ОЛЬГА ГУСЬКОВА
НОД по экспериментированию «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства воды.
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды : безцветная, не имеет запаха, безвкусная, является растворителем некоторых веществ;
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Активизировать и обобщить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
Публикация «НОД по экспериментированию „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свою точку зрения;
Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе с водой.
Восп: Ребята, подойдите все ко мне пожалуйста. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. У вас сегодня хорошее настроение? Давайте улыбнемся солнышку, и каждый из вас поймает его лучик (ловим в кулачок). Поймали? Давайте подарим свои лучики гостям, пусть у них тоже будет хорошее настроение (сдуваем с ладошки «лучики»)
Раздаётся раскат грома.
Восп: Ой, что случилось, дождь пошёл, туча закрыла наше солнышко. (Раскидываю «капли» голубого и синего цвета.) Ребята, давайте соберем капельки дождя, у кого какого цвета капелька?
Дети: Голубые, синие.
Восп: А кто мне скажет, из чего состоят капельки?
Дети: Из воды!
Восп: правильно, из воды. Сегодня, мы с вами отправимся в сказочную страну Водиландию. (Идем по группе и подходим к столам, на которых стоят стаканы с водой)
Вот мы и пришли в нашу волшебную страну Водиландию. Что же интересного нас здесь ждёт? Жителями этой страны являются наши капельки – голубые и синие, такие как у нас с вами. Вместе эти капельки образуют воду, которая, посмотрите, стоит на столах в стаканах.
Ребята, а что вы знаете о воде? - ответы детей
Сегодня мы с вами не просто дети, мы следопыты. Мы будем проводить опыты с водой, исследовать её. А помогут нам в этом наши руки – наши помощники.
Физминутка:
Вот помощники мои,
их, как хочешь поверни: - показываем ладони
И вот эдак, и вот так,
не сидится им не как - поворачиваем ладони то вверх, то вниз тыльной стороной
Раз, два, три, четыре, пять! - хлопаем в ладоши
Не сидится им опять - встряхиваем кистями рук
Постучали – стучим кулочками по столу;
Повертели – круговые вращения кистью;
И работать захотели – потираем ладони.
Поработали немножко – хлопаем в ладоши;
Мы дадим им отдохнуть – складываем ладони вместе, поворачиваем вправо, влево, кладем на стол.
Постучали – стучим кулочками по столу;
Повертели – круговые движения кистями рук;
И опять обратно в путь – хлопаем в ладоши.
У вас на столах лежат кубики, кто ребята скажет, из какого материала сделаны эти кубики? Постучите кубиками друг о друга, какие они?
Дети: Твердые.
Восп: Почему вы так решили?
Дети: Они стучат, издают звук?
Восп: А когда вы постучали кубиками друг о друга, они поменяли свою форму?
Дети: Нет.
Восп: Конечно нет. Они твердые, имеют свою форму и сохраняют её. А как вы думаете, ребята, есть ли форма у воды? И чтобы нам получить ответ на наш вопрос давайте проведем опыт. (Предлагаю детям разлить воду в сосуды разной формы - блюдце, баночку и т. д)
Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Восп: А что происходит с водой, когда мы её наливаем в блюдце? – ответы детей.
Правильно вы заметили, что вода меняет форму. Она не твёрдая, как кубики, а какая кто скажет? – ответы детей.
Вода жидкая, она течёт, она принимает форму того предмета в который её наливают.
Даша, какую форму приняла вода, когда мы налили её в баночку?
Ваня, какую форму приняла вода, когда мы налили её в блюдце?
Карина, какая у нас вода, твёрдая или жидкая? Вода - это жидкость, поэтому она может изменять свою форму. Какую форму имеет вода в стакане? Какую форму имеет вода в блюдце?
Вывод: Вода – это жидкость. Её можно налить в сосуд, перелить из одного сосуда в другой. Вода может растекаться и принимать форму сосуда.
А как вы думаете ребята, какого цвета чистая вода?- ответы детей.
(Если дети говорят, что вода белая, я предлагаю им положить рядом со стаканом с водой белый лист бумаги.)
