Наталья Дмитриева
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе
Уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Экспериментирование - один из любимых видов деятельности детей, который позволяет ребятам самостоятельно найти ответы на вопросы, понять суть происходящих явлений, "создать" что -то своими руками. В рамках работы по теме " Хлеб всему голова" мы провели с ребятами занятие по приготовлению соленого теста. Его и предлагаю вашему вниманию.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе „Испекли мы колобок, Соленое тесто“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тестопластика. Конспекты занятий
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- «Колобок». Лепка, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
" Испекли мы колобок. " - конспект занятия по экспериментированию
Цель занятия: научить детей делать тесто из муки и соли
Задачи:
Образовательные:
-научить детей определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
- познакомить детей с процессом приготовления теста для лепки;
- учить детей простейшим приемам исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развиваем логическое мышление - умение выделять общие и отличительные свойства веществ;
развиваем умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;
- развиваем связную речь - учим высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения;
Воспитывающие:
- приучаем к аккуратности при выполнении эксперимента;
- продолжаем формировать навыки самообслуживания - умения приводить в порядок свое рабочее место;
Материалы и оборудование:
1. Для каждого ребенка:
- одноразовые тарелочки с мукой и солью;
- емкости с водой;
- емкости для замешивания теста;
- пластмассовые ложечки;
- крышки с черным дном для рассматривания веществ;
2. Для педагога:
- настольная ширма из кукольного театра;
- игрушка Колобок - театр бибабо;
- демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ (ММЧ)
- соленое тесто;
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть. Постановка проблемы " Кто я?"
(на столе педагога за ширмой спрятана игрушка Колобок)
Голос из -за ширмы
- Говорят, я - круглобокий,
Говорят, без рук, без ног я,
И что от всех я убегаю,
Кто же я такой? Не знаю!
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто там спрятался за ширмой? (выслушав ответы детей достает игрушку)
Колобок:
- Здравствуйте, ребята, спасибо, что назвали мое имя! Теперь я знаю, что я - Колобок. Только все равно не понятно: какой я, откуда я взялся, расскажите мне, пожалуйста!
Диалог Колобка с ребятами:
- где я живу?
- почему я от всех убегаю?
- почему се хотят меня съесть?
- почему я вкусный?
- кто меня делал таким?
- из чего меня сделали?
2. Основная часть. Решение проблемы " Как сделать настоящий Колобок?"
А. Беседа воспитателя с детьми:
- вспомните, как в сказке появился Колобок?
- что нужно, чтобы испечь настоящий Колобок?
- где мы будем печь Колобок?
В ходе беседы дети вместе с воспитателем выясняют, что для приготовления теста мука, соль, вода. А так у нас нет настоящей печки, мы положим в тесто побольше соли, и тогда ы сможем высушить наши колобки на батарее.
Воспитатель предлагает детям познакомиться со свойствами соли и муки, и попробовать самим сделать тесто для колобка.
Б. Знакомство со свойствами соли и муки:
Эксперимент № 1. " Определите на ощупь, где соль, а где мука?"
Действия:
- опустите пальчики в тарелочки с мукой и солью;
- потрите содержимое между пальцами, что вы ощущаете?
Вывод: Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.
Эксперимент № 2. " Рассматривание частиц соли"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки;
- попробуйте ложкой раздавить крупинки;
Вывод: Соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Соль - твердое вещество.
Эксперимент № 3. " Рассматривание частиц муки"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного муки;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки;
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод: Мука тоже состоит из крупинок, но они меньше по размеру, и из тоже нельзя раздавить ложкой. Мука - твердое вещество.
Эксперимент № 4. " Какого вкуса мука и соль"
Действия:
-возьмите из тарелочки ложкой немного муки;
- осторожно, кончиком языка попробуйте ее;
- тоже самое проделайте с солью;
Вывод: Соль по вкусу - соленая, а мука - безвкусная, пресная.
В. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА. Подвижная игра " Маленькие человечки"
В данной игре используется прием технологии ТРИЗ метод моделирования маленькими человечками.
Воспитатель объясняет детям правила игры: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся за руки, как человечки на этой карточке, то такие вещества называются твердыми (показывает карточку)
Давайте покажем " твердое вещество - соль": возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки.
Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку)
Давайте вместе с вами покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? (не очень трудно). Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показывает карточку)
Частички двигаются так, как вы бегаете врассыпную. Давайте покажем газообразное вещество- воздух: побегайте в разных направлениях. Условие игры: если я буду называть газообразное вещество, вы будете двигаться в разных направлениях. Все понятно? Начинаем игру! (воспитатель называет разные вещества, дети
" моделируют" их с помощью движений: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дым, песок, сок, туман, дерево и т. д.)
Г. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ " Приготовление теста для лепки"
Вместе с детьми, обобщая знания, полученные входе эксперимента, определяем, что для приготовления теста нам нужна мука, вода и немного соли. Тогда наш Колобок будет съедобным, но его нужно обязательно испечь! Где мы это будем делать? (у нас нет такой возможности). Воспитатель показывает детям хлебобулочное изделие, сделанное из соленого теста. Рассказывает, что изделие сделано из теста, в которое положили много соли. Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игры в " Магазин" Но есть его, конечно, нельзя! Почему?
(слишком соленое). Хотите я научу вас делать такое тесто? Из него вы сможете слепить не только Колобок, но и все, что захотите.
Эксперимент № 5. " Приготовление соленого теста"
Действия:
- возьмите три ложки муки и высыпьте ее в емкость для приготовления теста;
- добавьте шесть ложек соли;
- перемешайте полученную смесь;
- постепенно, понемногу добавляйте в полученную смесь воду;
- добавляйте воду о тех пор, пока смесь не станет вязкой (это и есть соленое тесто)
Вывод: Чтобы получить соленое тесто нужно взять соль, муку и воду.
Д. ЛЕПКА колобка из приготовленного теста
Воспитатель предлагает детям достать ложкой полученное тесто на клеенку. Ручки (ладошки) опустить в тарелочку с мукой, взять комок теста и скатать колобок.
По окончании выполнения работы ребята выкладывают " колобки" на крышечки и показывают их игрушечному Колобку.
КОЛОБОК: Как здорово у вас получилось! Можно я попробую? (ответы детей). Жаль, что нельзя! А с другой стороны - Лисе тоже такой Колобок не понравится! И тогда с вашими колобками можно играть в другую сказку! Только их надо сделать сказочными, а то они у вас какие - то бледные!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Не переживай! Когда наши колобки подсохнут, мы разрисуем из красками и они станут сказочными!
А сейчас, Колобок, я хочу проверить был ли ты внимательным на нашем занятии.
3. Заключительная часть. Итог занятия - " Мы испекли Колобок!"
Дети вместе с Колобком отвечают на вопросы:
- какие вещества нужны для приготовления теста
- назовите твердые вещества, которые мы использовали для приготовления теста?
- какие жидкие вещества помогли нам сделать тесто?
Воспитатель хвалит Колобка и детей.
Колобок обращает внимание на беспорядок на столах. Воспитатель предлагает детям показать Колобку, как надо приводить в порядок свое рабочее место.
P. S. В свободное время дети самостоятельно лепят из соленого теста атрибуты для игры в " Магазин".