что-то вам помогало в игре? Как вы думаете, что? (Уши)
- Правильно, ребята, когда глаза не видят им помогают уши.
(воспитатель предлагает еще одну игру «Чудесный мешочек»)
- Нужно определить на ощупь геометрические предметы и игрушки.
- Пойдет Маргарита. Маргарита, какой предмет ты определила на ощупь (кубик)
- Как вы думаете, что помогало Маргарите (пальцы)
Подумайте и скажите, а могут эти помощники – уши и пальцы определить цвет игрушки? (ответы детей)
- А почему? (мы не видим эти предметы)
Вывод: у глаз есть помощники – уши и пальцы.
(дети садятся за столы)
- Ребята, сама природа побеспокоилась о глазах людей. Давайте осторожно потрогаем свои глаза. Что вы чувствуете под рукой? (ответы детей)
- Да, пушистые ресницы, сверху брови. У вас на столах лежат зеркала, возьмите зеркало и посмотрите на себя.
- Давайте попробуем описать свои глаза. Какого они цвета? Какого размера? Какой формы? (ответы детей) Попробуйте по цвету глаз найти себе пару.
- А сейчас я прочитаю вам стихотворение Нелли Кнушевицкой «Глаза»
Умеют они и грустить, и смеяться
Умеют они чудесам удивляться
Цветущей ромашке и мотылькам
Белым корабликам – облакам.
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Все замечают зоркие глазки,
Но чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепче скорее закрыть их должны.
- А сейчас мы поиграем с вами в игру «Узнай мое настроение по глазам» (выражение разных эмоций) Для этого детям предлагается взять лист бумаги и закрыть им нижнюю часть лица и выполнить следующие действия:
Поднять бровь – опустить,
Закрыть глаза – открыть,
Произвести движения вверх, вниз, вправо, влево,
Показать радость, спокойствие, удивление, страх, грусть.
Глаза называют зеркалом души,
Они могут отражать характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правдивый или лживый.
- Ребята, а как вы думаете, что лучше смотреть одним глазом или двумя? (ответы детей)
- А мы сейчас проверим.
Воспитатель проводит опыт: завязать один глаз ребенку, сидящему в центре и не поворачивая головы, назвать всех детей. Затем закрываем другой глаз.
- Скажите, как лучше смотреть одним глазом или двумя? (ответы детей)
Затем задание выполняют все дети. Закрыть глаз ладошкой и не поворачивая головы назвать что увидели. Затем другой глаз.
Вывод: двумя глазами видишь большую плоскость наблюдения.
- Верно, дети, у людей по два глаза, расположенные на расстоянии друг от друга. И человек не может одним глазом увидеть другой свой глаз.
- Ребята, а как вы думаете, глаза нужно беречь? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- А как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (ответы детей)
- Давайте с вами составим правила хорошего зрения:
-сидеть прямо,
-аккуратно работать с ножницами,
-нельзя тереть глаза грязными руками,
-ухаживать за глазами,
- выполнять гимнастику для глаз.
- Сейчас мы с вами выполним гимнастику для глаз
(дети с воспитателем выполняют гимнастику для глаз)
- Вот видите, ребята, сколько нового вы узнали.
-А что из нашего занятия вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
- Спасибо вам, что помогли ответить мне на мой вопрос.
Ритуал прощания.
- Протяните руки вперед и соедините их в центре круга.
закройте глаза. Тихо так постоим и попытаемся себя прочувствовать теплым солнечным лучиком, открываем глаза, скажем друг, другу, до свидания.