Андреева Ульяна Анатольевна
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе на тему «Очищение воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
Группа: старшая
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма организации: подгрупповая
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности, любознательности, формирование навыков экспериментирования
Задачи:
образовательные:
• учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе на тему „Очищение воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фильтрация, очистка воды
- Темочки
• познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды»;
• закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов;
• учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.
развивающие:
• развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;
• развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;
• развивать умение слушать воспитателя и сверстников.
воспитательные:
• повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности;
• воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.
Планируемый результат:
• дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками, к экспериментам, проводимым с водой;
• дети проявляют бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность;
• дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом;
• точно и полно отвечают на поставленные вопросы;
• слушают воспитателя и сверстников;
• дети выделяют существующие признаки предметов и явлений, сопоставляют различные факты;
• дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом;
• выдвигают гипотезы и строят предположения.
• дети знают различные способы очистки воды от загрязнений;
• соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов;
• дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.
Методы обучения:
беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, коробка, воронки, стаканчики прозрачные, магниты, сачки, вата, бинт (ткань, бумага, картинки: магнит, сачок, бумага, вата, бинт.
Ход НОД:
1. Мотивационно-целевой этап.
На экране рябь, нет сигнала.
Воспитатель: Ребята, я хотела поговорить с вами о весенних цветах, но что-то пошло не так. Сейчас я попробую настроить компьютер.
Звучит музыка из м\ф «Щенячий патруль», на экране появляется «Зума» и электронное послание: «Дорогие ребята, жители Бухты Приключений попросили им помочь. Вся вода в их стране стала настолько грязная, что ею невозможно пользоваться, а тем более пить. Они отправили образец воды, но что с ней делать, я не знаю. У меня есть только коробка и с тем, что нам пригодится».
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, почему Зума обратился к нам?
Дети: Мы можем им помочь.
Деятельность детей:
Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.
Планируемый результат:
Дети смотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности.
2. Целеполагание.
Задача: Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения
Методы: Объяснение, беседа, демонстрация.
Дети обнаруживают коробку, в ней образец «грязной» воды и инструментарий для экспериментирования (магниты, воронки, сачки).
Воспитатель: Как мы можем помочь жителям Бухты Приключений? Для чего нам столько разных предметов в коробке?
Дети: Мы можем помочь очистить воду.
Воспитатель: Ребята, а почему Зума просит нас о помощи. Что они делали не правильно, почему вода в их бухте стала не пригодна для использования?
Дети: Они засоряли водоемы, выбрасывали в них различный мусор.
Воспитатель: А как вы думаете, могут ли живые существа прожить без воды? И что будет, если жители бухты все так же будут засорять свои водоемы?
Дети: У них совсем не останется воды. Все живые существа погибнут.
Воспитатель: А как мы им поможем?
Дети: Мы поможем им очистить воду и научим ее беречь
Деятельность детей:
Дети слушают, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
Планируемый результат:
Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;
выделяют проблему и предлагают возможные решения.
3. Выдвижение гипотез.
Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
Методы: Беседа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас в коробке?
Дети: Магниты, сачки, воронки.
Воспитатель: Давайте, с помощью этих предметов, попробуем очистить воду от загрязнений.
Деятельность детей:
Дети высказывают свои предположения.
Планируемый результат:
Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность; выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.
4. Планирование деятельности по проверке гипотезы. (обсуждение алгоритма действий).
Задача: Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
Методы: Беседа, объяснение, демонстрация.
Воспитатель: Используя те приспособления, которые для вас прислал Зума, можем ли мы собрать мусор, который плавает на поверхности воды и лежит на дне.
Каким способом можно очистить воду от предметов, которые плавают на поверхности воды?
Дети: Вытащить палочкой с крючком, руками, собрать сачком.
Воспитатель: Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?
С помощью, каких приспособлений можно достать из воды предметы, которые лежат на дне?
Дети: С помощью магнита, собрать сачком (если затрудняются, обратить их внимание на предметы в коробке, присланные Зумой).
Деятельность детей:
Дети участвуют в планировании деятельности.
Планируемый результат:
Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
5. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.
