Светлана Шапеева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный Сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебный Сундучок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить со свойствами воды
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово, загадки
Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, презентация,карта-схема.
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами,, макет вулкана и реактивы (сода, уксус, краски, кисти, бумага,смайлики,бутылки 0,5, воздушные шары, эмблемы,колпачки,фартуки для экпериментирования, карта-схема.
Предварительная работа: Чтение повторение сказки «Золушка», беседа по технике безопасности, Работа с родителями:приобрести для ребенка фартук и нарукавники
Форма работы: подгрупповая
Ход занятия
(входит волшебник) Что я наделал,ох горе,горе,что же мне делать?
- Здравствуйте, ребята. Как мне повезло что я встретился с вами Я волшебник из Города Волшебства. В моем городе случилась беда, злой колдун Заколдовал мой волшебный сундук, я никак не могу открыть его.
Но чтоб расколдовать его, нужно выполнить очень сложные испытания.
Вы бы хотели мне помочь? отправиться со мной в путешествие по волшебному городу.
А путешествовать нам поможет волшебная карта. она укажет нам путь
А вы знаете, кто творит волшебство?
Дети: (волшебники, феи).
А чтоб попасть в эту страну нам нужно превратится в моих волшебных помощников. Давай те закроем глаза, и покружимся вокруг себя. Посмотрите вы превратились в моих помощников.
А теперь начнем наше путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
Загадки:
1. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
2. Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Ответ: Василёк.
3. Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
4. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Ответ: Кувшинки.
Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.
За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
1. Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».
- Спасибо Фее цветов!
Что, ж продолжим путешествие. Следующая остановка у Золушки.
Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.
2. Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)
Что же нам делать как разделить крупы (ответы детей)
- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.
- Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада.
Пора и нам размять свои ножки и станцевать с веселыми насекомыми.
Физкультминутка
Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок, (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)
С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)
- Ребята, а Вы умеете рисовать?
Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Лист бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, дружок, помогут
Увидать любой предмет,
Форму рассмотреть и цвет,
Круглый он или квадратный,
Весь шершавый или гладкий,
Он кривой или прямой,
Маленький или большой.
Мы с тобою целый мир
На бумаге создадим:
- Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопрос:
1. Чем еще кроме красок можно рисовать?
Ответы (карандаши, мел, тушь, восковые мелки.).
Пришло время начать рисовать!
Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
3. Опыт «Волшебные рисунки».
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.
Объяснение волшебника : ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.
- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.
Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов.
Вот мы и на месте, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать. Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Смотрите!
4. Опыт «Надувание шарика». В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
5. Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
- Вот и потух наш вулкан. .
Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.
Наше путешествие подходит к концу. Вот и мы дошли до сундучка,чтоб он открылся мы выполнили все задания,но еще нужно сказать волшебные слова :
СИМ-СИМ ОТКРОЙСЯ!-3 раза.
Ну если б ребята не вы, то мне бы никогда не удалось бы расколдовать сундук. Я так рад что с вами познакомился,у меня теперь столько друзей…можно я буду приходить к вам почаще.
Вам ребята понравилось наше путешествие?Кому понравилось возьмите веселый смайлик, а кому не очень понравилось-грустный. (вывешиваем на доску)
Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам. (сюрпризы)