Отличается цвет воды в стакане от цвета белого листа бумаги? – ответы детей.
Какая же всё – таки вода по цвету? Имеет вода цвет? – ответы детей.
Восп: Вода не имеет цвета, она бесцветная. Это ещё одно свойство воды. Андрей, скажи ещё раз всем ребятам, имеет ли цвет чистая вода?
Как мы об этом догадались? – ответы детей.
А сейчас ребята я предлагаю вам провести ещё один опыт. У вас на столе стоят стакан с водой и стакан с молоком, тарелочка с пуговицами и мозаикой.
Возьмите мозаику и пуговицы и опустите в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком стакане мозаика и пуговицы видны лучше? – ответы детей.
А как вы думаете ребята, почему в стакане с водой видны эти предметы, а в стакане с молоком их не видно? – ответы детей.
Итак, какое свойство воды мы можем ещё назвать?
Дети: Вода прозрачная.
Восп: Правильно, вода прозрачная. Какой бы предмет мы не опустили в воду, он будет виден. Возьмите палочку, опустите её в стакан с водой. Видите палочку?
Дети: Да.
Восп: А почему вы видите палочку? Какая вода? Дима? Саша? Надя?
Восп: А как вы думаете, какая вода в лужах?
Дети: Грязная.
Восп: А грязная вода бывает прозрачной?
Дети: Нет.
Восп: А какая вода бывает прозрачной?
Дети: Чистая.
Восп: Правильно ребята. А сейчас возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Пахнет вода? Какой у неё запах? – ответы детей.
Какое ещё свойство воды мы можем назвать? – ответы детей.
Вода не имеет запаха, она не пахнет.
Теперь попробуем воду на вкус. Возьмите стакан с водой, попейте воды. Имеет вода вкус? – ответы детей.
У вас на столах стоят тарелочки с волшебным песком (1стол – сахар; 2 стол - соль). У меня тоже есть волшебный песочек (лимонная кислота). Давайте насыплем в стаканчики с водой немного волшебного песочка. Насыпали? Размешайте. Попробуйте. Изменился теперь вкус воды или нет?
Дети: Да.
Восп: Какая вода на вкус стала у вас? – сладкая. А у вас? – солёная. Попробуйте мою воду, какой у неё вкус воды? – кислая. Как вы думаете, почему? – ответы детей.
Значит, мы можем назвать ещё одно свойство воды – вода не имеет вкуса, она безвкусная. Вот сколько нового мы сегодня узнали о воде. А помогали нам делать опыты наши помощники – наши руки. Они устали, давайте им устроим маленький отдых.
Физминутка:
Это – пальчик мой большой,
Он с широкою душой.
Это - указательный,
Умный и внимательный.
Это - пальчик средний,
Выше, чем соседний.
Это – безымянный,
Он немножко странный.
И мизинчик маленький,
Смелый, да удаленький – массируем пальчики по очереди.
Восп: Отдохнули? А теперь скажите, как вы думаете, кому и зачем нужна вода? – ответы детей.
А как вы думаете, воду нужно беречь? – ответы детей.
Правильно ребята, конечно нужно. Вода – добрый друг и помощник человека. Человек не может прожить без воды, животные и растения тоже. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай. Как приятно и весело плескаться в речке летом, как приятно напиться воды в жару.
Но чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Заводы, фабрики, люди потребляют много воды, и её становится всё меньше. Воду нужно беречь, потому что без воды жизнь на земле невозможна.
Давайте у нас в умывальной комнате повесим вот такой знак (показываю картинку, все вместе идем в умывальную комнату и вешаем знак на стену. Возвращаемся в группу.)
Ребята, а у меня для вас сюрприз. Хотите поиграть с водой?
1 стол – будет пускать кораблики, чей дальше уплывёт.
2 стол – будет пускать мыльные пузыри.
Потом поменяетесь.
Понравилось вам ребята играть с водой? Давайте ещё раз повторим свойства воды, которые мы сегодня узнали.
(Используя схемы, приложение прикреплённые на доске повторяем свойства воды)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Всем нужна водичка:
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И ребятам – дошколятам.
Везде и всегда помогает всем вода.