Дина Кузьменко
Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по опытному экспериментированию
на тему:«Химические превращения"
Автор конспекта ННОД: КузьменкоД. Т. ,воспитатель высшей квалификационной
категории,ЦРР - детский сад №11 ЛГО г. Лесозаводск.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
-Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения.
Публикация «Конспект ННОД по опытному экспериментированию „Химические превращения“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
-Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом.
-Учить использовать различные способы исследования веществ и выявление их свойств методом эксперимента.
-Развивать познавательно – исследовательский интерес.
-Совершенствовать речь детей как средство общения.
-Учить детей точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.
-Приучать детей к самостоятельности суждений.
-Продолжать совершенствовать умение участвовать в диалоге.
-Воспитывать культуру речевого общения.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально – нравственное воспитание»:
-Закреплять правила безопасного обращения с веществами, соблюдать меры предосторожности и оценивать степень опасности.
Совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, и позитивных установок к экспериментальной работе.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
- способен сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности
- обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
- любознательный, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Оборудование:
Одноразовые фартуки, шапочки, пипетки по количеству детей, ватные палочки, стакан, тарелка, большой поднос, 12 маленьких тарелочек, картофелина и яблоко, порезанные на12 кусочков, йод медицинский; измельченный мел, раствор уксусной кислоты; макет «вулкана», сода пищевая, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты; молоко.
Занятие проводится с подгруппой детей 12 человек
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
Дети с воспитателем входят в группу, где стоят столы с оборудованием для проведения опытно –экспериментальной деятельности.
-Ребята, а вы знаете, что такое химия (Ответы детей)
-Химия – это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о превращениях веществ. Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция. И это мы с вами сегодня увидим.
-В жизни химия нужна, как предмет она важна.
Что химия – волшебница, знают все на свете,
Ждут многого от химии и взрослые и дети.
Но, чтоб волшебниками стать надо очень много знать.
_А кто такие исследователи (Ответы детей).
-Исследователи – это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными предметами и веществами, изучают вещества и тайны окружающего мира.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня стать исследователями в химической лаборатории. Хотите?
-Но я хочу вас предупредить, что «в лаборатории химической есть много реактивов- они все очень разные опасные и нет, с ними обращаемся всегда мы осторожно, и правило простое знаем все на«5»:Без разрешения руководителя в руки никогда и ничего не брать!»
-Давайте хором повторим правило исследователей. Молодцы!
-А сейчас подойдем к столам. На стульчиках для вас приготовлены фартуки и шапочки. В такой специальной одежде работают в химической лаборатории исследователи.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Опыт №1.«Взаимодействие мела и уксусной кислоты. Получение углекислого газа.»
-Ребята, у меня в тарелочке мел. Что такое мел? (Ответы детей).
-Мел – это вещество, бывает разного цвета, им можно писать, чертить, рисовать, он хрупкий, крошится, его можно измельчить, если положить в воду, он растворяется. Его используют в школе для письма на доске, для рисования и в строительстве – добавляют в разные смеси для крепости.
- А в бутылочке у меня налита уксусная кислота. Это опасное вещество. Что вы о ней знаете? (Ответы детей).
- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.
-Сейчас я покажу, как взаимодействуют эти два вещества – мел и уксус. Они очень разные. Итак, смотрим. (Добавляю в тарелочку с мелом уксусную кислоту.) Что произошло? Ответы детей.
-Раствор зашипел и стал пениться, закипел. Кто знает, какое вещество появилось в результате взаимодействия мела и уксусной кислоты? (Ответы)
- В итоге получился углекислый газ. Что такое углекислый газ?
-Это газ, который выделяет человек при дыхании и деревья в темное время суток. Мы его не видим. Он содержится в воздухе, им газируют напитки.
Опыт №2. «Извержение вулкана».
- Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана».
-Мы с вами заранее сделали макет вулкана. Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы).
- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.
- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.
Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи мела и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.
Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.
(О веществах сначала выслушиваю версии ответов детей)
- Что такое сода?
- Сода – это вещество белого цвета. Его используют для чистки предметов в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что – то пекут, она растворяется в воде.
- Что такое пищевой краситель?
- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.
- Что такое жидкость для мытья посуды?
- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.
- Что такое лимонная кислота?
- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.
- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. Миша в жерло нашего «вулкана» насыпет сухую соду. Маша добавит сухой пищевой краситель. Юля вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)
-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.
- А что это за пузырьки? (Ответы детей)
-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.
Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.
- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)
Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.
Физминутка. (с движениями)
- Что такое химия? Химия – наука,
Мы ее изучим без труда и скуки.
Если будет сложно – унывать не станем,
Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.
Мы изучим свойства всех веществ вокруг,
Опыты поставим – это сложный путь.
Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:
- Все вопросы сложные в жизни мы решим!
Опыт № 3.«Получение синего йода».
- Мы переходим к нашему следующему опыту. Его вы проведете каждый самостоятельно.
Он называется «Синий йод». Для этого опыта у нас есть картофель, яблоко и йод. Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится вот это вещество (показываю).Оно называется крахмал.
-Давайте рассмотрим крахмал и назовем его свойства. (ответы детей)
-Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль.
-Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где – нет.
Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).Сейчас проверим это опытным путем.
-Ребята, что такое картофель (Ответы).
-Картофель – это овощ, растет в земле, является пищей для человека.
А это – йод. Что такое йод?
- Йод – лечебный препарат, им обрабатывают царапины и раны, чтобы они не загноились.
-Ребята, сейчас пипеткой каждый из вас капнет йод на разрезанные дольки картофеля и яблока. Смотрим, что происходит?
- Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет. Почему?
- Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках крахмала нет, поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.
Опыт №4. «Рисование на молоке».
- Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке».
-Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды.
Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.
- Что такое молоко (Ответы).
- Молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.
- Что такое пищевой краситель (Ответы).
- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.
-Сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевой краситель, если их соединить вместе.
Сели удобно за столами. Приготовились.
-Перед вами стоят тарелочки с молоком. Берем ложечки, очень аккуратно берем из чашечки пищевой краситель. И добавляем его в молоко. Что происходит? (Ответы).
-Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры, снежинки.
Продолжаем опыт. Взяли каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки.
Что мы видим?
Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги. Почему так происходит (Версии ответов детей).
Давайте сделаем вывод:
- Мыло разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.
-Вам понравилось сегодня быть исследователями?
Давайте подведем итоги. –
Что мы узнали нового? (Ответы).
-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились (Ответы).
-Ребята, химия для нас – большой и сильный друг,
И мы понять обязаны,
Что с ней навечно люди связаны.
И эту силу мы должны использовать с умом,
Чтоб нам не стало горестно потом.
-А еще в любой химической лаборатории нужно соблюдать правила безопасного обращения с разными веществами.
-Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.
-А сейчас мы снимем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы «Б». Всем спасибо!