Ольга Щулькина
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Секреты воды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Секреты воды»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Задачи: 1. Закрепить уже имеющиеся у детей представления о воде, её свойствах (прозрачность, влажность, изменение температуры); дать представление о воде как источнике жизни на планете Земля, закрепить знания детей о значении воды для всего живого, а также её использовании в быту; познакомить детей с неизвестными им свойствами и качествами воды (увеличение в объёме при погружении в неё предметов, способность впитываться в губку, способность растворять сахар, соль, краску, замерзать при отрицательной температуре.)
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Секреты воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2. Развивать интерес к познавательно-экспериментальной деятельности, наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать исследуемые процессы и полученный результат, грамотную речь (умение высказывать гипотезу, давать аргументированный ответ).
3. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Оборудование: ёмкость с водой; чайник с кипячёной питьевой водой, набор для фокусов;
на каждого ребё нка: стеклянные баночки, воронки, черпачки; мелкие камешки, губки, кружки, мерные ложечки, сахар, соль; краски, кисточки; формочки для льда.
Ход занятия:
Мотивация. Дети, вы любите разгадывать секреты? А чтобы узнать, какие секреты мы сегодня будем разгадывать, отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Дети: Это вода.
Беседа: Дети, а что вы знаете о воде? (ответы детей)
Кому и для чего нужна вода? (ответы детей)
Ребята, вы правы. Вода необходима и для человека, и для растений, и для животных.
Когда льётся дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без воды
Без воды не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без воды и человеку,
И природе погибать.
А вы знаете, что когда-то миллионы лет тому назад именно в воде зародились первые живые существа. В течение многих тысячелетий они развивались, мир живых существ становился всё более разнообразным. И сейчас на нашей планете живут и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и насекомые, и растения. И всё это благодаря воде!
Вода хранит много секретов. А чтобы узнать некоторые из них, я приглашаю вас в лабораторию. Сегодня мы будем исследовать воду.
Опыт № 1. Для начала необходимо наполнить баночки водой до половины объёма. Для этого вам понадобятся воронки и черпачки. (Дети выполняют задание). Скажите, что вы сейчас сделали?
Дети: налили воду в баночки.
А почему вы смогли воду НАЛИТЬ? (ответы детей)
Вывод: вода льётся, потому что она жидкая. Вода – это жидкость. Всё, что льётся, называется жидкостью.
Подумайте и скажите, какие ещё жидкости вы знаете? (ответы детей).
Опыт № 2. Сколько воды вы налили в баночку? (полбанки).
Как вы думаете, что станет с водой, если в баночку погрузить мелкие камешки? (предположения детей). Давайте проверим ваши предположения.
Дети опускают в баночки мелкие камешки.
Что произошло с водой? (воды в баночке стало больше)
Вот мы и разгадали один из секретов воды.
Вывод: при погружении предметов в воду, объём воды увеличивается.
Опыт № 3. Дети, как вы думаете, что станет с водой, если в баночку погрузить губку?
(камешки предварительно из воды извлечены).
Дети высказывают различные гипотезы.
Проведём эксперимент : опустите в баночки с водой губки. А теперь вытащите губки из баночек. Что вы видите? (в баночке нет воды).
Куда же подевалась вода? (впиталась в губку).
Как вы думаете, можно ли воду вернуть из губки обратно в баночку? Как это сделать? (отжать воду из губки). Ещё один секрет воды мы разгадали.
Вывод: вода может впитываться в губку. С помощью губки можно убрать воду, а также выжать воду из губки.
Скажите, ребята, а где можно увидеть воду? (ответы детей)
Я предлагаю вам отправиться на речку. Вы любите плавать? Тогда идём!
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
А теперь пора вернуться в нашу лабораторию. Давайте присядем с дороги и попьём воды. (Дети пьют воду)
Опыт № 4. Скажите, дети, какого вкуса вода? (У воды нет вкуса, она безвкусная).
Как вы думаете, можно ли изменить вкус воды? (ответы детей).
Подумайте и скажите, как это можно сделать? (предположения детей).
Добавьте в одну кружку с водой ложку сахара, а в другую – ложку соли. Хорошо размешайте. Попробуйте воду из одной, а потом из другой кружки. Что вы можете сказать? (в одной кружке вода сладкая, в другой – солёная.) Как вы думаете, почему у воды изменился вкус? (высказывания детей).
Вывод: вода может растворять в себе сахар и соль и менять свой вкус.
Опыт № 5. Скажите, ребята, а какого цвета вода? (вода бесцветная, прозрачная).
Как вы думаете, может ли вода изменить свой цвет? (ответы детей). С помощью чего можно изменить цвет воды? (предположения детей).
Перед вами краски и кисточки. Окрасьте воду в любой цвет. Подумайте и скажите, почему вода окрасилась? (высказывания детей).
Вывод: вода может растворять в себе краски.
Итог занятия. На сегодня все секреты воды мы с вами разгадали. Давайте вспомним, что это за секреты? (дети озвучивают выводы опытов).
Переход к совместной деятельности. Но чудеса продолжаются. Сейчас мы с вами попробуем сотворить одно чудо. Вы согласны?
Показ фокуса «Окрашивание воды» с помощью набора для фокусов. Волшебные слова предлагают и вместе с воспитателем произносят дети.
Затем предлагается детям залить цветную воду в формочки для льда и вынести их на мороз.
Что произойдёт с цветной водой в формочках, проверим завтра.
На следующий день дети делают вывод, что на морозе вода (даже цветная) замерзает.
Затем, во время прогулки дети цветными льдинками украшают участок.