Трубина Антонина Николаевна
«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.
Задачи: Расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках, учить различать и называть зимующих птиц, закрепить знания детей о том, чем питаются зимующие птицы.
I. Организационный момент.
1. Создание игровой мотивации.
-Здравствуйте, дорогие ребята!
В небесах они летают,
На деревьях восседают
И живут и там, и тут.
А еще они поют,
Как одежду перья носят,
Радость в нашу жизнь привносят (Птицы)
-Молодцы, угадали загадку.
Скажите, а вы хотите узнать о птицах больше (Да)
Дети из младшей группы передали нам письмо.
Давайте я вам его прочитаю.
ПИСЬМО: " Ребята, мы дети младшей группы. Гуляя на прогулке зимой мы наблюдали много разных птиц. А как их зовут, чем они питаются мы не знаем. Помогите нам пожалуйста. "
-Ребята кто написал нам письмо? (Ответы детей)
- Правильно, его прислали дети младшей группы, которым нужна помощь.
- Что они хотят узнать? Сможем ли мы им помочь
-Мы с вами сделаем паспорт зимующих птиц для младшей группы.
Я думаю он поможет им узнать о зимующих птицах и помочь им.
-Ребята как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)
-Правильно.
-Давайте вспомним как из зовут (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).
-А почему когда наступает зима они улетают от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)
- А как мы называем птиц, которые с нами зимуют? (зимующие птицы).
-Что бы вспомнить зимующих птиц, я предлагаю вам отгадать загадки.
Загадки про зимующих птиц.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Это кто там, на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик —
Чик-чирик да чик-чирик? (Воробей)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
II. Основная часть.
1. Беседа о зимующих птицах
- Давайте вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, у них есть крылья)
-Какие ещё части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).
-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.)
Предлагаю вам немного поиграть «Четвертый лишний»
Цель: учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные».
Перед вам картинки птиц, ваша задача найти лишнюю птицу.
И сказать почему она лишняя.
• Воробей, ласточка, сорока, синица.
• Голубь, дятел, снегирь, грач.
• Сорока, воробей, соловей, дятел.
• Ворона, скворец, сова, галка.
• Клёст, воробей, свиристель, кукушка.
-Молодцы ребят, справились с заданием!
-Каких птиц мы называем зимующими? Почему они остаются зимовать с нами?
- Правильно, ребята. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму пернатым друзьям.
-Как люди могут помочь зимующим птицам?
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка
Снежок порхает, кружится, (взмахивают руками, кружатся)
На улице бело.
И превратились лужицы (приседают)
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики, (встают, руки поднимают вверх)
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки, (руки соединяют над головой)
На ветках снегири! (руки вверху, пальцы растопырены – «ветки»)
Д/И «Верю – не верю»
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру
Возьмите сигнальные карточки.
Если я говорю верный ответ, то вы поднимаете синий огонёк.
Если не верный ответ, то красный.
У птицы тело покрыто шерстью?
У птицы есть клюв?
У синицы жёлтая грудка
У воробья длинный клюв. (не верно)
У сороки короткий хвост?
Снегири любят сало (не верно) любят ягоды рябины
Ворона – это маленькая птичка?
Молодцы не ошиблись.
Паспорт зимующих птиц.
ВОРОБЕЙ
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Ответы детей)
-Правильно это Воробей. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Питается семенами, в меньшей степени насекомыми.
СИНИЦА
• Я зимой люблю кормушки, как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу, от одной к другой лечу.
Желтогрудая я птичка, и зовут меня (Синичка)
(Ответы детей).
-Правильно это синица.
- Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Около кормушек ведет себя достаточно осторожно. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают зимой кормушки.
ДЯТЕЛ
В красной шапочке приятель,
Кто стучит всё время?.
Дятел
(Ответы детей).
- Правильно, ребята! Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. Зимой кормится семенами сосны и ели, частый посетитель птичьих кормушек в парках. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и стучит по ней сильным клювом, доставая семена.
СОРОКА
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Сорока)
- По-разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы. С наступлением осени сороки собираются в стаи. Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям. Небольшие группы зимующих сорок кормятся обычно на свалках и мусорных контейнерах.
ГОЛУБЬ
Сизый - дикий, каждый знает.
И почтовым он бывает!
Очень нежный, очень смелый
Символ мира – это белый. (Голубь)
- Эти птицы селятся большими стаями. Голуби очень хорошо запоминают места, где их подкармливаю.
- Питаются растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
-Садитесь на свои места.
Игра «На кормушке»
У вас На столе разложены картинки с изображением птиц, ваша задача поместить зимующих птиц на кормушку, а перелетных на дерево.
Беседа о видах корма.
-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола? (Ответы детей)
-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.
-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы и наклеим к нашим птичкам
-Чем же любит питаться воробей?
-Давайте выберем картинки с подходящим кормом. (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) пшено, просо, овёс, крошки белого хлеба, пшеница, семечки подсолнечника, арбуза, пшеничные отруби
-Чем предпочитает питаться синица? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) несолёное сало и мясо, семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни, просо, овёс
-Что любит есть дятел? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) жёлуди, шишки, орехи, несолёное сало, семена сосны и ели, сухофрукты, семена арбуза и дыни
-Чем питаются сороки (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) всеядны, любые остатки пищи, крошки, зерно, семена растений, и др
-Что предпочитают голуби? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) крошки белого хлеба, семена подсолнечника, просо, овёс, пшеница, крупу
-А чем нельзя подкармливать птиц? (Ответы детей)
-Молодцы. Теперь наш паспорт зимующих птиц готов.
III. Рефлексия.
-Наше занятие подходит к концу.
- Давайте вспомним кем мы были сегодня с вами?
- Кому мы помогали с вами?
-Что мы сделали для младших детей?
- Для чего им пригодится паспорт зимующих птиц? (Ответы детей)
-Давайте передадим им "Паспорт зимующих птиц, который мы составили"