Евгения Комендантова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. НОД «Музыка дождя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности. НОД Музыка
Тема: «Музыка дождя»
Участвует группа детей старшего возраста 8-10чел.
Актуальность:
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, НОД „Музыка дождя“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой наш детский сад.
Цель:
Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2. Активизировать слуховую активность.
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Гипотеза: Дождь-это тоже музыка
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Муз. рук. Загадывает загадку.
Это кто такой садовник: полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы, вымыл травы и листы?
А как сумерки настали – нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт, и польёт наш огород. (дождик)
Муз. руководитель: У нас сегодня не простое занятие. Ребята, сегодня мы будем с вами слушать дождь. Узнаем, как он возникает и как звучит. А также ответим на вопрос : Можно ли дождик назвать музыкой?
Давайте послушаем как звучит дождь
Музыкальный руководитель включает фонограмму дождя.
Муз. Рук: Что вы слышите?
Дети: Дождь
Муз. Рук: Скажите, ребята, вы услышали сильный или слабый дождик?
Дети отвечают
Муз. Рук: Капли могут падать часто и тогда дождь будет сильный, и шум от него будет сильнее, т. к. каждая упавшая капля извлекает звук. И наоборот, если дождь идёт редко, капли падают не часто, то и шум от дождя будет меньше, тише.
Муз. Рук: А откуда берётся дождь?
(ответы детей)
Опыт1.
Муз. Рук: Вот у меня есть маленькая тучка (показывает комок ваты) .Вата абсолютно сухая. (Дети трогают. Муз. рук кладёт вату на подставку над тазиком)
Капельки, испаряясь, копятся в тучке. (муз. рук. капает на вату) если мало капелек накопилось, то тучка не протекает, если много, то тучка начинает протекать – и тогда мы говорим, что идёт дождик.
Опыт2
В приготовленных тазиках лежат металлическая миска вверх дном, картонная коробка, лист бумаги, целлофановый пакет, сухие листья, жестяная банка из под печенья. Также приготовлен тазик с водой, бутылочки с продырявленными крышками без дна, мерный стаканчик.
Муз. рук. : Итак. Когда идёт дождь в природе, то капельки попадают на разные предметы и поверхности: одна попадает на асфальт, другая, на листик, третья – в лужицу и т. д. каждая капелька будет извлекать разный звук.
Дети наливают в бутылочку мерным стаканчиком и пробуют капать на разные поверхности и прислушиваются к звуку, который получается при падении капель на разные поверхности. Дети делают выводы: какой звук они слышат (шуршащий, звенящий, стучащий и т. д.)
Муз. рук. : Звук дождя зависит от материала, на который попадают дождинки. Он может быть глухим, звонким, тихим, шуршащим. Дождик мочит всё вокруг и поэтому получается своеобразный дождевой оркестр. Дождик, как музыкант играет на разных предметах как на муз. инструментах. Можно ли дождик назвать музыкантом?
(Ответы детей)
Муз. Рук: Можно ли изобразить дождик с помощью звучащих жестов? Звучащие жесты—это игра звуками своего тела—игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и другие.
Это должны быть шуршащие, острые, звенящие звуки.
Игра «Дождик»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Время проведения: 5 мин.
Ход игры:
Участники встают в круг.
Муз. Рук: давайте вместе попробуем изобразить дождь при помощи звучащих жестов. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
Поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Муз. Рук: А какие музыкальные инструменты могут прийти нам на помощь, чтобы изобразить дождик? Какие звуки должны издавать эти муз. инструменты.
(ответы детей) Шуршащие, звенящие, стучащие.
Детям предлагаются на выбор разные музыкальные инструменты.
Муз. Рук: Если будем играть часто, то наш дождик будет частый, а если редко, то дождик получится редкий. Давайте попробуем все вместе сыграть музыку дождя.
Исполняется песенка «Песенка дождя» Роот
Дети разбирают инструменты.
Муз. рук. поёт куплет, дети в припеве играют на муз. инструментах.
Муз. рук. : Скажите, а можем ли мы, прослушав, как звучит дождик, изобразив его разными жестами и на муз. инструментах сказать, что Дождик-это тоже Музыка?
Дети: Да!
Муз. рук: Теперь мы смело можем сказать, что дождик-это тоже музыка. Музыка дождя.
Композиторы, как и вы, это тоже заметили и сочинили много разных произведений про дождик для самых разных инструментов. Вот послушайте, как дождик играют на балалайке.
Включается фонограмма Архиповский «Дождик»
Муз. Рук: Послушайте и скажите, какое настроение нарисовал вам этот дождик?
Дети слушают
Муз. Рук. :Дождик создаёт разное настроение. Это был у нас грустный дождик, А теперь давайте улыбнёмся и потанцуем весёлый дождик.
Танец «Весёлый дождик» из разработок Кустовой
Выводы.