светлана антонова
Конспект занятия по экспериментированию «Исследовательский институт» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Задачи:
- Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Исследовательский институт“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы: фартуки, халаты, эмблемы, магниты, лупы, сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты, предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, листья, песок, кора деревьев.
Предварительная работа: игры с магнитом, лупой, рассматривание объектов живой, неживой
природы, проведение несложных опытов.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в
исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я в старшего
научного сотрудника, а вы в младших. У нас сегодня с вами особенная профессия
– ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?
Ответы детей.
- Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том,
что происходит вокруг.
Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? (Ученые проводят опыты, эксперименты).
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.
Воспитатель: Только для начала вспомним правила поведения в лаборатории
• Внимательно слушать старшего научного сотрудника
• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
• Аккуратно пользоваться емкостью для воды
• Поддерживать порядок на своем рабочем месте
• После каждого опыта делать вывод
Без разрешения запрещается
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель Опытов будет 3, нам необходимо разделиться на 3 группы. Для этого вам нужно подойти к столу и взять эмблемы, затем подойти к своей лаборатории. У каждой из команд будет свой «научный руководитель». Как вы думаете, какие у него обязанности (контролирует ход эксперимента, дает советы)
(Дети делятся на 3 группы, назначается «научный руководитель»).
(На столах у каждой группы лежат карточки с алгоритмом выполнения опыта, оборудование для проведения опыта)
Воспитатель: пока наши научные руководители готовятся к проведению опыта, я на правах старшего сотрудника предлагаю вам всем вместе провести Опыт который называется «Радуга»
Гипотеза: Вода может подниматься вверх против силы тяжести
Для опыта нам понадобится: 7 маленьких одноразовых стаканчиков, салфетки, красители, вода.
1В стаканы через 1 добавим воду и закрасим ее (красный, желтый, синий, красный.
2 Затем свернем салфетку в жгут и вставим концы в стаканы. Так как для проведения этого опыта потребуется много времени мы займемся опытом «Извержение вулкана».
Вывод: Происходит это потому, что частицы воды сильнее притягиваются к частицам бумаги, чем друг к другу. В природе это – капиллярные явления.
И так приступаем к работе.
Опыт «Извержение вулкана».
- Наш опыт называется «Извержение вулкана».
-Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)
-Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)
- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.
Гипотеза: я думаю, что в домашних условиях можно создать мини – вулкан.
Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья
посуды, и раствор лимонной кислоты.
- Что такое пищевой краситель?
- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в
пищу и напитки для изменения цвета.
- Что такое жидкость для мытья посуды?
- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.
- Что такое лимонная кислота?
- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус,
растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении
еды.
- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. 1 реб. Добавит в пробирку
сухую соду. 2 реб. добавит сухой пищевой краситель. 3 реб.
вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор
лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что
происходит (Ответы детей)
-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.
- А что это за пузырьки? (Ответы детей)
-Это мы опытным путем получили углекислый газ.
Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву
настоящий проснувшийся вулкан.
- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)
Вывод: Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В
результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и
раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он
выделяется в виде пузырьков и бурлит.
Опыт знакомство с лупой.
Выполнение практического задания
Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.
Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.
Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2—3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым.
Опыт «Все ли притягивает магнит?»
Воспитатель: какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины). Дети берут по одному предмету, называют его и подносят к нему магнит. Затем зарисовывают схематично, какие предметы притягиваются, а какие нет.
Вывод: притягиваются только железные предметы
Опыт «Взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: а что произойдет, если поднести магниты друг к другу?
Дети проверяют, поднеся один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.
Воспитатель А сейчас немного отдохнём.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Воспитатель: А теперь предлагаю каждому из «научных руководителей» выступить и рассказать о проводимом опыте.
От каждой группы опыт показывается остальным детям, делается вывод.
Воспитатель: А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вашему вниманию опыт с электрическим током
Итог. Рефлексия.
Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?
Какие опыты сегодня мы с вами провели?
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Кому можно рассказать и показать наш опыт?