Задача: Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Познакомить с разными способами очистки воды. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Методы: Объяснение, показ.
Воспитатель: Как вы думаете, сначала нужно доставать мусор со дна или убирать с поверхности? Почему?
Дети: Сначала убрать мусор с поверхности, чтобы он не мешал доставать мусор со дна.
Воспитатель: Какой предмет из предложенных вы используете для очищения воды от мусора, плавающего на поверхности?
Дети: Сачок.
Воспитатель: Почему мусор плавает на поверхности?
Дети: Потому что, он легкий, это растения, деревянные предметы, щепки. (Дети вылавливают сачком мусор, плавающий на поверхности)
Воспитатель: Какой мусор лежит на дне, почему?
Дети: Этот мусор тяжелый, это гвозди, камни.
Воспитатель: Каким приспособлением вы воспользуетесь, чтобы достать мусор, который на дне?
Дети: Магнитом. (Дети опускают магнит в воду)
Воспитатель: Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать? (Магнит притягивает железные предметы)
Стала ли наша вода чистой, пригодной для использования? Можем ли мы отдать такую воду жителям Бухты Приключений?
Дети: Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора.
Деятельность детей:
Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности.
Планируемый результат:
Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений. Проявляют самостоятельность, аккуратность.
6. Физкультминутка.
Задача: Снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Методы: Упражнение, показ.
Физкультминутка: «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Деятельность детей:
Повторяют за воспитателем.
Планируемый результат:
Дети расслаблены, отдохнули, Готовы к дальнейшей деятельности.
7. Планирование деятельности:
Задача: Развивать у детей умения фиксировать этапы действий. развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
Методы: Объяснение.
Воспитатель: С помощью чего можно фильтровать воду, очистить ее?
Дети: с помощью разных материалов: вата, ткань (слои бинта, бумага.
Деятельность детей:
Дети участвуют в планировании деятельности.
Планируемый результат:
Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
8. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.
Задача: Повышать интерес к экспериментальной деятельности. Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Познакомить с разными способами очистки воды. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Методы: Показ.
Воспитатель: Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь. А теперь профильтруем воду через вату. Также в воронку вставим вату, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).
Посмотрите, вода стала чище?
Дети: Да.
Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Все ребята профильтровали?
Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?
Дети: Да. Здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная.
Воспитатель: Посмотрите, стала ли вода чистой в 1 стакане, во 2, в 3? В каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды?
Дети: Самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ваты. Он лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор.
Деятельность детей:
Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности.
Планируемый результат:
Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений.
Проявляют самостоятельность, аккуратность.
9. Фиксация преобразований объекта.
Задача: Сравнить полученные результаты. Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.
Методы: Анализ, сравнение.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, как мы получили чистую воду. Запишем это с помощью картинок и потом отправим Зуме, чтобы он очистили свою воду по нашему плану.
Как очищали воду на первом этапе? С помощью чего? Выбирайте картинку. На 2 этапе? С помощью чего затем фильтровали воду?
Деятельность детей:
Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.
Планируемый результат:
Детей умеют проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.
10. Выводы.
Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.
Методы: Беседа.
Воспитатель: А теперь давайте отметим тот фильтр, с помощью которого вода стала самая чистая.
Дети: Лучше всего воду очистил фильтр из ваты, так как вата задерживает даже самый мелкий мусор.
Воспитатель: Зуме мы отправим наш план по очистке воды. Что бы вы еще хотели сказать, пожелать им?
Дети: Самое главное, жителям Бухты Приключений нужно не загрязнять воду. Ведь гораздо лучше ее сберечь, чем потом очищать.
Деятельность детей:
Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.
Планируемый результат:
Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности.
11. Рефлексия.
Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников. Проявлять бережное отношение к воде.
Методы: Беседа.
Воспитатель: Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё опыты с водой?
Ребята, на следующих опытах мы попробуем в воронку положить сразу 3 фильтра, которые мы использовали: и бумагу, и вату, и бинт и посмотрим, что станет с грязной водой.
Деятельность детей:
Дети вступают в общение.
Планируемый результат:
Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников. Проявляют бережное отношение к воде.